Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 8 (7467) 24 февраля - 2 марта 2005г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
Музыка"Серенада" в мажореВ Москве завершился Международный молодежный фестиваль "Крещендо", соединивший разные жанры и стили Екатерина БЕЛЯЕВА
На Новой сцене Большого театра задолго до начала основной программы "Золотой Маски" стартовал первый балетный номинант - "Серенада" Джорджа Баланчина в исполнении труппы Пермского балета. Это событие оказалось гораздо масштабнее обычной однодневной гастроли, так как спектакль пришелся на самый пик столичного фестиваля "Крещендо" и, став его участником, собрал в зале не только балетоманов, но и серьезных музыкантов. Главный дирижер музыкального фестиваля Владимир Федосеев предоставил свой оркестр, а арт-директор фестиваля Денис Мацуев сам принял участие в вечере - сыграл "Фортепианный концерт № 2" П.И.Чайковского во втором отделении. Действительно, пермякам неслыханно повезло - столько удачных совпадений для одного вечера. Выдвижение на национальную премию за "Серенаду" Чайковского, наличие в репертуаре театра еще одного балета Чайковского - Баланчина, чтобы сформировать тематическую программу, и, наконец, возможность выступить в Большом в сопровождении оркестра имени П.И.Чайковского на престижном фестивале. Последнее, то есть оркестр, и стало самой ударной составляющей вечера. Знакомая с детства манера исполнения партитур Чайковского этим коллективом вызвала неожиданную ностальгию по тем временам, когда театральные дирижеры записывали свои диски с концертным исполнением и славились как лучшие исполнители тех или иных композиторов. Федосеевцы под управлением пермского дирижера Валерия Платонова, как всегда, сыграли свой "русифицированный" вариант Чайковского (именно поэтому иностранцы часто предпочитают диски с их исполнением русской музыки, особенно П.И.Чайковского), чем поразили балетный слух, привыкший к иному звучанию "Серенады", например, у Валерия Гергиева в Мариинском театре. Маэстро Гергиев мощно усиливает трагическую линию, а Платонов и федосеевцы придали звучанию максимальный оптимистический размах. Такой неожиданный диссонанс наполнения балета Баланчина и звучания дал феерический результат на сцене. Стойкая в своем амплуа трагической балерины, Елена Кулагина противостояла мажорному напору оркестра лирической позой. Она заявила себя достойной претенденткой на обладание национальной премией в этом году. В целом "Серенада" прошла на хорошем уровне - кордебалет укладывался в заданные темпы, "руки-тюльпаны" соблюдались очень строго, никто не выбивался из стройных линий. Как и прошлым летом в Петербурге, пермские артисты явили верность американскому бессюжетному стилю, не вносили национальных особенностей, как свойственно мариинским балеринам. На самом деле в "Серенаде" видно, что пермская труппа перешагнула барьер начальной школы Баланчина и перед ней открылся горизонт любых постановок неоклассики. Фонд Баланчина совсем не всем и не все позволяет танцевать, он сам предлагает названия, соотносимые с возможностями труппы. После удачно станцованного "Ballet Imperial", сложного по темпам и технике балета, пермский театр получил абсолютный карт-бланш в выборе дальнейших спектаклей Баланчина. Более простая для восприятия стиля "Серенада" пришла после "Ballet Imperial" и легко легла на уже готовый материал. Поразительно, что главным коньком пермской версии "Серенады" остаются именно позы, в которых сбиваются сами носители стиля Баланчина - американцы из NYCB и которые очень "по-русски" смягчают в Мариинке. В момент творческого напряжения, который наблюдался в воскресенье в Большом, эти пермские приметы укрупняются, что интересно для знатоков стиля и похвально для пермяков. А "Ballet Imperial", вернее, "Фортепианный концерт № 2" (именно эта версия балета - в мягких туниках вместо императорских пачек - идет в Перми), мог в тот вечер и рассыпаться, так как именитый пианист на ноги артистов не взглянул, ровно как и в партитуру (он знает ее наизусть), и своей эмоциональной активностью парализовал у зрителей все органы восприятия, кроме слуха. Да еще рояль стоял прямо в зале, посреди партера. Прекрасно сыгранный концерт оттеснил балет на второй план, но соревновательный дух пермских артистов не дал спектаклю развалиться, и послушные ноги балетных устремились за темпами пианиста. Елена Кулагина, солирующая и в этом балете, не обнаружила ни усталости, ни раздражения. Если судьба будет к ней благосклонна, она ко всем имеющимся премиям добавит абсолютно заслуженную "Золотую Маску". Также в рубрике:
|