Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 48 (7456) 9 -15 декабря 2004г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
СобытиеОт саспенса к мистике"ДЕКАБРЬСКИЕ ВЕЧЕРА"Анна БУЛЫЧЕВА
2 декабря концертом австрийского Хаген-квартета в ГМИИ им. А.С.Пушкина открылся XXIV фестиваль "Декабрьские вечера Святослава Рихтера". В этом году тема выставки в Пушкинском музее - "Пикассо: отражения - метаморфозы", раскрытая в трех ракурсах: Пикассо и античность, Пикассо и африканская скульптура и, самое главное, парафразы Пикассо на темы классической западной живописи. Тема музыкального фестиваля заявлена шире: "Отражения - метаморфозы", - однако подразумеваются прежде всего метаморфозы классического наследия (и чем более старинного наследия, тем лучше) в искусстве XX века. Так что программа "Декабрьских вечеров" обещает быть нетривиальной, интеллектуальной и, само собой, рафинированной. Что касается концерта Хаген-квартета, в некотором смысле задавшего тон фестивалю, то его программа четко разделилась на две части. Свободная, так сказать, часть - это те произведения, которые музыкантам приятно и комфортно исполнять, в данном случае квартет Равеля и до-мажорный квартет Бетховена ор. 59 № 3. Обязательная часть, она же концептуальная - то, что оправдывает появление именно этой программы на именно этом фестивале. Здесь Хаген-квартет выступил безукоризненно, обнаружив завидную эрудицию: в конце первого отделения был исполнен "Officium breve" Дьёрдя Куртага в память Андрея Серванского, части которого "прослоены" тремя частями мотета Жоскена Депре "In Principio erat verbum". Однако надо честно признаться, что концептуальное, идейно выдержанное сочетание Депре - Куртаг не убедило: мотет Депре - рождественский, оффиций - заупокойный... От этого можно было бы отмахнуться, не вдаваясь в поиски смысла, если бы исполнение доставило чисто эстетическое наслаждение - ан нет, не доставило, причем в большей степени из-за Депре, нежели из-за Куртага. Музыканты восприняли его как унылое школьное упражнение в полифонии строгого стиля. Игра жирными статичными аккордами (без намека на хоровые тембры оригинала, на речевую артикуляцию, на какие-либо присущие музыке Депре эмоции, в конце концов) ренессансный рождественский мотет превратила в нечто тоже заупокойное. В свободной части программы сестра и братья Хаген и давно примкнувший к ним Райнер Шмидт (вторая скрипка) выглядели куда раскованнее и убедительнее. Сосредоточенно-страдальческое выражение, не покидавшее их лиц, что бы ни выходило из-под смычков (увы, обычное свойство большинства музыкантов академической формации), почти не отражалось на трактовке исполняемых произведений. Отточенность звука и фразировки у Хагенов давно уже перешла в утонченность интерпретации. Все четверо настолько сыгрались за десятилетия совместной музыкальной жизни, что идентичными стали не только штрихи и оттенки, но способ проживания классических текстов - как будто совпадает у них не только школа, но ассоциативные ряды и чувственный опыт. Вместе они пережили томление и "саспенс" второй части бетховенского квартета. По старинке дружно воздержались от каких-либо проявлений дансантности в менуэте, этим, надо сказать, разочаровав. И вместе учинили в обоих финалах - и Бетховена, и Равеля - настоящий шквал. Все-таки не зря их снова позвали на "Декабрьские вечера". Сейшн эпохи ВозрожденияСледующим гостем "Декабрьских вечеров Святослава Рихтера" стал вокальный ансамбль "Хиллиард". Его возможности и репертуарный диапазон впечатляют: здесь и средневековая, и ренессансная, и барочная музыка, и в то же время внушительный набор современных авторов: А.Пярт, Е.Фирсова, Дж.Макмиллан, Х.Холлигер... Никакие превосходные эпитеты не отразят тот потрясающий уровень музицирования ансамбля, когда мастерство просто не замечаешь, увлекаясь течением музыки. Впрочем, нынешнее выступление "Хиллиарда" никак нельзя отнести к жанру традиционного академического концерта. Программка лаконично гласила: "Officium. Импровизации на темы старых мастеров". В ее основе - импровизации в духе раннего многоголосия Средневековья, мотетов Возрождения, французских шансонов, английских кантиков... Все это происходит в диалоге с импровизационными каденциями саксофониста Яна Гарбарека, который здесь выступил в роли эдакого enfant terrible - господина, который может позволить себе диссонансные рулады, нарочито "крикливые" фразы, иногда даже заглушающие церемонное пение изумительных ансамблистов - теноров Роджера Кави-Крампа и Стивена Хэрролда, баритона Гордона Джоунса и контратенора экстра-класса Дэвида Джеймса. Порой казалось, что мы присутствуем на своеобразном сейшне эпохи Возрождения, тем более что Гарбарек чередовал сопрановый и теноровый саксофоны, извлекая самые разнообразные краски. Чтобы передать необычный дух этого действа, скажем и об элементах перформанса, очень строгого, в духе литургии (ибо officium переводится с латыни как "служба"). Певцы время от времени перемещались в пространстве Белого зала Музея имени Пушкина, создавая тем самым эффект стереофонии. Ощущение было такое, что мы словно погрузились в вибрирующую акустику какого-нибудь западного собора, с его пределами и нефами. Кстати, голоса певцов без труда наполняли зал и на близком расстоянии (когда они шествовали по центральному и боковым проходам), и со сцены. Так что обделенные природой "микрофонные" голоса иностранных аутентистов, с которыми мы все чаще сталкиваемся, все же не должны служить образцом. Трудно было поверить, что все, что мы слышали в этот вечер, - сплошная импровизация, настолько стильно и органично музыканты "Хиллиарда" воспроизводили характерные формулы старых мастеров. Правда, была пара моментов, когда вдруг звучали почти импрессионистические гармонии или саксофонист вплетал чувствительные интонации городского романса. Но таких вкраплений было немного, и, наверное, сами участники не предполагали, что так получится. Ведь по их словам, каждый раз - "это новая встреча с неизвестным. Мы можем только договориться и потом импровизировать - и никто из нас не знает, что произойдет в следующий момент... Это спонтанная музыка, которая не может повторно звучать так же". Во время последней импровизации певцы и саксофонист спустились со сцены и медленно, не переставая музицировать, удалились из зала. Звуки постепенно затихали на галерее, за закрытыми дверями: на минуту почудилось, будто средневековые пилигримы, совершая паломничество, забрели в наше время. Во всяком случае, "Хиллиарду" и Гарбареку удалось внушить присутствующим, что мистическое чудо рождения музыки свершилось здесь и сейчас. Также в рубрике:
|