Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 8 (7467) 24 февраля - 2 марта 2005г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25 №26 №27-28
№29-30 №31 №32
№33 №34 №35
№36 №37 №38
№39    
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Палитра

Три встречи у памятника Снегирю

"Образ жизни" Андрея Красулина в Третьяковке

Елена ТИТАРЕНКО


А.Красулин

Открывшаяся в Третьяковской галерее персональная выставка Андрея Красулина, этакий постскриптум к 70-летию художника, - одна из самых удачных и эффектных в нынешнем сезоне. И - красивых (не побоюсь истрепанного слова, хотя в данном случае его смысл бесконечно далек от салонно-академического шаблона, становящегося расхожим местом даже в сфере так называемого актуального, а на деле нередко гламурного искусства, - речь идет скорее о Красоте по Платону, очищенной от посторонних понятий, примесей и наслоений).

Без названия. 1994-2004 гг.

В стенах академического музея такая выставка - для Красулина первая - кажется радикальной. Ни привычной ретроспекции, уместной в юбилейном проекте, ни подробного рассказа об этапах жизни и творчества, ни анализа смены манер или эволюции стиля... Главная задача иная - выявить неизменные качества Андрея Красулина, как немногие владеющего даром раскрывать органическое единство предмета и материала, делать зримым взаимодействие формы и материи, высвобождать "причудливые души вещей, подчас уже ставших хламом". Своего рода апофеоз нового подхода к личности творца - в мировом масштабе он вовсе не нов, но у нас еще с трудом пробивает себе дорогу. Все пространство зала решено как одна грандиозная инсталляция - мощный дизайнерский проект, импульсом для которого послужила мастерская художника; и все его многочисленные фрагменты-экспонаты, разнообразные и по видовой принадлежности (живопись, скульптура, объекты, инсталляции), и по времени возникновения, и по запечатленному в них настроению, работают на создание непафосного, но в высоком смысле патетического, объемного и яркого портрета человека, который в этой мастерской не просто трудится, а живет, беспрестанно что-то лепит, красит и мастерит, вкалывает и мыслит. Потому что Андрей Красулин - настоящий пример художника-философа, хотя вряд ли сам он стал бы говорить о себе в подобных категориях. Однако то, что не оформлено словесно, да и не требует слов, даже протестует против литературно-сюжетных определений, так как задействует иные, сугубо пластические категории - объем, пространство, цвет, к которым неизбежно добавляется категория времени, - складывается в удивительно стройную картину. В рассказ о Художнике, его мировоззрении, его эпохе, даже его стране. При этом автор словно отодвигает от себя столь масштабные понятия, выводя на первый план то иное, что считает для себя самым важным и что манифестировано в названии выставки: "Образ жизни".

В самом деле, что такое табуретка, ящик или конструкция из хитроумно сколоченных досок, на которые кистью то размашисто, то аккуратными касаниями нанесены полосы краски - белые, зеленые, желтые, огненно-красные? Стоит такая посреди выставочного зала, или в чистом поле, или брошена наземь среди холмов ("Прогулки у Плещеева озера") - и вот уже пространство, сама земля или рожденное ею дерево говорят с вами на особом, древнем, гулком, но при настойчивом желании поддающемся дешифровке языке. Любимые Красулиным табуретки в яркой раскраске - это еще и воспоминание об эпохе авангарда, преемниками которой стали шестидесятники, о супрематизме и призывах Малевича к "отрыву от шара земли"... Но это еще и простой предмет мебели, на который можно усадить друга, зашедшего к тебе в мастерскую "на огонек". Когда-то, кстати, в мастерской у Красулина собирались люди легендарные: Веничка Ерофеев, Нина Жилинская или Владимир Кормер... Скульптор подчеркивает, что при всем неприятии официозного искусства "не состоял" и "не участвовал" в протестном движении отечественного андеграунда. Однако круг его общения, что называется, находился на линии огня. Жаль, что в экспозицию не включили фотоснимки - правда, их можно найти в каталоге, изданном к выставкам в ГТГ и Русском музее; вступительную статью написал один из самых авторитетных искусствоведов - академик Дмитрий Сарабьянов.

