Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 3 (7462) 20 - 26 января 2005г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25 №26 №27-28
№29-30 №31 №33
№32 №34  
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Провинция

Милий Алексеевич выходит из тени

Краснодар приняли в конкурсную элиту

ИНИЦИАТИВЫ

Беседовал Евгений ЭПШТЕЙН


А.Скавронский

В Краснодаре состоялся I Международный конкурс пианистов-исполнителей русской музыки имени М.А.Балакирева. Идея этого конкурса давно витала в воздухе: русская фортепианная музыка обладает несметными богатствами, которые весьма скромно востребованы в мировой конкурсной практике. Даже наш вроде бы "домашний" Конкурс имени Чайковского обходился всего несколькими композиторскими именами. "Надо что-то делать", - говорили музыканты, но дальше этой глубокомысленной фразы дело не шло. Нужен был человек, который перевел бы эту идею - расширение конкурсной амплитуды русской фортепианной музыки - из сослагательного наклонения в повелительное, а это в условиях нашей малоподвижной бюрократии, привыкшей к инерционности мышления, дело нелегкое. И все же такой человек нашелся - известный пианист, профессор Российской академии музыки, народный артист России Алексей СКАВРОНСКИЙ.

    

- Почему местом проведения конкурса был выбран Краснодар?

- В последнее десятилетие музыкальные амбиции этого города сделали его крупнейшим центром культуры на юге России. Его рывок во многом связан с деятельностью Краснодарского творческого объединения "Премьера", которое возглавляет энергичный генеральный директор Леонард Гатов. В это объединение входят 16 творческих подразделений, насчитывающих 1200 человек. Среди них Кубанский симфонический оркестр с дирижером Владимиром Понькиным, Краснодарский театр балета Юрия Григоровича, Музыкальный театр с главным дирижером Владимиром Зивой и художественным руководителем оперной труппы Любовью Казарновской, "Биг-бэнд" Георгия Гараняна. Леонард Гатов выразил желание и готовность помогать осуществлению конкурса.

Краснодар достиг больших успехов и в музыкальной педагогике. С его музыкальным училищем, а позднее Институтом культуры я сотрудничаю почти полвека: выступал с концертами, проводил мастер-классы. Институт был преобразован в солидный Университет культуры и искусств, составной частью которого стала открытая в 2002 году консерватория. Возглавляет университет доктор философских наук Ирина Ивановна Горлова - без ее энергии и целеустремленности идея конкурса вряд ли бы осуществилась.

Нашими союзниками стали руководители города и края - имея за спиной такую крепкую поддержку, нам удалось не только преодолеть скептицизм столичных чиновников Министерства культуры, но и получить их "добро" и поддержку. Ну и, наконец, немаловажен был и политический аспект нашей идеи, особенно актуальный сегодня: Краснодар - центр, осуществляющий связи России с народами Северного Кавказа.

    

- Почему конкурсу решили дать имя Балакирева?

- Потому что это великий русский композитор, пианист, дирижер, музыкальный деятель, чье имя несправедливо оставалось в тени. А между тем именно Милий Алексеевич Балакирев создал "Могучую кучку" русских композиторов.

    

- Коль скоро конкурс был объявлен международным, то в нем должны были принимать участие иностранные члены жюри и исполнители?

- Они и были. Это известная немецкая пианистка, декан фортепианного факультета Высшей школы музыки в Карлсруэ (город-побратим Краснодара) профессор Сонтрауд Шпайдель. Это президент Французской ассоциации Станислава Монюшко, член многих международных жюри Клара Монюико. Это вице-президент Международной ассоциации педагогов-музыкантов, основатель знаменитой школы исполнительского мастерства "Искусство и образование XXI века" украинский профессор Элеонора Ткач.

Среди участников конкурса, кроме россиян, были посланцы Украины, Китая, Кореи, Японии, Кыргызстана. К сожалению, не были представлены западноевропейские и американские фортепианные школы, но полагаю, что не из-за отсутствия интереса, а по причине нашей информационной нерасторопности, вполне простительной для первого опыта.

    

- Вызвал ли конкурс интерес у молодых пианистов?

- Ответом на этот вопрос может стать количество заявок - 64. Правда, часть претендентов потом по разным причинам отсеялась, но и оставшиеся четыре десятка исполнителей - цифра убедительная. Мы разбили всех участников на две возрастные группы: от 14 до 18 лет - младшая, и от 18 до 33 - старшая.

    

- Где проходили конкурсные прослушивания и как откликнулись на них краснодарцы?

