Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 48 (7456) 9 -15 декабря 2004г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25    
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Под занавес

ОЛЕГ МИТЯЕВ: "Свой первый хит я написал на лекции по плаванию"

Беседу вела Наталья БОБРОВА
Фото Ирины КАЛЕДИНОЙ


О.Митяев

Если вы сидите в хорошей компании у костра или просто за праздничным столом и под рукой у вас гитара, рано или поздно, после третьей или пятой, вы неминуемо споете о том, "как здорово, что все мы здесь сегодня собрались". А также о том, что "лето - это маленькая жизнь". И о том, что "с добрым утром, любимая!". И вообще "давай с тобой поговорим!". Все эти и многие другие песни (их число уже перевалило за сотню) написал и озвучил для народа заслуженный артист России ОЛЕГ МИТЯЕВ.

    

- Вы сегодня считаетесь одним из самых успешных бардов. Или все-таки певцов? Или артистов? Сами кем себя считаете?

- Мне нравится никем себя не считать. И у меня есть такая возможность.

    

- Чем все-таки бард отличается от певца?

- Наверное, более широкое и современное понятие - это автор-исполнитель. Под эту категорию может попасть тот, кто пишет или музыку, или стихи, или и музыку, и стихи, и тот, кто сам поет. Это и рокеры, и шансон, и просто эстрадники, и, конечно же, барды. Мне всегда интересно наблюдать, куда меня относят. Куда отнесут - туда и ладно.

    

- Правда, что вы учились на актерском в ГИТИСе?

- Да. Причем вместе с Михаилом Евдокимовым, нынешним губернатором Алтая, с которым не раз выпивали.

    

- Почему же не пошли по актерскому пути?

- Актер - это абсолютно зависимая профессия. И все мои друзья-актеры, даже самые удачливые, мне завидуют по-черному. Потому что они постоянно ждут - вот придет режиссер и предложит. Будет ли это совпадать с их сущностью и желанием - еще вопрос. А у меня в руках авторучка, и я могу писать то, что хочу.

    

- На каких стихах вы росли?

- Дело в том, что в отличие от многих замечательных поэтов мне в детстве не очень повезло. У меня в принципе не было культурной среды. Не было в доме такого большого книжного шкафа. Ну похаживал я в библиотеку Челябинского трубопрокатного завода. Но не встретил в юности человека, который мне посоветовал бы, что читать. Поэтому читал все, что попадалось под руку. Не знаю, хорошо это или плохо. Ведь, с другой стороны, многие вещи я открываю для себя только сейчас - Гоголя, Чехова, многих других классиков. И рад, что впервые это читаю в зрелом возрасте, когда уже есть какой-то жизненный опыт, помогающий более правильно воспринять литературу.

    

- Ваши родители имели отношение к искусству?

- Нет, никакого. Я рос в Челябинске. Отец трудился на заводе, мама работала то прачкой, то поварихой. Единственный большой плюс - она всегда меня держала в строгости, отправляла в пионерские лагеря, турпоходы. И я всегда считал себя челябинским. И только недавно узнал, что отца завербовали на Челябинский трубопрокатный завод из Курской губернии в шестнадцать лет. А на Курской земле остались могилы предков. Знаете, до определенного возраста нас это не особенно волнует. А после сорока я понял, что хочу больше знать о своих корнях. Удивительно, раньше я об этом не задумывался, не спрашивал.

    

- Насколько ваши песни автобиографичны?

- "Ну, конечно". Это я сейчас пишу песню, так она начинается. Ну конечно, они сотканы из моих чувств и впечатлений. Но иногда сюжет абсолютно не имеет отношения к впечатлениям. Сюжет можно придумать, а впечатление каким-то облаком встраивается в него. Гораздо важнее, что эта эмоция настоящая, что ты прочувствовал настроение.

    

- Почему начали писать?

- Я не предполагал, что вообще буду писать песни. Об этом увлекательном занятии я узнал, только когда отслужил в армии после монтажного техникума. В 78-м году, на втором курсе Института физкультуры, я случайно, прогуливаясь по берегу Ильмень-озера, наткнулся на фестиваль самодеятельной песни. И был потрясен этой чудесной атмосферой, этими такими мне знакомыми и такими классными песнями и, конечно, людьми - определенного интеллектуального уровня. И плюс к этому природа. И я захотел на следующий год туда обязательно приехать. Но надо было приехать с чем-то. И на лекции по плаванию я написал песню "Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались".

