Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 8 (7467) 24 февраля - 2 марта 2005г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
СитуацияАтипичные школылишились федерального финансирования. Однако и на местное не переведены ОБРАЗОВАНИЕЕлена НОВИКОВА Учителя престижнейших школ страны готовы повторить печально знаменитый опыт пенсионеров и выйти на улицы с плакатами в руках. Вынуждает их к этому критическая ситуация: судьба пятнадцати почтенных школ, входящих (вернее, теперь уже входивших) в структуру Российской академии образования, висит на волоске. Учителя уже два месяца не получают зарплату. Мосэнерго и Мосводоканал грозятся прекратить обслуживание школ, задолжавших им немалые суммы. Причиной же всему - бюрократическая проволочка, в результате которой школы рискуют оказаться закрытыми. Речь идет о пятнадцати без преувеличения знаменитых школах Москвы, Подмосковья и Санкт-Петербурга, которые, как уже было сказано, до недавнего времени находились в ведении Российской академии образования (РАО). Это учебные заведения с давними традициями, многие из них ведут свое начало еще с середины прошлого века. Уникальность их в том, что они изначально создавались на базе Академии педагогических наук (впоследствии преобразованной в РАО) как экспериментальные площадки. Именно здесь академики РАО проверяли свои теории, здесь опробовались новые методики, учебники и предметы, прежде чем стать достоянием всей страны. Скажем, школа "Горки" (что располагается в Горках Ленинских), открытая под покровительством Надежды Крупской, имеет почти музейную ценность. В знаменитой столичной школе РАО № 91 была испробована уникальная методика развивающего обучения Эльконина - Давыдова, за которую Василий Давыдов получил Президентскую премию. Московская школа № 204 не боится испытывать новые учебники и программы. Здесь выращивают особый тип учителя-экспериментатора, который может встроить эксперимент в обязательную программу. Словом, каждая из пятнадцати школ по-своему уникальна. А вместе они составляли экспериментальную площадку РАО, которая теперь фактически ликвидируется. Согласно новым законам № 95 ("О внесении изменений и дополнений в ФЗ "Об общих принципах организации законодательных и исполнительных органов госвласти субъектов РФ") и № 122 ("О внесении изменений и дополнений в ФЗ "Об общих принципах организации законодательных и исполнительных органов госвласти субъектов РФ" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ"), уже наделавшим немало шума, все школы РАО должны перейти из подчинения академии к субъектам Федерации. Иными словами, деньги на содержание школ теперь будет выделять не федеральный бюджет, как это было до сих пор, а региональные власти, то есть Москва, Московская область и Санкт-Петербург. Понятно, что такой поворот дела не радует ни академию, ни сами школы по многим причинам. Но речь сейчас не об этом. Проблема в том, что, лишив школы РАО федерального достатка, власти не успели "прикрепить" их к местным бюджетам, и школы оказались брошенными на произвол судьбы. В конце августа прошлого года постановлением Правительства РФ был утвержден перечень тех учебных заведений, которые с федерального уровня перейдут к субъектам Федерации (в список вошло 2931 учреждение). Оформление всех документов по передаче школ субъектам должно было завершиться еще в конце декабря, поскольку с 1 января 2005 года финансирование этих образовательных учреждений на федеральном уровне уже не предусмотрено. Однако документы не были готовы в срок. Не готовы они и сейчас. Тем временем Минфин уже лишил школы финансирования... "У нас долги просто огромные! - рассказала нам директор школы № 122 Галина Клименко. - Долги за коммунальные услуги, долги Мосэнерго, Мосводоканалу, нам уже грозятся, что скоро оставят без света, воды и тепла. Понимаете, Москва не против того, чтобы взять нас к себе, это уже обсуждалось, но нет решения Правительства РФ о нашем переходе с федерального уровня на муниципальный. А до тех пор мы ничьи. Учителя два месяца не получают зарплату, которая у них и так почти в три раза меньше, чем в муниципальных школах, потому что наши учителя лишены московских надбавок. Еще немного - и они разбегутся! Для