Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 3 (7462) 20 - 26 января 2005г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25    
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Ситуация

Игра на выбивание

Слабое звено становится еще слабее

КУЛЬТУРНАЯ ПОЛИТИКА

Анна МАРТОВИЦКАЯ


Российская культура, по всей видимости, в очередной раз вступила в эпоху глобальных перемен. И в очередной раз - не по собственной воле. Один между делом принятый закон поставил под вопрос судьбы многих десятков творческих коллективов, от которых, в свою очередь, без преувеличения зависят целые регионы.

С 1 января 2005 года вступили в силу положения Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации". В соответствии с этим документом, если говорить суконным, бюрократическим языком, на органы государственной власти субъектов Федерации возложено осуществление полномочий по охране и сохранению объектов культурного наследия только регионального значения, а охрана памятников федерального значения отнесена к полномочиям Федерации. Замысел был прост: каждый должен отвечать за то, что ему причитается, и не замахиваться на чужое. А то вон Москва однажды замахнулась - из лучших побуждений, между прочим, дабы не дать памятникам архитектуры тихо развалиться, - и сколько в итоге из этого вышло шума, имущественных споров и судебных разбирательств. Однако, видимо, Россия - такая очень особенная страна, что в ней ничего не делается по-человечески. Отечественное законодательство обладает поразительной способностью: нацеленное на решение какой-то одной проблемы, оно умудряется создать десять новых, причем гораздо более существенных.

О последствиях принятия названного закона чиновники от культуры и сами работники профильных учреждениям начали догадываться задолго до нынешнего января. И даже пытались добиться его приостановления, но безрезультатно. Ведь это только на бумаге схема "Федерация - федеральным учреждениям, а местные власти - местным" выглядит красиво и логично, тогда как на самом деле финансированию культуры подобная простота и не снилась. Не секрет, что на отрасль деньги собираются буквально с миру по копейке, и когда вопрос встает о том, чтобы выплатить сотрудникам зарплату или погасить задолженность по электроэнергии, музею в принципе все равно, от кого - федерального центра или региона - он получает эти средства. Однако теперь дело обстоит таким образом, что регион будут преследовать по закону, если он вздумает помочь федеральному музею. Регион, конечно, может быть, и рад тому, что с его шеи снято такое ярмо, но Федерация-то совершенно не готова к возвращению "блудных" детей! Уж не знаю, о чем именно думали депутаты Госдумы, принимая данный закон, но только в федеральном бюджете на 2005 год расходы на осуществление забот о федеральных объектах культуры в полном объеме не предусмотрены. Что же в результате? Ответ очень прост: памятники федерального значения, которые до вступления в силу указанного закона худо-бедно финансировались субъектами Федерации, остались без финансирования вовсе. Уже сейчас на многих из них прекращены всякие реставрационные работы. Отсутствует и механизм реализации так называемых контрольных функций за сохранением федеральных памятников. Во-первых, так и не уточнен перечень объектов культурного наследия, обладающих федеральным статусом. Во-вторых, территориальные органы Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране объектов культурного наследия малочисленны, не укомплектованы кадрами, не имеют документационной базы и не могут (пока) выполнять свои функции в полном объеме. О том, что так и нет никакой определенности в вопросе разграничения объектов культурного наследия, находящихся в государственной собственности, я уже и не говорю. Минэкономразвития РФ и Минфин РФ, например, считают, что разграничение объектов культурного наследия давно уже осуществлено - на основании соответствующего постановления Верховного Совета от 1991 года... Впрочем, это только одна сторона медали.