    

- Не думали тогда, что из первой же песни получится настоящий хит, который люди будут петь двадцать пять лет?

- Когда я ее писал, думал о том, что хорошо бы вот приехать на озеро и чтобы все эту песню пели. Наверное, это и называется "материализация мысли". Я же не знал такого слова "хит". Сейчас как-то хочется копнуть поглубже. В то же время я понимаю, что сочиняю песню, а не стихи. И соблюсти эту меру - глубину сиюминутного восприятия, как бы легкости музыки и весомости слова - довольно непросто. И я думаю, что не один я так мучаюсь. Просто у каждого разные представления о глубине и уровне.

    

- А у вас тогда не было внутреннего чувства протеста? Многие авторы-исполнители, по сути, были диссидентами в своей стране.

- Я благополучно рос в железобетонной социалистической среде Ленинского района города Челябинска. И я абсолютно дитя своего времени. Октябренок, пионер, комсомолец, коммунист. Мне даже в голову не приходило сомневаться. Я точно знал, что у нас скоро будет коммунизм. И все это так классно! Я даже писал сочинения на эту тему.

    

- На ваш взгляд, сохранились еще романтики в движении КСП?

- Конечно, сохранились. И надо обладать большой мудростью, чтобы быть романтиком, потому что жизненные правила как-то нас смяли. Вообще, я думаю, люди верующие - как раз романтики. Потому что они живут не сегодняшним днем. Они как раз думают о духовном, о высоком, и это очень сильно переплетается с "Алыми парусами" и со "Второй жизнью".

Но есть еще "лирики". И они, мне кажется, к сожалению, атеисты. Они очень любят эту жизнь, весь этот навоз и кровь, и запах озона, природу, и поэтому они ближе к палаткам и кострам - там все это гораздо острее. Но я думаю, что это чувство живет в каждом человеке. Просто на сегодняшний день прагматизм побеждает, потому что, видимо, Маркс прав - прежде всего человек должен есть, пить и одеваться. А потом уже сидеть у костра и петь песни.

    

- Кстати, о прагматизме. Это нормально, когда билеты на ваш концерт стоят от 1200 рублей, как было во МХАТе?

- А сколько на Маккартни у нас стоили?

    

- Еще дороже, но...

- Значительно дороже. Я себя не равняю с ним, но хочу сказать, что организаторы чувствуют, за какие деньги можно продать зал. И они стараются. Цены на билеты - в какой-то степени показатель популярности и востребованности артиста. А вообще, это не мое дело. Ценой на билеты занимаются организаторы концертов. Мне же интересно наблюдать, в какую ценовую нишу нас поместят.

Но что касается настоящих поклонников, не особо богатых - у них всегда есть возможность сходить в какой-нибудь кинотеатр или клуб не в центре города, где билеты не такие дорогие.

    

- В бардовском кафе "Гнездо глухаря" вход стоит триста рублей. Это что, для бардов-буржуа?

- Дело в том, что это кафе было хорошим началом. После него уже появилось довольно много бард-кафе по всей стране. И сейчас, к сожалению, алчность владельцев этого кафе губит все дело.

    

- Как вы реагируете на свои портреты, которыми вся Москва обклеена?

- Уже не так радостно, как раньше. Знаете, ко всему привыкаешь.

    

- Неужто нет желания понравиться?

- Главное - это понравиться себе. Нельзя сказать, что я пишу для себя. Но я - главный судья. Вообще, у любого человека, который что-то пишет, главным судьей является его вкус. Поэтому прежде всего, когда я что-то делаю и мне это очень нравится, у меня есть надежда, что это понравится и другим. Но я вполне допускаю, что кому-то это будет абсолютно безразлично, для кого-то - очень неглубоко, а для кого-то - недосягаемо.

    

- У вас так много концертов? Не устали еще?

- Если честно, устал. Но здесь как бы две стороны. Одна - надо радоваться, что столько работы есть. Когда-нибудь ее не будет.

