Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 48 (7456) 9 -15 декабря 2004г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
Первая полосаАлиса, чудеса творящаяИрина АЛПАТОВА
Она - дитя Петербурга. И его "достопримечательность". В городе ее называют просто - Алиса. В этом нет никакой фамильярности, только признание "своей". Алиса Фрейндлих родилась в доме на Исаакиевской площади, рядом со знаменитым собором, Адмиралтейством, Медным всадником. Они-то и стали естественной декорацией детства. Детства, которое нарушила война. Маленькая Алиса с семьей пережила блокаду. "Вообще-то у нас не было ни малейшего шанса выжить", - вспоминала потом актриса. Спасла немецкая дисциплинированность бабушки, которая строго по часам выдавала всем крошечные пайки хлеба, остальное закрывала на ключ. Они выжили. В память о бабушке, пересыпавшей русскую речь немецкими словами, Фрейндлих впоследствии сделала свою Шарлотту из "Вишневого сада", также порхавшую по языкам. "На всех московских есть особый отпечаток", - заметил некогда Грибоедов. На питерских - тоже. Алиса сполна впитала петербургскую сдержанность, несуетность, светский шарм, одухотворенность, иронию, слегка приправленную сарказмом. А могли ли не сказаться гены знаменитого отца Бруно Фрейндлиха? Хотя все в том же детстве девочка бредила балетом. Но вскоре произошла первая из судьбоносных встреч в жизни Алисы - с известной актрисой Марией Призван-Соколовой, которая вела школьный драмкружок. Оттуда была прямая дорога в Театральный институт имени Островского, куда Фрейндлих была зачислена в 1953 году на курс Бориса Зона. В дипломе к стандартной формулировке "актриса театра и кино" было приписано "острохарактерная и травести". Но в два узких определения Фрейндлих, конечно, не вписалась, потому что всегда была вне амплуа. Это о ней можно сказать: человек-театр. Она неподражаема во всем - драме, комедии, мюзикле, вокале, танце, художественном чтении. Более того, во Фрейндлих-актрисе все это синтезировано: модуляции голоса словно послушны музыкальной партитуре, жест пластически выразителен, мгновенная смена жанровых настроений сгущает атмосферу. Ее сценическая манера неотделима от человеческой индивидуальности, в любой героине угадывается сама Алиса. Быть может, это и есть самое ценное в актерском искусстве, если, конечно, актриса - Личность. Сценическая судьба Фрейндлих, на взгляд со стороны, сложилась весьма удачно. Стремительный актерский взлет со стартовой площадки ленинградского Театра имени Комиссаржевской в 1957 году, замеченный критикой и зрителями. Двадцать два года ("волшебное для меня время", - говорит актриса) в качестве примадонны Театра имени Ленсовета, возглавляемого Игорем Владимировым - ее режиссером, единомышленником, мужем. Лучшие роли мирового репертуара - Элиза Дулиттл, Джульетта, Катарина, Дульсинея Тобосская, Раневская, арбузовская Таня и зоринская Гелена. Возможность заявить о себе как о синтетической актрисе. Здесь же она начала провоцировать публику и саму себя, "играя" с возрастом и даже полом. В "Преступлении и наказании" вышла на сцену не ожидаемой Соней, а Катериной Ивановной. С невиданным озорством сыграла Малыша в "Карлсоне" (из-за участия Фрейндлих этот спектакль частенько шел по вечерам для взрослой публики, и всегда на аншлагах). Примерила на себя мужскую роль Уриэля Акосты. Ленсоветовскую сцену стали называть "театром одной актрисы". По свидетельствам очевидцев, это начало задевать Владимирова. Постепенно и очень драматично случилось их расхождение - в театре и в жизни. В 1984 году Фрейндлих ушла в Большой драматический театр к Георгию Товстоногову. Мастер поначалу присматривался к актрисе, ожидая проявления "звездной болезни", не дождался и признал "своей". А роли, по ее словам, давал "на сопротивление", заставляя Алису в самой себе открывать неизведанное. Фрейндлих же сочла, что самое благородное - начать с нуля. К сожалению, это было на излете товстоноговского театра. "Для души" она оставила себе лишь две роли - Аманду в "Стеклянном зверинце" и роль в дуэтном спектакле с Владиславом Стржельчиком "Последний пылко влюбленный". А потом пришлось столкнуться с неприятием критики, которая не слишком баловала посттовстоноговский БДТ. Достаточно прохладно были встречены спектакли Темура Чхеидзе "Коварство и любовь" (леди Мильфорд) и "Макбет" (леди Макбет), "Двенадцатая ночь" Григория Дитятковского. Впрочем, за роль Шута Фесте Фрейндлих была удостоена высшей премии Петербурга "Золотой софит". В последние годы на актрису вообще пролился наградной дождь - премии "Кумир", "Триумф", "Золотая Маска", имени Станиславского. Но от обидных простоев, которые могли длиться несколько лет, это не спасало. "Сидеть долго в ожидании непристойно", - отметила для себя Фрейндлих. И стала частой московской гостьей - играла Раневскую в Современнике, в спектакле "Осенние скрипки" Романа Виктюка. Сделала поэтическую программу "Гори, гори, моя звезда" по стихам поэтов Серебряного века. А свой юбилей весьма символично отметила на сцене Театра имени Ленсовета в специально поставленном для нее Владиславом Пази спектакле "Оскар и Розовая дама". Актер без проблем - это из области утопии. Алиса Фрейндлих справляется с ними прежде всего достойно. Она не замечена в низкопробных антрепризах, отказывается от участия в "мыльных операх". Честь профессии для нее - неразменная монета. Редкое, скажем, на сегодняшний день качество. Также в рубрике:
|