Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 48 (7456) 9 -15 декабря 2004г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25    
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Первая полоса

Алиса, чудеса творящая

Ирина АЛПАТОВА
Фото Ирины КАЛЕДИНОЙ


А.Фрейндлих

Она - дитя Петербурга. И его "достопримечательность". В городе ее называют просто - Алиса. В этом нет никакой фамильярности, только признание "своей". Алиса Фрейндлих родилась в доме на Исаакиевской площади, рядом со знаменитым собором, Адмиралтейством, Медным всадником. Они-то и стали естественной декорацией детства.

Детства, которое нарушила война. Маленькая Алиса с семьей пережила блокаду. "Вообще-то у нас не было ни малейшего шанса выжить", - вспоминала потом актриса. Спасла немецкая дисциплинированность бабушки, которая строго по часам выдавала всем крошечные пайки хлеба, остальное закрывала на ключ. Они выжили. В память о бабушке, пересыпавшей русскую речь немецкими словами, Фрейндлих впоследствии сделала свою Шарлотту из "Вишневого сада", также порхавшую по языкам.

"На всех московских есть особый отпечаток", - заметил некогда Грибоедов. На питерских - тоже. Алиса сполна впитала петербургскую сдержанность, несуетность, светский шарм, одухотворенность, иронию, слегка приправленную сарказмом. А могли ли не сказаться гены знаменитого отца Бруно Фрейндлиха? Хотя все в том же детстве девочка бредила балетом. Но вскоре произошла первая из судьбоносных встреч в жизни Алисы - с известной актрисой Марией Призван-Соколовой, которая вела школьный драмкружок. Оттуда была прямая дорога в Театральный институт имени Островского, куда Фрейндлих была зачислена в 1953 году на курс Бориса Зона. В дипломе к стандартной формулировке "актриса театра и кино" было приписано "острохарактерная и травести".

Но в два узких определения Фрейндлих, конечно, не вписалась, потому что всегда была вне амплуа. Это о ней можно сказать: человек-театр. Она неподражаема во всем - драме, комедии, мюзикле, вокале, танце, художественном чтении. Более того, во Фрейндлих-актрисе все это синтезировано: модуляции голоса словно послушны музыкальной партитуре, жест пластически выразителен, мгновенная смена жанровых настроений сгущает атмосферу. Ее сценическая манера неотделима от человеческой индивидуальности, в любой героине угадывается сама Алиса. Быть может, это и есть самое ценное в актерском искусстве, если, конечно, актриса - Личность.

Сценическая судьба Фрейндлих, на взгляд со стороны, сложилась весьма удачно. Стремительный актерский взлет со стартовой площадки ленинградского Театра имени Комиссаржевской в 1957 году, замеченный критикой и зрителями. Двадцать два года ("волшебное для меня время", - говорит актриса) в качестве примадонны Театра имени Ленсовета, возглавляемого Игорем Владимировым - ее режиссером, единомышленником, мужем. Лучшие роли мирового репертуара - Элиза Дулиттл, Джульетта, Катарина, Дульсинея Тобосская, Раневская, арбузовская Таня и зоринская Гелена. Возможность заявить о себе как о синтетической актрисе. Здесь же она начала провоцировать публику и саму себя, "играя" с возрастом и даже полом. В "Преступлении и наказании" вышла на сцену не ожидаемой Соней, а Катериной Ивановной. С невиданным озорством сыграла Малыша в "Карлсоне" (из-за участия Фрейндлих этот спектакль частенько шел по вечерам для взрослой публики, и всегда на аншлагах). Примерила на себя мужскую роль Уриэля Акосты.

Ленсоветовскую сцену стали называть "театром одной актрисы". По свидетельствам очевидцев, это начало задевать Владимирова. Постепенно и очень драматично случилось их расхождение - в театре и в жизни. В 1984 году Фрейндлих ушла в Большой драматический театр к Георгию Товстоногову. Мастер поначалу присматривался к актрисе, ожидая проявления "звездной болезни", не дождался и признал "своей". А роли, по ее словам, давал "на сопротивление", заставляя Алису в самой себе открывать неизведанное. Фрейндлих же сочла, что самое благородное - начать с нуля. К сожалению, это было на излете товстоноговского театра. "Для души" она оставила себе лишь две роли - Аманду в "Стеклянном зверинце" и роль в дуэтном спектакле с Владиславом Стржельчиком "Последний пылко влюбленный".

А потом пришлось столкнуться с неприятием критики, которая не слишком баловала посттовстоноговский БДТ. Достаточно прохладно были встречены спектакли Темура Чхеидзе "Коварство и любовь" (леди Мильфорд) и "Макбет" (леди Макбет), "Двенадцатая ночь" Григория Дитятковского. Впрочем, за роль Шута Фесте Фрейндлих была удостоена высшей премии Петербурга "Золотой софит". В последние годы на актрису вообще пролился наградной дождь - премии "Кумир", "Триумф", "Золотая Маска", имени Станиславского. Но от обидных простоев, которые могли длиться несколько лет, это не спасало. "Сидеть долго в ожидании непристойно", - отметила для себя Фрейндлих. И стала частой московской гостьей - играла Раневскую в Современнике, в спектакле "Осенние скрипки" Романа Виктюка. Сделала поэтическую программу "Гори, гори, моя звезда" по стихам поэтов Серебряного века. А свой юбилей весьма символично отметила на сцене Театра имени Ленсовета в специально поставленном для нее Владиславом Пази спектакле "Оскар и Розовая дама".

Актер без проблем - это из области утопии. Алиса Фрейндлих справляется с ними прежде всего достойно. Она не замечена в низкопробных антрепризах, отказывается от участия в "мыльных операх". Честь профессии для нее - неразменная монета. Редкое, скажем, на сегодняшний день качество.

Также в рубрике:

ПЕРВАЯ ПОЛОСА

АКТУАЛЬНОЕ ИНТЕРВЬЮ

ПРЕМИЯ

ВЫСТАВКА

АНОНС

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;