Даже думаю как-нибудь "законсервировать" пару сотен концертов, чтобы, когда интерес к моей персоне схлынет, достать их и сказать: "А вот помните? Это я. И готов у вас выступить". С другой стороны, как сказал Андрей Макаревич, мы несем радость людям. Он, правда, видимо, с иронией сказал. Но в этом есть и сермяжная правда - потому что люди хотят нас слушать. Почему бы не доставить им удовольствие?

Но конечно же, борьба между сочинением и выступлениями идет постоянно. И сейчас, например, я довольно большой кусок времени выделил на то, чтобы сесть и писать, и читать. В этом смысле для меня пример - Михаил Жванецкий, который уезжает на все лето в Одессу и отказывается от всех заманчивых предложений.

    

- Вы много гастролируете, как-то выступали даже в Африке - неужели там кому-то интересны наши песни?

- Ну, конечно, я соглашаюсь на это ради экзотики. А как бы еще я попал в Южную Африку. Сейчас собираюсь съездить в Австралию. И такой же неохваченной для нас является пока Япония. Кстати, не все знают, что мои песни переведены на японский язык. Из них сделали танки и хокку. Это несколько строк, которые мне затем снова перевели на русский. И спрашивается, чего я писал так много? Например, такое хокку:

Все мы здесь.

Закатным отблеском

Пляшет костер меж сосен.

Здорово как! Или вот еще:

Надпись красивая смотрит

В окна любимой.

Периферия!

"Близко" к оригиналу получилось и такое хокку:

Снова гость у соседки.

Как назвать ее,

Чтобы не обидеть одинокую женщину?

    

- Почему у вас так много песен-посвящений?

- Видимо, это для меня серьезный источник впечатлений от замечательных людей.

    

- Вы имеете в виду в первую очередь Визбора и Окуджаву?

- Ну почему? Там есть и никому не известные фамилии людей, которым посвящены песни. Я в какой-то степени наблюдатель жизни. Так получается, что иногда какие-то горести-радости "срисовываются" с других людей, с тех, кто рядом. И не рядом. Рассказал шахтер из Норильска свою историю, и я так этим проникся, что написал песню. Но это должно быть что-то близкое мне. Тогда получится.

Вообще, я раньше мечтал писать новеллы. Роман Сергеевич Филиппов, наш преподаватель в ГИТИСе, нам неоднократно читал свои новеллы. И почему-то меня так согревала эта небольшая литературная зарисовка. Вот взять и даже не придумать, а может быть, пересказать. И что-то свое добавить. Вот такой литературный росчерк. Мне кажется, что иногда у меня с песней получаются как раз такие новеллы, которые могут кого-то взволновать.

    

- Вы были знакомы с Окуджавой. Что цените в нем больше всего?

- Если не касаться литературного таланта, который присутствовал в полной мере, прежде всего - гражданскую позицию. Булат Шалвович никогда не называл себя интеллигентом, но эта черта - говорить правду, даже если ему невыгодно - как раз присуща интеллигентному человеку.

    

- А кто в русском шансоне сегодня может стать с Окуджавой в один уровень?

- Я об уровне не говорил бы. Уровень у каждого слушателя свой. Это во многом зависит от интеллекта слушающего. Для кого-то и Бродский, и Окуджава просто недоступны для понимания. Поэтому для них эти фамилии ничего не значат. А в шансоне так все перепутано с блатняком, что-то наносное с настоящим, что там очень сложно разобраться. Вот Александр Яковлевич Розенбаум - и поэт, и музыкант, и композитор, и певец. Все это присутствует в таких небольших долях, которые, объединившись, дают уникальное явление - Александр Розенбаум. И большинство населения его принимает за своего. А скажем, Александр Мирзаян менее доступен людям, мы его меньше слышим, он меньше пишет, но он гораздо глубже в том, что он делает. И это его выбор. А у публики свой выбор, кого слушать.

    

- Кто же ваш слушатель?

- Он разный. Иногда очень даже неожиданный. Потому что среди моих поклонников вдруг обнаруживаются такие люди, что я даже и не предполагал: из правительства, заядлых алкоголиков, артистов, академиков.

    

- Вы пишете на заказ?

- Вот сейчас сижу и думаю: вот бы кто-нибудь песню мне заказал! Никто не заказывает! А спросите, почему мне так этого хочется?