"Андрей Красулин - в глубинном смысле хранитель природы вещей. Он спасает от тления и забвения радостно предающиеся ему в первозданности материалы. Бумага и картон, дерево, камень или железо - все идет в дело и претворяется в форму, живущую внутри материала... Присущий Красулину неподкупный минимализм свободен от высокомерия и надменности - это конкретный минимализм", - написал немецкий режиссер Михаэль Элле после того, как из старых балок на чердаке старинного дома Кранаха в Виттенберге Андрей Красулин сложил "Ступени". И по мнению наблюдателя, с простотой и возвышенностью выразил в этой композиции свою "глубинную интуицию: искусство - не занятие, это образ жизни".

Традиционно в Москве Красулин числится по разряду скульпторов. Только в последние годы в Третьяковку, где авторов все еще разделяют по видам искусства, стала попадать красулинская графика, в экспозицию, увы, не включенная: никак не соглашаются хранители показывать эти "почеркушки", как определяет свои рисунки сам автор, без стекла, защищающего от губительного света, но и скрадывающего столь важные штрих, фактуру и прочие тонкости, понятные истинному ценителю. Не беда, художник нашел выход: привез множество листов из дома. Уже давно сложился своеобразный творческий тандем, или, как модно ныне говорить, "динамическая пара" Улицкая - Красулин. Жена и ангел-хранитель, подобно Илье Кабакову, гордящаяся тем, что ничего не выбрасывает, Людмила Улицкая достает из архива черновики собственных книг - и на этих рукописях Красулин печатает офорты. Линии, пятна, переходы цвета вступают в затейливую игру с буквами, бегущими по листу то прямо, то вбок, а то и вверх тормашками: ведь мастер волен как ему угодно вертеть в руках предметы - кирпичики творимого мира, обустраивая свою вселенную, где ощущает себя демиургом. Творцом Каллиграфии.

Одна невеселая мысль не отпускает на мажорной и жизнеутверждающей, даром что художник не закрывает глаза на скорбь и быстротечность жизни, выставке Андрея Красулина: если бы его дар монументалиста был использован... ну пусть не на все 100, так хотя бы на 40 процентов! Какие невероятные фасады, декоративные объекты и созвучные времени, по-римски величественные памятники могли бы явиться нам в пространстве города, если бы этому мастеру буквально, в прямом смысле, дать в руки "улицы - наши кисти, площади - наши палитры"! Увы, не случилось - высятся совсем иные монументы, зачастую отсылающие минимум на полвека назад, и не по сюжетам - дань истории правомерна, а по способу "освоения материала"... Зато Красулин, в 1970 - 1980-е годы все же сделавший несколько "больших форм" - в тульском театре, в столичном Институте усовершенствования врачей, в рязанской филармонии, на кладбище концлагеря в Эбензее (Австрия), затем выигравший вторую премию в конкурсе на памятник Высоцкому, - с облегчением вздохнет в биографическом рассказе: "Кончилась советская власть - кончились заказы на монументальные работы. Слава Богу". Тогда же началась другая глава в его жизни - необходимые как воздух выставки, в том числе музейные и зарубежные. Ведь в молодые годы ему практически не давали показать своих станковых работ, а ныне его знают и в Германии, и в Италии, и во Франции, он ездит на разные биеннале и демонстрирует свои "Доски" в центре Москвы и Петербурга...

Кстати, о выставках. Впервые я услышала имя Красулина в юности, в самом конце 70-х. Во время большой сезонной экспозиции на Кузнецком Мосту какой-то человек (явно не сам скульптор) с воодушевлением говорил о небольшом и странном с виду, во всяком случае, весьма нетрадиционном произведении: несколько дощечек, где в одной, слегка тронутой красным, угадывался силуэт птицы на ветке, в других - сложенные, но готовые к взмаху крылья. Это было ново и необычно - почти беспредметная, почти геометрическая, лишенная миметических примет композиция на тему живой природы врезалась в память. Уже потом пришло понимание, что автор вел диалог и с русскими конструктивистами, и с Бранкузи, Липшицем, Арпом... Второй раз я увидела красулинские работы (и впервые - их автора) спустя десяток лет, когда в составе отдела тогда еще советской скульптуры Третьяковки побывала в его мастерской. Тогда наступили благословенные времена, хотя понятно это лишь теперь, с временной дистанции: рушился железный занавес, ослабла и почти умерла цензура, а денег на комплектование музейных коллекций государство еще отпускало щедро по старинке, видимо, не подозревая, какую крамолу готовы немедленно принести в госхранилища вселившиеся в них специалисты, воспитанные на Ахматовой, Бродском и Солженицыне.