того чтобы школа исчезла, ее даже закрывать не придется, она погибнет естественным путем". По словам Галины Клименко, руководители школ испробовали все возможные способы достучаться до власти: направляли десятки писем чиновникам, обращались в Генпрокуратуру, к законодателям... "Остался один выход, - безрадостно утверждает директор, - выйти на улицу. Мало нам одних пенсионеров, наверное, надо, чтобы и учителя взяли в руки транспаранты?.". Однако, к счастью, такая критическая ситуация сложилась не во всех экспериментальных школах. Руководству РАО удалось отвоевать несколько учебных заведений: по соглашению с Минфином из пятнадцати школ в структуре РАО оставлены четыре. В числе счастливчиков оказались школы № 91, № 600, № 710 и школа "Горки". Среди тех, кому не повезло, - столичные школы № 204 им. Горького, школа № 315, гимназия № 625, школа-интернат для детей с нарушениями речи и слуха, Открытый лицей "Всероссийская заочная многопредметная школа", а также школа РАО в Пущине, школа № 18 (Павловский Посад), Экспериментальная средняя общеобразовательная школа № 82 им. Ф.И.Дубовицкого (Черноголовка), школа № 79 - структурное подразделение ГНУ "Центра экспериментальной психодидактики Российской академии образования" (Черноголовка), гимназия № 157 имени принцессы Е.М.Ольденбургской (Санкт-Петербург). Однако даже четверка школ, оставшихся в структуре РАО, не торопится праздновать победу. "Нашу школу пока оставили РАО, - рассказал директор 91-й школы Михаил Дюкарев, - но распоряжения правительства до сих пор нет. Поэтому можно сказать только то, что нас вроде бы оставили. На год это или навсегда, тоже неизвестно. Конфликт, разгоревшийся вокруг экспериментальных школ, безусловно, представляет собой событие из ряда вон выходящее. И тем не менее Академия образования была к этому готова. Первый тревожный сигнал раздался около трех лет назад, когда Минфин предложил снять десяток школ с довольствия академии. Тогда, возможно, впервые академики забили тревогу по поводу дальнейшей судьбы экспериментальных площадок. При этом главным предметом опасений было то, что учебные заведения, переданные субъектам, утратят свою уникальность, станут такими же, как все. Три года назад школам повезло: конфликт удалось уладить без видимых потерь, учебные заведения были оставлены РАО. Но, как видно, ненадолго. В дикой природе, как известно, действует закон: выживает сильнейший, умнейший. К сожалению, в социуме он срабатывает далеко не всегда: реформы, затеянные на скорую руку, больнее всего бьют именно по тем, кто отличается от большинства. И вопрос - выживут ли - пока остается открытым. КОММЕНТАРИИ
Борис МАРТИРОСЯН, заместитель президента Российской академии образования: - Ситуация сложилась такая: мы все ждем распоряжения Правительства РФ за подписью М.Фрадкова о передаче наших школ субъектам. Конечно, мы бы хотели все школы оставить себе, но хорошо, что нам оставили хотя бы четыре. Сейчас уже точно известно, что в нашем ведении они будут находиться до 2010 года. Ситуация с переводом школ для нас, к сожалению, не нова. И в прошлом и в позапрошлом году существовала такая угроза. Мы боролись, как могли, и тогда школы удалось сохранить. Но с начала этого года десять школ были сняты с финансирования. А без финансирования, как вы понимаете, мы не можем оставить их в структуре РАО.
Александр ГАВРИЛОВ, пресс-секретарь Департамента образования Москвы: - Конечно, вопрос о переводе школ РАО субъектам преступно затянут. В результате страдают школы, страдают учителя. Но Москва уже изъявила свою готовность принять эти учебные заведения. Проблема упирается только в деньги. Я так понимаю, что Минфин лишил РАО денег, выделявшихся на школы, и не намерен теперь передавать их субъектам. Поскольку бюджет Москвы тоже сверстан, придется каким-то образом эти средства изыскивать. Но Москва намерена сохранить экспериментальные школы в том виде, в котором они существуют. Как известно, общеобразовательные московские школы подчиняются окружным управлениям по образованию, а гимназии и экспериментальные школы находятся в подчинении Департамента образования Москвы. Мы готовы оставить школы РАО в ведении департамента, чтобы сохранить их специфику. Также в рубрике:
|