    

- Потому что автомобиль светит?

- Нет! Автомобиль у меня уже есть. А дело в том, что заказ служит лишним поводом посадить себя за стол. Определенные временные рамки и тема как-то тебя дисциплинируют.

    

- Как вы пишете? Утром? Ночью? На озере? В поезде?

- Не знаю. Вдохновение приходит в самый неподходящий момент, когда писать тебе и некогда, и невозможно. Чаще ночью. С другой стороны, не встать и не записать что-то - это, конечно, преступление, потому что утром ты этого не вспомнишь.

    

- Вам не мешает то, что у вас нет музыкального образования?

- Дело не в музыкальном образовании, а в способностях. Можно и без образования на слух придумывать какие-то вещи более тонко, с полутонами. А так получается то, что получается.

    

- Тем не менее у вас очень много красивых, запоминающихся мелодий. И в то же время много грустных, меланхоличных песен. Это соответствует вашему характеру?

- Мне кажется, что они не грустные, а спокойные. Предполагающие какие-то размышления. У меня есть своя теория. Для того чтобы поднять людям настроение, нужно слушать грустные песни. Грустные песни вселяют в тебя радость.

    

- Вы никогда не испытывали "белой зависти" к успешным, "раскрученным" певцам или артистам эстрады?

- Да постоянно. Я, например, белейшей завистью завидую Михаилу Михайловичу Жванецкому. А что касается именно песен - у меня есть такой давно задуманный проект "Свои песни". Там собраны песни других авторов, которые я бы написал сам. Но они уже написаны - и мне остается их только спеть. А девизом этого альбома можно взять строчки Геннадия Васильева "Чтобы наши песни пели как свои".

    

- А почему вас не так часто можно увидеть в телевизоре?

- А потому что не стоит задача как можно чаще мелькать на телеэкране. Если бы она стояла, я бы знал, как ее выполнить. Как организовать это, проплатить, чтобы твое лицо мелькало очень часто. Но это мне абсолютно неинтересно. Мне понравилось, как сказал однажды Олег Газманов: "ХХI век - век пиара. Пиар в нашем веке заменяет человеку разум".

    

- Но вы тоже внесли свой вклад в развитие этого жанра. У вас просто вал промоушна - реклама, книги, диски, концерты.

- Это задача прежде всего тех людей, которые выпускают эту продукцию. Они заинтересованы в том, чтобы она хорошо продалась. А они получат свои деньги. Ну я этому не препятствую, потому что я с этого тоже получаю свой процент.

    

- Разумеется. А что губительно для творчества?

- Об этом давно сказано - суета.

    

- Поэтому вы удалились из города в Ватутинки?

- Не знаю. Хотя, конечно, природу очень люблю и мне уже не может прийти в голову возвращаться жить в город. Кстати, когда я приехал в Ватутинки, сразу стал писать о своей деревне. И одному соседу как-то напел, тот послушал, а затем говорит: тут у нас Матусовский тоже как-то вышел на берег речки и написал: "Речка движется и не движется, вся из лунного серебра..." Да, у нас там каждый квадратный сантиметр уже знаменит. И я поэтому следующую песню написал уже о другой деревне - Царском Селе.

    

- А что за проект, связанный с Пушкиным, который вы сейчас готовите?

- Альбом на его стихи. Это дело нескорое, потому что хотелось бы записать его очень хорошо. Часть песен уже написали Леонид Марголин, Андрей Крамаренко и другие не такие известные авторы. Я буду просить участвовать и Пахмутову, и Тухманова, и Тамару Гвердцители, и белорусских "Песняров", и Юлию Началову... Главная цель этого проекта - творческий результат, а не коммерческий. Старый альбом "По волнам моей памяти" служит для меня образцом и примером. Никому не известные тогда певцы спели замечательные песни на стихи Бодлера, Цветаевой, Ахматовой. И если сейчас послушать этот альбом - он звучит абсолютно современно. И пока для меня является "номером один".

    

- Что в нашей жизни вас удивляет больше всего?

- Все. Все, как Господь Бог все это замечательно придумал. И было бы как раз очень странно не удивляться самой жизни.

Также в рубрике:

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;