Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 3 (7462) 20 - 26 января 2005г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
СитуацияИгра на выбиваниеСлабое звено становится еще слабее КУЛЬТУРНАЯ ПОЛИТИКААнна МАРТОВИЦКАЯ Российская культура, по всей видимости, в очередной раз вступила в эпоху глобальных перемен. И в очередной раз - не по собственной воле. Один между делом принятый закон поставил под вопрос судьбы многих десятков творческих коллективов, от которых, в свою очередь, без преувеличения зависят целые регионы. С 1 января 2005 года вступили в силу положения Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации". В соответствии с этим документом, если говорить суконным, бюрократическим языком, на органы государственной власти субъектов Федерации возложено осуществление полномочий по охране и сохранению объектов культурного наследия только регионального значения, а охрана памятников федерального значения отнесена к полномочиям Федерации. Замысел был прост: каждый должен отвечать за то, что ему причитается, и не замахиваться на чужое. А то вон Москва однажды замахнулась - из лучших побуждений, между прочим, дабы не дать памятникам архитектуры тихо развалиться, - и сколько в итоге из этого вышло шума, имущественных споров и судебных разбирательств. Однако, видимо, Россия - такая очень особенная страна, что в ней ничего не делается по-человечески. Отечественное законодательство обладает поразительной способностью: нацеленное на решение какой-то одной проблемы, оно умудряется создать десять новых, причем гораздо более существенных. О последствиях принятия названного закона чиновники от культуры и сами работники профильных учреждениям начали догадываться задолго до нынешнего января. И даже пытались добиться его приостановления, но безрезультатно. Ведь это только на бумаге схема "Федерация - федеральным учреждениям, а местные власти - местным" выглядит красиво и логично, тогда как на самом деле финансированию культуры подобная простота и не снилась. Не секрет, что на отрасль деньги собираются буквально с миру по копейке, и когда вопрос встает о том, чтобы выплатить сотрудникам зарплату или погасить задолженность по электроэнергии, музею в принципе все равно, от кого - федерального центра или региона - он получает эти средства. Однако теперь дело обстоит таким образом, что регион будут преследовать по закону, если он вздумает помочь федеральному музею. Регион, конечно, может быть, и рад тому, что с его шеи снято такое ярмо, но Федерация-то совершенно не готова к возвращению "блудных" детей! Уж не знаю, о чем именно думали депутаты Госдумы, принимая данный закон, но только в федеральном бюджете на 2005 год расходы на осуществление забот о федеральных объектах культуры в полном объеме не предусмотрены. Что же в результате? Ответ очень прост: памятники федерального значения, которые до вступления в силу указанного закона худо-бедно финансировались субъектами Федерации, остались без финансирования вовсе. Уже сейчас на многих из них прекращены всякие реставрационные работы. Отсутствует и механизм реализации так называемых контрольных функций за сохранением федеральных памятников. Во-первых, так и не уточнен перечень объектов культурного наследия, обладающих федеральным статусом. Во-вторых, территориальные органы Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране объектов культурного наследия малочисленны, не укомплектованы кадрами, не имеют документационной базы и не могут (пока) выполнять свои функции в полном объеме. О том, что так и нет никакой определенности в вопросе разграничения объектов культурного наследия, находящихся в государственной собственности, я уже и не говорю. Минэкономразвития РФ и Минфин РФ, например, считают, что разграничение объектов культурного наследия давно уже осуществлено - на основании соответствующего постановления Верховного Совета от 1991 года... Впрочем, это только одна сторона медали. В середине декабря прошлого года премьер-министр Правительства РФ Михаил Фрадков подписал распоряжение, согласно которому в ведение субъектов РФ был передан целый ряд федеральных государственных учреждений культуры. Среди них - Российский государственный театр на Покровке, Российский государственный академический камерный "Вивальди-оркестр", Государственный