Мы не просто ходили "отбирать вещи" на закупку, но и вели дневник, куда записывали сведения о художнике и его высказывания. Хозяин мастерской на Нижней Масловке поначалу будто подтвердил расхожее (и весьма ошибочное) мнение, что художники не любят говорить о себе и своем творчестве, но вскоре, увидев неподдельный восторг в глазах полудюжины искусствоведов, оттаял, начал одну за другой показывать работы, ведя разговор не столько о себе, сколько о своем поколении - и о Времени... Тогда, помню, мы несколько раз гоняли машину на Масловку, перевозя в галерею и гипсовые рельефы (удивительные тем, что скульптор придумал отливать гипс в песчаную форму, отчего возникала неповторимая, шероховатая, словно сошедшая с изваяний древней Греции фактура, кажется, способная дышать), и большие, до крайности лаконичные композиции из дерева, и бронзовую "Голову отца" - настоящий шедевр. А скульптор стал заходить к нам в отдел, по-прежнему немногословный, но лучащийся светом: его признали, его взяли в национальную сокровищницу! Стоит ли говорить, как это важно для любого художника... Теперь в каталоге я нашла пассаж: "Не страдая от излишней скромности, предполагал, что несколько моих работ после моей смерти попадут в Русский музей или Третьяковскую галерею. Получилось раньше: в 1980 году Русский музей приобрел первые две работы. Сейчас в коллекции ГРМ их 70".

Признаюсь, не уточняла, сколько произведений Красулина хранится ныне в ГТГ, но знаю - немало. Отправляясь на вернисаж, думала, что все их увижу, как было на недавней выставке Дмитрия Шаховского (оказалось, из дому ему привезти почти нечего - все забрала Третьяковка). Ничего подобного: красулинская выставка (более сотни работ) в основном из коллекции автора, многое сделано совсем недавно, и ощущение - это лишь вершина айсберга! А пространство завораживает: как волшебник, Красулин превращает заурядные доски, куски картона, стали, ржавого железа или гофрированной бумаги в артефакты, возле которых невольно начинаешь думать о преобразующей силе искусства. Креативной энергии мастеру хватило бы на то, чтоб обустроить не только свою мастерскую, перенесенную в музейные залы, но и целый мегаполис. С изяществом и дерзостью он подвесил к потолку груду измятых бумаг - "Кипа" парит в воздухе, словно птица, расправляющая крылья. Я все гадала: увижу ли снова "Памятник снегирю"? Да, здесь и он, и его собратья - растения, деревья, фигуры, не требующие названий и долгих повествований, то есть лишенные пресловутой нарративности, против которой выступали еще авангардисты - прямые предшественники мастера. Уверена, они бы оценили фантазию художника, придумавшего поместить свои объекты из бросовых, на первый взгляд, материалов - старых досок, листов картона, металлической сетки, стружек, железных брусьев - в прозрачные проволочные футляры. Среди этих "деток в клетке" (или в четко очерченном модуле, или в своего рода конструктивистском нимбе) - и аскетически-лапидарный "Эскиз фонтана", и будто пришедший из языческих культов "Знак равноденствия", и возносящие к небу руки в молитве деревянные фигурки отшельников ("Без названия"), и прибитые-пригвожденные к столбу старые бумажки с рисунками - те самые "почеркушки", что собираются в "Архив". И милый, вполне славянский по духу "Пейзаж", по лаконизму достойный японского сада камней, и ангел с зажженной свечой ("Фигура"), и вызывающий ассоциации с недавней нашей историей объект под названием "Тяжел и страшен". Как будто Красулин, который еще в художественном вузе преисполнился "отвращения к тому, что в училище называлось скульптурой", но всю жизнь искал себя через решение дизайнерских задач, решил наконец показать urbi et orbi, что такое "правильное устройство вещей в пространстве".

Также в рубрике:

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;