Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 48 (7456) 9 -15 декабря 2004г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
МузыкаВремя подводить итоги...Фестиваль "Московская осень" завершился Ирина СЕВЕРИНА
Двадцать шестой, послеюбилейный, фестиваль уже позади, и теперь можно точно утверждать, что расслабиться после удачной прошлогодней акции не удалось ни организаторам, ни слушателям. Скорее, юбилейная "Осень" послужила своего рода стартовой чертой, от которой, кажется, начинает отсчет новая эпоха в истории фестиваля. Его руководство все менее видит свою задачу в том, чтобы отгружать партитуры килограммами некоему гипотетическому потребителю, но все более в том, чтобы воспитать своего слушателя, давая ему отведать качественный продукт. Сегодня форма сборного концерта если и жизнеспособна, то в редких случаях. Хотя в "музыкальных калейдоскопах" попадается масса интересного, уловить это бывает нелегко. Посему самый живой интерес как у публики, так и у профессионального сообщества вызывали тематические и монографические программы. Кроме тех концертов, о которых наша газета уже писала, стоит упомянуть об авторском вечере Юрия Буцко. Жаль, что до сих пор мы не имеем полного представления о творчестве этого композитора последних лет и даже десятилетий: многие его партитуры не изданы и не исполнены. К сожалению, и нынешний авторский вечер не восполнил этот пробел - запланированная премьера Концертной симфонии № 1 для скрипки и альта с оркестром "Письма без адреса" не состоялась. Так что и сегодня Буцко остается одним из самых загадочных композиторов нашего времени. Зато целиком прозвучала его моноопера "Записки сумасшедшего" по Н.Гоголю. В ней Буцко развивает традиции Мусоргского с учетом некоторых позднейших привнесений (в частности, Шостаковича: вокалист сам объявляет каждый акт - подобно тому, как это происходит в "Сатирах" на слова Саши Черного). Автору удалось адекватно воспроизвести в музыке гоголевский текст, и неудивительно, что сегодня его сочинение уже вошло в золотой фонд отечественной музыки ХХ века. Показателем этого можно считать полный зал БЗК, причем публика собралась самая разная и в основном пришла "на оперу" - и вокалисты, и студенты, и вообще молодежь, и просто любители всех поколений, и коллеги-композиторы. В роли главного героя выступил солист ГАБТа Николай Казанский (баритон), его альянс с оркестром Оперного театра консерватории под управлением Александра Петухова оказался довольно успешным. Во втором отделении к оркестру А.Петухова присоединился хор Московской консерватории (художественный руководитель и дирижер - Станислав Калинин), а также новые солисты - Марианна Высоцкая (орган) и Зоя Аболиц (фортепиано). В их исполнении мы услышали "Литургическое песнопение". Эта музыка, может быть, с оттенком стилистики Г.Свиридова, но в ней больше строгости, даже суровости, и вместе с тем присутствует ощущение некоего таинства. В ней много "колокольных перезвонов", и порой кажется, что воздух в зале начинает звенеть от обертоновых биений... Та же колокольность, но воссозданная не симфоническими, а чисто электронными средствами, присутствовала в композиции Александра Бердюгина "Душа ночного колокола", прозвучавшей в рамках концерта электроакустической музыки. Основной материал этой пьесы составляет многообразно преобразованный с помощью компьютера тембр натурального колокола. В результате получился несколько мрачный и мистический перезвон. А ближе к концу все услышали "поющий колокол" (здесь подключается засемплированный человеческий голос - его "душа"). А теперь - по контрасту - несколько слов о сочинении молодого автора, исполненном в одном из концертов-калейдоскопов Светланой Савенко (сопрано), Михаилом Березницким (скрипка) и Любовью Терской (фортепиано). "Соната в прелюдиях" памяти Ф.П.Гааза Андрея Зеленского по своей внешней структуре напоминает Вторую симфонию в 25 прелюдиях Р.Щедрина. А основная ее идея перекликается со стихотворением А.Ламартина "Прелюды", в котором человеческая жизнь понимается как ряд прелюдий к смерти - впоследствии оно стало отправной точкой программы одноименной симфонической поэмы Ф.Листа. При этом с музыкой Листа нет ничего общего. Скорее, это своего рода диалог с великим романтиком: ничего пафосного, победно-героического и, в итоге, жизнеутверждающего, а напротив, болезненность экспрессионизма и финальный катарсис с его мерцающими звучностями как предчувствием иной жизни. Подобный диалог с прошлым - один из главных признаков постмодернистского мироощущения, столь распространенного в наши дни. В рамках небольшой заметки невозможно осветить все творческие направления, представленные на фестивале. Это и постмодернизм, и авангард, и академизм самой высокой пробы, и западники, и почвенники, и популярная песня, и джаз, и так называемое третье направление, и электроакустическая музыка... "Московская осень" - это всегда панорама новейшей музыки - прежде всего российской, но также ближнего и дальнего зарубежья. По-разному заинтересовали произведения Юрия Евграфова, Романа Леденева, Григория Воронова, Геннадия Банщикова, Марины Шмотовой, Сергея Жукова, Мераба Гагнидзе, Жанны Плиевой, Лоренса Блинова, Антони Жирара и многих, многих других - всех просто не перечислить. В исполнительском цехе лидерами выглядели гости - американский коллектив "Da Capo Chamber Players", ныне руководимый бывшей нашей соотечественницей, композитором Аллой Борзовой. Ансамбль виртуозов, играющих современную, подчас очень сложную американскую и российскую музыку с невероятной легкостью и видимым удовольствием, - чудо в наших краях. Нельзя не упомянуть и итальянского пианиста Серджо Маркеджани, познакомившего московскую публику с творчеством итальянского композитора Альберто Колла, - в его исполнительской манере интеллектуальная утонченность объединилась с духом сотворчества. Приятный сюрприз ожидал слушателей под занавес - два полновесных, отменно длинных джазовых концерта. Именно этой части фестивальной программы несколько лет подряд больше всего доставалось. Но на этот раз все было "на уровне". Достаточно назвать хэдлайнеров - биг-бэнды Игоря Бутмана и Анатолия Кролла. Думается, то, что вместо традиционных заключительных аккордов симфонического оркестра "Осень" завершилась аккордами джазовыми и притом оптимистическими, неплохой знак... Также в рубрике:
|