Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 8 (7467) 24 февраля - 2 марта 2005г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
Телевизионный смотрительПораделиГригорий Распутин - звезда эфира НАБЛЮДЕНИЕМаксим ГУРЕЕВ
Лет десять назад, когда отечественное телевидение еще только начинало постигать уроки того, как следует работать в условиях рыночной экономики, автору этих строк впервые пришлось услышать из уст одного ТВ-продюсера фразу, ставшую впоследствии харизматической, - "Дайте мне сенсацию!" Видимо, именно в ней, по мысли того продюсера-первопроходца, и таился сермяжный первосмысл "нового" телевидения. Даже не информацию и уж тем более не аналитику надо было "давать", а именно сенсацию, требующую от зрителя спартанского минимума - умения изумленно открывать рот и произносить нехитрую синтаксическую конструкцию "вот это да!" Откровенно говоря, тогда, десять лет назад, все это казалось абсолютным бредом, который так хотелось списать на невежество продюсера, не делавшего разницы между сметой на производство программы и предполагаемой прибылью от продажи данной программы на каналы. Но время шло... Спора нет, теперь уже ТВ-продюсер не тот. В частности, он никогда не позволит себе делиться неизвестно с кем ценными креативными идеями, потому как эти идеи стоят на отечественном аудиовизуальном рынке больших денег. Да и, откровенно говоря, для подсчета этих самых идей вполне хватит пальцев на одной руке, а "дайте мне сенсацию" по-прежнему занимает первое место в этом скромном списке. Однако если раньше поиск сенсаций производился более или менее изобретательно, благо советское молчание по целому ряду вопросов отечественной и мировой истории давало тому повод, то теперь данное мероприятие полностью утратило всякий здравый смысл, превратившись в "цель ради цели". Примеров тому на отечественном телевидении предостаточно - разного рода "Лубянки", "Кремли 9", "Особые папки", "Искатели", "Тайны века", "Информации к размышлению" и прочие кормящиеся на ниве высосанных из пальца "сенсаций" проекты, по сути, полностью переформатировали сознание зрителя. Теперь ни одно историческое и современное событие не воспринимается иначе как информационный "эксклюзив", правами на который владеет студия-производитель или эфирная организация. И никто другой! А ведь так и переписывается история, извлеченные из небытия игроки становятся героями, а неподходящие к современному политическому моменту некогда славные персонажи отправляются в "отстой", опять же подобным образом формируется взгляд на современные события, точнее сказать, "правильный взгляд". В этом смысле весьма показательными стали документальные проекты, показанные на НТВ и на "Первом канале". Уже сами их названия даже неискушенному зрителю сказали о многом: "Григорий Распутин. Чисто английское убийство", "Григорий Распутин. Ловушка для антихриста" и "Григорий Распутин. Чисто русское убийство". Причем, что кажется в высшей степени необъяснимым, все три фильма были явлены практически на одной неделе, практически в одной эфирной линейке. То есть сегодня смотрим, как Григория Ефимовича убивали англичане, завтра - как его убивали соотечественники, а послезавтра - что поделом ему, "старому греховоднику", досталось. Удивительно, но если бы каждый из данных фильмов был показан отдельно, то поводов поговорить о каждом из них нашлось бы предостаточно, ибо сильные и слабые стороны были в каждом из них. Однако количество "сенсаций" на квадратный метр ТВ-экрана явно превысило все допустимые нормы, и в результате зритель увидел абсолютно беспомощное и дилетантское зрелище, растянутое на три вечера. Следовательно, поводов для художественного осмысления распутинской эпопеи так и не обнаружилось. Зато, как это часто бывает, в голову пришли весьма закономерные вопросы иного свойства, в частности, почему именно Распутин, а не Витте или великий князь Николай Николаевич стал с некоторых пор предметом столь пристального внимания отечественных теледокументалистов. Уж казалось бы, после "Агонии" Элема Климова, а также программ Э.Радзинского и Н.Сванидзе о нем было сказано все. Нет, видимо, не все. Видимо, бесспорная харизма тобольского "старца" до сих пор дает повод анализировать русскую политическую жизнь (в том числе и современную) как не вполне здоровое с психической точки зрения радение. А ведь действительно, Григорий Ефимович всей своей бурной жизнью и лютой смертью продемонстрировал абсолютно беззаветную преданность той самой национальной идее - "православию, самодержавию и народности". Опять же пал он от рук людей, руководимых, как выясняется, из-за границы, а стало быть, инославных и Россию черной ненавистью ненавидящих. Что же, все сходится, тут даже выводов никаких особых делать не надо, мол, был у государя один "собинный друг", да и того убили. Как тут государю после такого потрясения не разувериться в себе и не отречься от престола российского. Если же оставить саркастическую интонацию и попытаться ответить на вопрос "почему именно Распутин и именно сейчас?", то ответ, как ни странно, будет выглядеть очень просто. В неизбывных поисках сенсаций мы забрели в такие дебри отечественной истории (которую, честно говоря, и не очень-то хорошо знаем), что нечаянно на свет Божий извлеклись "сокровища", обретение которых едва ли послужит добрую службу соотечественникам (особенно той их части, которые вслед за бывшим военнослужащим Макашовым радеют известно о чем). В том смысле, что кажущаяся простота и сенсационность личности Григория Ефимовича глубоко ошибочна и переписывать с нее историю на современный лад было бы большим заблуждением. Также в рубрике:
|