В середине декабря прошлого года премьер-министр Правительства РФ Михаил Фрадков подписал распоряжение, согласно которому в ведение субъектов РФ был передан целый ряд федеральных государственных учреждений культуры. Среди них - Российский государственный театр на Покровке, Российский государственный академический камерный "Вивальди-оркестр", Государственный академический русский концертный оркестр "Боян", Симфонический оркестр России, Государственная академическая хоровая капелла России имени Юрлова, Государственный мемориальный музей Булата Окуджавы, Государственный Пушкинский театральный центр в Санкт-Петербурге, Всероссийский историко-этнографический музей в Торжке, Государственная филармония на Кавказских Минеральных Водах. Все эти учреждения культуры ранее находились в ведении Роскультуры. Не в нашей компетенции оценивать художественный уровень каждого из перечисленных творческих коллективов - это прерогатива критиков. В данном случае тревогу вызывает не то, почему подобная передача была в принципе осуществлена, а то, когда это было сделано. Середина декабря - не время для перекройки и тем более составления бюджета, это ясно даже очень далекому от финансов человеку. Все бизнес-планы и сметы давно сверстаны и отложены на самую дальнюю полку... А теперь представьте, что в этот момент на голову региона падает целый (а то и не один!) творческий коллектив. И ладно если это камерный оркестр, динамично развивающийся и умеющий зарабатывать себе на жизнь. Но если это музей и тем более филармония?! Где взять деньги на жизнеобеспечение огромного культурного механизма, осуществлявшего деятельность на территории одного или нескольких регионов (не важно, концертную, образовательную или экскурсионную)? В одинаково безвыходное положение поставлены и учреждения культуры, и власти тех регионов, которым "повезло" ими обогатиться.

В число таких "счастливчиков" по совершенно непонятной причине попала и одна из старейших филармоний России, кстати, отмечающая в наступившем году свое 110-летие, - Государственная филармония на Кавказских Минеральных Водах. 16 декабря 2004 года она была передана в ведение краевого министерства культуры. "Никуда не уйти нам от злополучной исторической спирали, которая на своем новом витке возьмет да и подбросит такой знакомый и все-таки неожиданный "сюрприз", - с горечью пишет в письме нашей газете директор филармонии на КМВ Владимир Бережной. - Самое-то странное, что так уже было однажды, в 1988 году, когда решением Совета Министров РСФСР № 62 в целях "Совершенствования структуры управления народным хозяйством" наша филармония была передана в ведение краевых структур. Тогда сами краевые структуры обратились в Министерство культуры РСФСР с просьбой о возвращении к прежнему положению. На восстановление первоначального положения потребовалось... три года".

Что ж, сегодня новое поколение реформаторов пытается внести "свою лепту" в культуру и смело наступает на те же самые грабли. Что это - неистребимая тяга к разваливанию успешно функционирующих предприятий или банальная безответственность, неспособность и нежелание думать о последствиях? Ежегодно филармония на КМВ получала из федерального бюджета около 50 миллионов рублей - эта сумма сопоставима с бюджетом Московской филармонии, и также сопоставима деятельность, которую осуществляют обе организации. Судите сами: концертные залы имени В.И.Сафонова и А.Н.Скрябина в здании знаменитого Кисловодского курзала, Концертный зал имени Ф.И.Шаляпина в Ессентуках, летняя Концертная галерея имени М.Ю. Лермонтова в Пятигорске, один из старейших оркестров страны - академический симфонический оркестр, несколько камерных ансамблей, великолепный дорогостоящий кисловодский орган и органы в Ессентуках и Пятигорске. Даже если на это богатство тратить весь бюджет всей культуры Ставропольского края (дотационного!), то его не хватит. Что же взамен? Сдавать помещения в аренду и постепенно снижать уровень музыкальной оснащенности и технического состояния залов, а проще говоря, деградировать? Для того ли создавалась эта культурная империя, чтобы теперь ставить на ней эксперименты по выживанию и продолжительности существования по инерции? А может быть, и не нужны никому филармонии, музеи, оркестры? Может быть, все их богатство - в зданиях, которыми они обладают и за счет которых смогут еще какое-то время продержаться, если площади, конечно, не реквизируют под каким-нибудь благовидным предлогом? Я, конечно, говорю сейчас не о публике, а о тех, кто разрабатывал и принимал пресловутый закон. Российская культура расцветала не для них, только им это, увы, невдомек.

Также в рубрике:

КУЛЬТУРНАЯ ПОЛИТИКА

ИМУЩЕСТВЕННЫЙ ВОПРОС

КОНФЛИКТ

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;