- Город предоставил нам четыре зала, которые неизменно были заполнены до отказа. Торжественное открытие конкурса проходило в недавно реконструированном зале Музыкального театра. "Премьера" Л.Гатова делегировала свой Муниципальный симфонический оркестр, за пультом которого стоял дирижер Владимир Зива. Конкурсные прослушивания младшей группы проходили в зале музучилища, старшей - в Университете культуры. Церемония награждения победителей и заключительный концерт состоялись в великолепном Органном зале. Краснодарские меломаны своим энтузиазмом сделали слово "аншлаг" самым популярным в городе во все дни конкурса.

    

- Знакомясь с программой конкурса, я обратил внимание на большое разнообразие композиторских имен, не так часто появляющихся на афишах фортепианных концертов: Ляпунов, Стравинский, Танеев, Глазунов, Метнер, Галынин, Бабаджанян.

- В этом и состояла наша идея - показать все многообразие русской фортепианной музыки. Конечно, значительную часть программ занимали пьесы Чайковского, Рахманинова, Скрябина, Прокофьева, Шостаковича, но почти в каждой из них встречались редко звучащие пьесы незаслуженно забытых композиторов. При этом были задействованы все традиционные жанры международных конкурсов: этюды, полифония, сонатная форма, кантилена, виртуозные пьесы. В качестве обязательной пьесы для старшей группы выбрали "Исламей" Балакирева, написанный, кстати, в Пятигорске. Спору нет, труднейшая пьеса, но ведь и пианисты выступали, уже закаленные в конкурсных боях, - их фамилиям предшествовали длинные перечни побед. "Исламей" - великолепный лакмус для выявления пианистических качеств: виртуозности, чувства стиля, ритмической воли, богатства звуковых красок. Преодолеть этот барьер сумели лишь те, у кого все эти качества оказались в едином комплексе. У младших такой обязательной пьесой стала "Лезгинка" Ляпунова. Тоже не подарок, особенно если учесть, что многие из конкурсантов никогда не видели живого исполнения этого темпераментного кавказского танца.

    

- Что вы можете сказать о пианистической подготовке конкурсантов?

- Она оказалась на довольно высоком уровне. И что особенно примечательно - ушла в прошлое монополия столичных фортепианных школ. С ними на равных состязались, а зачастую и превосходили их представители казанской, саратовской, ростовской, краснодарской, екатеринбургской, новосибирской школ. Это отрадное свидетельство расширения нашей исполнительской географии.

    

- Состоялись ли открытия на конкурсе?

- Конечно. Это обладательница первой премии в младшей группе 15-летняя ученица колледжа при Казанской консерватории Елена Лось - воспитанница преподавателя Н.Михайлова. Блестяще подготовленная пианистка поразила зрелостью, отличным пианизмом. Хороши были ростовчанин Николай Шаламов (ученик профессора И.Бендицкого), краснодарцы Николай Медведев и Татьяна Качко (ученики профессора Н.Межлумовой), петербургский виртуоз Валентин Дмитриев (класс профессора А.Сандлера), московские гнесинцы Михаил Берестнев и китаянка Инь Чжи. В старшей группе победителем стала уже опытная концертантка аспирантка Новосибирской консерватории Наталья Талдыкина (руководитель - профессор М.Лебензон). Многократный лауреат различных конкурсов, она уверенно наращивала в Краснодаре свое превосходство от тура к туру, а в оркестровом финале "обыграла" всех своей "Рапсодией на тему Паганини" Рахманинова. Следом за ней расположились японский аспирант Московской консерватории по классу профессора М.Воскресенского Масайя Танака - виртуоз с благородной фразировкой, и украинская студентка Музыкальной академии Екатерина Куликова (класс профессора О.Лифоренко) - "рыжее чудо" с кучей первых премий, покорившая всех Восьмой сонатой Прокофьева. Третья премия - у талантливого ученика РАМ (класс профессора А.Севидова) Юрия Панова, впервые принимавшего участие в международном конкурсе. Когорту лауреатов замыкала краснодарская аспирантка Екатерина Петровская (руководитель - профессор Н.Межлумова). Дипломантом стала Виолетта Хачикян из Санкт-Петербургской консерватории (преподаватель Т.Загоровская).

    

- Как, по-вашему, удалось ли Конкурсу имени Балакирева выполнить свою задачу?

- Безусловно. Во-первых, он возродил к жизни многие произведения русских композиторов, во-вторых, открыл новые исполнительские имена, в-третьих, ввел в конкурсную элиту славный город Краснодар и, наконец, способствовал дальнейшему продвижению русской фортепианной музыки на концертную эстраду: Екатеринбург уже объявил о проведении аналогичного конкурса в мае 2005 года. А в Краснодаре решено сделать его постоянным с интервалом в два года. Уверен, что он поможет еще больше укрепить в мире престиж русской фортепианной школы.

Также в рубрике:

ИНИЦИАТИВЫ

ТЕАТР

ФЕСТИВАЛИ

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;