Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 48 (7456) 9 -15 декабря 2004г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
ПалитраА "Ксения" понравилась государюВалентин Серов в "Доме Нащокина" Евграф КОНЧИН
В русском искусстве есть фигуры, перед которыми до сих пор преклоняются художники разных направлений. К таким гигантам относится Валентин Александрович Серов. Его профессиональный и нравственный авторитет доселе остается общепризнанным, непререкаемым. И в свое время он был одинаково уважаем, казалось бы, противоположными друг другу творческими объединениями - Товариществом передвижных выставок, Академией художеств, "Миром искусства". Ему доверяли все, поэтому он был избран в попечительский совет Третьяковской галереи. Но, будучи в центре художественной жизни, он всегда оставался самим собой - уверенным, цельным, целеустремленным, неповторимым. Он никогда ни под кого не подлаживался, не подчинялся ничьим требованиям. Даже русских императоров Александра III и Николая II, чьи капризные семейства, да и их самих он неоднократно портретировал. Он был упрям и независим. "Серов был сам по себе и по своему художественному складу ближе всех подходил к Рембрандту", - писал Илья Репин. А вот мнение Александра Бенуа: "Серов отразил в своем творчестве всю русскую действительность и ее историю".
В какой-то степени эта "русская действительность" показана на выставке живописных и графических работ Валентина Серова, открывшейся в галерее "Дом Нащокина" и посвященной 140-летию со дня рождения великого художника. Кстати, эту дату почему-то обошли вниманием наши крупнейшие музеи, а вот "Дом Нащокина", на радость всем нам, отметил ее превосходной экспозицией. Хотя могу предположить, сколько неимоверных усилий, энергии и сил понадобилось, чтобы собрать картины, акварели, рисунки, документальный материал из 15 музеев страны, в том числе Третьяковской галереи и Русского музея, а также из частных коллекций. В залах в Воротниковском переулке разместилось 60 холстов, акварелей, рисунков, скульптур. Они не только дают представление о творчестве художника, но открывают порой нам нечто новое, неведомое широким зрительским кругам. Это прежде всего некоторые работы из периферийных музеев и частных собраний, показанных в Москве впервые. Они иной раз в экспозиции незаметны, теряются рядом с широко известными, хрестоматийными образцами серовского гения, но тем не менее не проходите мимо них. Пусть они для вас будут неожиданным и приятным сюрпризом. Это великолепная акварель "Саша Серов" из частного собрания, "Женский портрет" и "Портрет Е.С.Карзинкиной" из Таганрогского музея, "Дама в светлой шляпке", "Лодки в тумане" и "Портрет президента Академии художеств И.И.Толстого" из собрания "Арбат Престижa". Из редких - портрет композитора А.Н.Серова, отца художника. Он исполнен в 1886 году и как бы предварил многим, вероятно, знакомый его портрет в полный рост. Назову также "Портрет графини В.Ф.Соллогуб", принадлежащий Ульяновскому музею, "Портрет Б.Н.Чичерина" и "Портрет О.А.Алябьевой" из Екатеринбургского музея, рисунок "Мария и Иосиф с двумя прислуживающими им рабами" из частного собрания. И наверное, для многих открытием будут скульптуры Серова - деревянный "Георгий Победоносец" и гипсовое "Похищение Европы", больше известное нам по знаменитой живописной картине. Но, конечно, прежде всего посетителей обрадует встреча с уже хорошо знакомыми работами Серова. Ослепительной, словно сотканной из света и солнца "Лелей Дервиз", в жизнерадостном облике которой как бы играют отсветы знаменитой "Девочки с персиками". К классике можно отнести "Бабу с лошадью", написанную в имении Дервизов - Домотканове Тверской губернии. К домоткановским можно отнести хрестоматийный "Октябрь" и еще несколько пейзажей. Вероятно, многие знают и "Портрет княгини М.К.Тенишевой", написанный в 1898 году и ныне находящийся в Смоленском музее. Но этот портрет имеет скандальную историю. Вначале он очень понравился Марии Клавдиевне: "Серов понял мой характер, придал мне непринужденную позу, очень мне свойственную, и казалось - успех будет полный". Неожиданно он вызвал резкие возражения князя, ее мужа. Между ним и художником произошел резкий разговор. С тех пор, по словам Марии Клавдиевны, Серов сделался ее злейшим врагом. Вот "Портрет великой княгини Ксении Александровны" (Псковский музей). О нем Серов пишет своей жене, что на официальном просмотре портретов августейшего семейства, им исполненных, "Ксения понравилась государю и императрице, а портрет Георгия оставил их недовольными". "Георгий" - это "Портрет великого князя Георгия Михайловича", который находится здесь же в экспозиции. Он пришел из cаратовского музея. К этим и другим портретам можно отнести слова Серова: "Меня ужасно интересует нечто глубоко запрятанное в человеке". "Портрет С.И.Мамонтова", как говорится, у всех на слуху. Здесь Савва Великолепный изображен углубленным в составление делового письма. Известен и портрет композитора А.К.Глазунова. Обратите внимание на карандашный эскиз портрета княгини П.И.Щербатовой (1911) - он к последнему произведению Серова. Широкий интерес к истории Государства Российского показывают и такие работы художника, как "Приезд жены к ссыльному", картон "Опричник", холст "После Куликовской битвы", акварель на восточные темы, эскиз занавеса к постановке балета "Шeхеразада" на музыку Н.А.Римского-Корсакова из частного собрания. Самый большой раздел выставки - графический. В разных техниках исполнены листы: от изображения обнаженной натуры до блистательных иллюстраций к басням Крылова. Над этими рисунками Серов работал в последние годы, и они отразили его острый интерес к животным, особенно к лошадям. Его альбомы полны метких, стремительных зарисовок с натуры. Поэтому он с большой радостью взялся за иллюстрирование басен Крылова, которые готовило издательство А.И.Мамонтова. Это настолько его увлекло, что он сделал - подчас для себя - множество зарисовок, варьируя и повторяя сюжеты, добиваясь большей выразительности, простоты и лаконизма, оптимальных образных решений. Иногда современники говорили, что Валентин Серов - "злой" художник. Подчас не решались у него портретироваться, считая, что художник слишком откровенно покажет всем их характеры, иные нежелательные его черты. По прошествии многих десятилетий, проходя по залам "Дома Нащокина", видишь, сколько доброты, внимательного участия и искренней открытости в портретах Валентина Серова. И эта доброта - высший нравственный и профессиональный критерий, который и сейчас остается наиглавнейшим и часто столь недосягаемым в искусстве. Также в рубрике:
|