Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 3 (7462) 20 - 26 января 2005г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
ТеатрВасилиск прекрасныйДве премьеры в Центре драматургии и режиссуры п/р А.Казанцева и М.Рощина Алиса НИКОЛЬСКАЯ
Новый спектакль режиссера Владимира Агеева "Песни сундука" по пьесе молодого драматурга Иннокентия Афанасьева, поставленный в Центре драматургии и режиссуры, начинается с атмосферы. В первые секунды вроде бы ничего не происходит - только чуть вздохнуло белое полотнище, затягивающее сцену, и засветился изнутри деревянный сундук (художник Марина Филатова), но уже становится понятно, что некая неведомая жизнь наполнила пространство. А дальше появятся его обитатели, странные люди, сочетающие детскую эксцентричность и распахнутость с вполне взрослым обликом. Они восторженно и жестоко будут открывать для себя, что "реальность выдоха не принимает", выяснять, каково художнику, пьющему тюбики с черной краской, и начнут рассказывать страшные истории про черные шторы, словно у вечернего костра в пионерском лагере. А на заднем плане поплывут причудливые тени, будет прогуливаться жуткого вида снеговичок и пойдет все нарастающий далекий гул: достоверное отображение светлого и жестокого, не то чуть сдвинутого, не то не до конца сформировавшегося сознания. Казалось бы, ничего особенного нет в байках про "черное-черное", и смешные они куда больше, нежели страшные. Но вдруг начинаешь понимать, что в детстве мы могли быть на "ты" с самыми экзотическими, потусторонними силами и даже не замечать этого. А детский фольклор - штука очень осмысленная. И со сцены неожиданно повеет ледяным воздухом хичкоковских фильмов. Вскоре чудные существа обретут конкретные черты: экстравагантного господина по имени Ритин Бук (Алексей Багдасаров), его супруги-марионетки с русалочьими косами (Лариса Пылаева), пекущей мужу пироги с начинкой из носков, друга семьи саксофониста Глеба Петрова (Игорь Чуриков), который за все время не сыграет ни одной ноты, и несчастной дочери Ритина Бука (Мария Малкова), девочки в коконе-скафандре, заключенной бескомпромиссным папашей в сундук, дабы не познать ужасов окружающей жизни. Есть еще журчащий рыжеволосый Хор (Николай Малаев), эдакий местный дьявол-искуситель, который все знает, но при этом равнодушен к происходящему вокруг. Хор разъясняет нюансы действия, аккуратно и незаметно управляя событиями - до определенного момента, когда все начнет раскручиваться само, со скоростью отпущенной пружины. Основное внимание, конечно, держит ситуация с дочерью Ритина Бука. На первый взгляд в поведении папеньки есть определенная доля истины. "От такой жизни хочешь не хочешь, а в сундук залезешь", - справедливо замечает жена. Но есть и еще одно объяснение: Ритин Бук подсознательно боится демонстрировать миру колоссальную энергетическую силу, сокрытую в родном хрупком существе. Однако сила рано или поздно все равно вырвалась бы на свободу: стремясь познать и почувствовать запрещенное, девочка, словно пылая изнутри, выходит из заточения, в буквальном смысле превращаясь из кокона в бабочку. Болезненные ощущения справедливы: познание - процесс кровавый. Обнаружит свою колдовскую сущность и маменька: сбросив марионеточный облик, как надоевшее платье, она просветит дочь относительно миропорядка, став для нее чем-то вроде Мефистофеля для Фауста. Их эффектная сцена, напоминающая знаменитый полет через время, - энергетическая и смысловая кульминация спектакля. В этом разгулявшемся до головокружения пространстве, где видения поменяются местами с людьми, а сундук - и тот встанет вертикально, уже не останется места для романтических иллюзий и размеренного существования в реальном измерении. "Скользящая Люче"
