Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 48 (7456) 9 -15 декабря 2004г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
Телевизионный смотрительКто следующий?В поисках героя нашего времени НАБЛЮДЕНИЕМаксим ГУРЕЕВ
Сказано: "Какое время - такие и песни". В том смысле, что аудиовизуальный рынок (и не только он) предельно чутко реагирует на носящиеся в воздухе идеи и сверхидеи, задачи и сверхзадачи. Сегодня к их числу относится и формирование виртуального образа некоего даже не положительного, но необходимого на данный исторический момент героя, которому будут подражать, на кого захотят походить миллионы. Так, еще относительно недавно в ряды "героев нашего времени" были записаны персонажи, мягко говоря, с криминальным прошлым, сумевшие "сколотить", пускай и не всегда законно, некий "капиталец", обзавестись недвижимостью, дорогим автотранспортом, а также дерзко начавшие восхождение на отечественный политический олимп. И сказал до смерти замученный бравыми колхозниками, ударниками труда и комсомольскими активистами зритель: "Это хорошо!" Но времена изменились, и как печатные, так и электронные СМИ нашли очередную знаковую фигуру времени - скромного и честного борца с этими самыми "новыми" хозяевами российской жизни. Самые разнообразные (не в качественном, а в количественном отношении) оперативники, следователи, участковые и частные сыщики буквально заполонили ТВ-экран. И только самый ленивый и нелюбознательный был не в курсе житейских и профессиональных неурядиц Толи Дукалиса, Георгича и Мухомора из уже ставшего культовым "ментовского" сериала. И вновь зритель, "переевший" аляповатых "новорусских" интерьеров и невыносимо однообразных картинок "богатой" нефтяной жизни, сказал: "Тоже неплохо!" Однако и этим духоподъемным временам, кажется, приходит конец. Теперь на смену нашим обаятельным, слегка пьющим и вечно испытывающим недостаток в денежных средствах блюстителям закона и правопорядка приходят совсем другие люди. В частности, в таких ТВ-сериалах, как "Честь имею", "Звездочет", "Слепой", "Сармат", с успехом создаются новые "герои нашего времени", новые знаковые персонажи. Они знают обо всех все, они строги, сдержанны и немногословны. Они воевали в разных "горячих точках". Они великолепно владеют всеми видами стрелкового оружия и восточными единоборствами. У них нет чувства юмора. Они - этакие "волки-одиночки" и поэтому, как правило, страдают за правду. Наконец, они вхожи в любые, самые высокие кабинеты, а на мобильный им не звонит разве что президент. О месте их работы можно только догадываться, а векторы их профессиональной деятельности фантастически разнообразны - российские бандиты и "оборотни" в погонах, чеченские террористы и иностранные шпионы, нечистые на руку бизнесмены и вороватые государственные чиновники. Стало быть, "юноше, обдумывающему житье", тут есть над чем поломать голову. В том смысле, что навыки, которыми владеют эти господа, совсем не бесполезны при нынешнем "разгуле преступности", "падении нравственности", "наступлении мирового терроризма", а также "экономической и правовой нестабильности". Иначе говоря, сам себя не защитишь, никто тебя не защитит. А тут такое серьезное подспорье... Но, с другой стороны, за активно воспеваемой производителями аудиовизуального продукта романтикой работы в спецслужбах таятся многие и многие подводные камни, о которых они (производители) даже и не подозревают. Хотя с учетом нашей богатой в этом смысле истории могли бы! В свое время, как мы помним, довоспевали "передовой карающий отряд" до того, что "комитет", по сути, стал единственной реальной властью в гигантской стране. Властью, которая существовала по своим внутрикорпоративным законам, разумеется, не имевшим никакого отношения к тому, что называется управлением государством. Безусловно, никто не спорит с тем, что службы безопасности необходимы всякому социуму, что на них возложены чрезвычайно важные задачи и что решение этих задач - дело совсем непростое. Но едва ли (и российская ФСБ в том числе) они нуждаются в такой навязчивой, неталантливой и подобострастно сделанной рекламе. В этом смысле наиболее показательными стали сериалы "Сармат" и "Звездочет", в которых примитивный схематизм и желание соответствовать гипотетическому "социальному заказу" столь очевидны и невыносимы, что смотреть эти телевизионные опусы, откровенно говоря, невозможно. Что же касается так называемого "гипотетического заказчика", то, скорее всего, его и не было вообще, а было обычное наше желание "бежать впереди паровоза", именуемое также и таким словом, как "самоцензура", до которой столь охочи нынешние телевизионные продюсеры (по большей части с богатым комсомольским прошлым). Итак, новый "герой нашего времени" вроде бы найден. Другое дело, надолго ли? Ответить на этот вопрос не представляется возможным, как и на тот, "кто может быть следующим". Также в рубрике:
|