академический русский концертный оркестр "Боян", Симфонический оркестр России, Государственная академическая хоровая капелла России имени Юрлова, Государственный мемориальный музей Булата Окуджавы, Государственный Пушкинский театральный центр в Санкт-Петербурге, Всероссийский историко-этнографический музей в Торжке, Государственная филармония на Кавказских Минеральных Водах. Все эти учреждения культуры ранее находились в ведении Роскультуры. Не в нашей компетенции оценивать художественный уровень каждого из перечисленных творческих коллективов - это прерогатива критиков. В данном случае тревогу вызывает не то, почему подобная передача была в принципе осуществлена, а то, когда это было сделано. Середина декабря - не время для перекройки и тем более составления бюджета, это ясно даже очень далекому от финансов человеку. Все бизнес-планы и сметы давно сверстаны и отложены на самую дальнюю полку... А теперь представьте, что в этот момент на голову региона падает целый (а то и не один!) творческий коллектив. И ладно если это камерный оркестр, динамично развивающийся и умеющий зарабатывать себе на жизнь. Но если это музей и тем более филармония?! Где взять деньги на жизнеобеспечение огромного культурного механизма, осуществлявшего деятельность на территории одного или нескольких регионов (не важно, концертную, образовательную или экскурсионную)? В одинаково безвыходное положение поставлены и учреждения культуры, и власти тех регионов, которым "повезло" ими обогатиться. В число таких "счастливчиков" по совершенно непонятной причине попала и одна из старейших филармоний России, кстати, отмечающая в наступившем году свое 110-летие, - Государственная филармония на Кавказских Минеральных Водах. 16 декабря 2004 года она была передана в ведение краевого министерства культуры. "Никуда не уйти нам от злополучной исторической спирали, которая на своем новом витке возьмет да и подбросит такой знакомый и все-таки неожиданный "сюрприз", - с горечью пишет в письме нашей газете директор филармонии на КМВ Владимир Бережной. - Самое-то странное, что так уже было однажды, в 1988 году, когда решением Совета Министров РСФСР № 62 в целях "Совершенствования структуры управления народным хозяйством" наша филармония была передана в ведение краевых структур. Тогда сами краевые структуры обратились в Министерство культуры РСФСР с просьбой о возвращении к прежнему положению. На восстановление первоначального положения потребовалось... три года". Что ж, сегодня новое поколение реформаторов пытается внести "свою лепту" в культуру и смело наступает на те же самые грабли. Что это - неистребимая тяга к разваливанию успешно функционирующих предприятий или банальная безответственность, неспособность и нежелание думать о последствиях? Ежегодно филармония на КМВ получала из федерального бюджета около 50 миллионов рублей - эта сумма сопоставима с бюджетом Московской филармонии, и также сопоставима деятельность, которую осуществляют обе организации. Судите сами: концертные залы имени В.И.Сафонова и А.Н.Скрябина в здании знаменитого Кисловодского курзала, Концертный зал имени Ф.И.Шаляпина в Ессентуках, летняя Концертная галерея имени М.Ю. Лермонтова в Пятигорске, один из старейших оркестров страны - академический симфонический оркестр, несколько камерных ансамблей, великолепный дорогостоящий кисловодский орган и органы в Ессентуках и Пятигорске. Даже если на это богатство тратить весь бюджет всей культуры Ставропольского края (дотационного!), то его не хватит. Что же взамен? Сдавать помещения в аренду и постепенно снижать уровень музыкальной оснащенности и технического состояния залов, а проще говоря, деградировать? Для того ли создавалась эта культурная империя, чтобы теперь ставить на ней эксперименты по выживанию и продолжительности существования по инерции? А может быть, и не нужны никому филармонии, музеи, оркестры? Может быть, все их богатство - в зданиях, которыми они обладают и за счет которых смогут еще какое-то время продержаться, если площади, конечно, не реквизируют под каким-нибудь благовидным предлогом? Я, конечно, говорю сейчас не о публике, а о тех, кто разрабатывал и принимал пресловутый закон. Российская культура расцветала не для них, только им это, увы, невдомек. Также в рубрике:
|