В конце декабря Центр драматургии и режиссуры п/р А.Казанцева и М.Рощина выпустил премьеру "Скользящая Люче" по пьесе литовского драматурга Лауры-Синтии Черняускайте. Автор - молодая, но яркая звезда международного масштаба. Дело в том, что одноименная пьеса хоть и написана в 2002 году, но уже принимала участие во многих мероприятиях, в том числе и в "Фестивале молодой драматургии" в 2003-м, в фестивале "Новая драма" в 2004-м. Спектакли по ней играют в Вильнюсе (Государственный Молодежный театр Литвы) и в Кемерове (Областной драматический театр им. А.В.Луначарского). "Скользящая Люче" - третья, но самая успешная пьеса Лауры-Синтии Черняускайте. Полгода назад произведение оказалось в фаворе на берлинском драматургическом конкурсе, на который пришло более 300 работ со всей Европы. Спектакль - режиссерский дебют актера Владимира Скворцова. А вообще Центр драматургии и режиссуры просто не мог не заметить "Скользящую Люче". И вполне предсказуемо, что зрители, приходящие в Таганский тупик, обязательно отметят благодаря художнику Максиму Обрезкову эту стильную постановку в репертуарной сетке театра. Внешние обстоятельства пьесы почти тривиальны: жена Люция (Анна Капалева) уходит от мужа Феликса (Владимир Панков) и уезжает за границу. Ее ничто не тормозит, детей нет, обязательств тоже. Интересна нюансировка: Люче уходит не к любовнику, а в никуда... Да, она уже целый год влюблена в Парня (Дмитрий Мухамадеев), работающего на катке, но ее связывают с этим персонажем только случайные прикосновения при получении и возврате коньков. Прочие персонажи как-то уживаются: смотрят телевизоры, чтобы не лицезреть друг друга, немотивированно гуляют по магазинам... Только случайности сталкивают героев лбами. Раз! - а жена бывшего летчика Таня (Людмила Халилуллина) снова беременна и готова самоубиться. Глядь! - обстоятельства выводят ее на тайную соперницу. Люче скользит, выписывает коньками какие-то свои слова, но не падает, а Феликс мучался да пошатнулся. Поэтому вступает в эпизодическую связь с незнакомой Женщиной из супермаркета (Ирина Богданова), для которой отношения без забот - норма. Поэтому появляется другая сцена, когда пьяный Феликс терпеливо "катается" на коньках и оригинально знакомится с предметом страсти своей ускользнувшей жены. При этом персонажи взаимодействуют так, как того требует разная сумма знаний друг о друге: Феликс объясняется намеками, а Парень прост и справедлив - бьет по физии. Но нужно отдать должное послевкусию от такого поступка, потому что герои не разводятся драматургом-рефери, а сближаются снова, почти как герои Достоевского, чтобы получить возможность простить друг друга и освободиться от рабства злобы. В пьесе два действия, граница между ними проходит по смене активности Люче. Сюжетная линия выписана неявно, стежками. Но лоскуты разных ситуаций создают эффект масштаба. И получается, что "Скользящая Люче" - многоплановая и концентрированная психотерапевтическая пьеса о семейном счастье, о потерях близких, о поисках себя и гармонии. Постановка заставляет задуматься над истоками неудач героев, предлагает искать их начала в детских потрясениях, ведь настоящее всегда зависит от прошлого. Интересно разгадывать неслучайный выбор имен: Феликс - счастливый (лат.), Люция - светлая (лат.), почти Санта Лючия. "Скользящую Люче" можно было бы принять даже за сказку для взрослых, но далеко не все события в ней заканчиваются счастливо. Слишком велик потенциал неосвобожденной печали, от которой точно польются слезы. Отдельно хочется отметить старания коллектива "Пан-Квартет", возглавляемого исполнителем роли Феликса Владимиром Панковым. Удалось создать очередное волшебное и проникновенное музыкальное сопровождение к спектаклю Центра драматургии и режиссуры. Также в рубрике:
|