Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 9 (7468) 3 - 16 марта 2005г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25 №26 №27-28
№29-30 №31 №32
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Курсив мой

Читатель ждет уж рифмы "роза"

Дамская проза - успешный бренд или справедливый диагноз?

ЖЕНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

Анна ВИКТОРОВА
Фото Бориса КРЕМЕРА


Сейчас в современной российской литературе происходит "женский бум". Женщины-писательницы если и не потеснили мужчин, то сумели составить им очень достойную конкуренцию. Имена Татьяны Толстой, Людмилы Улицкой, Людмилы Петрушевской и многих других авторов-женщин на слуху у обширной читательской аудитории. А о популярности Александры Марининой и Дарьи Донцовой и напоминать не нужно. Хотя о том, чтобы перепутать, скажем, Галину Щербакову с Татьяной Устиновой, даже речи быть не может, критики и издатели по-прежнему объединяют всех писательниц в набившее оскомину понятие "женская проза". Авторов это неизменно обижает, но читателей, похоже, не отпугивает, а даже наоборот. Так, может быть, "женская проза" - это просто успешный бренд?

Бесспорно то, что русские женщины всегда оказывали серьезное влияние на русскую литературу, но прежде всего как объекты литературы. Сейчас ситуация изменилась в корне, и женщина стала субъектом литературы. И если раньше (продолжая выражаться штампами), в начале века, женщины царили в великой русской поэзии, то сейчас бразды правления в свои руки взяли женщины-прозаики.

Авторы-женщины точно так же, как и мужчины, пишут совершенно на разные темы и точно так же пишут книги как плохие, так и хорошие. Но существует ли некая "женская" стилистика? Честно говоря, пристрастное чтение множества книг, написанных нашими современницами, заставляет отвечать на этот вопрос скорее отрицательно, чем утвердительно.

В современной массовой литературе есть, кажется, единственный, несомненно, женский жанр, а именно дамский роман. К давно популярной вне зависимости от своего пола Виктории Токаревой сегодня добавилось огромное число авторов так называемых "иронических детективов". В центре их сюжета - успешная героиня, представительница "среднего класса", действующая на фоне неблагополучной российской действительности, утверждающая те же стандарты рисковости и всеядности, даже пользующаяся той же терминологией, что и в жанре "мужского" детектива, но в смягченном, "женском" варианте. При этом героиня претендует на интеллектуальность, продвинутость, свободу от "косных привычек" и принадлежность к благополучной прослойке.

"Женская" литература расцвела не в последнюю очередь и на фоне пришедшей с Запада моды на феминизм, утверждения повсеместного равенства полов.

Однако это скорее внешняя причина. Простое объяснение сложных явлений. А явления действительно сложные - в них причудливо преломились и социальные, и собственно литературные процессы.

Современная русская литература - это на самом деле множество литератур. Она уже не существует в идеологических рамках единственного Союза писателей и делится не по половому признаку, а по метафизическому, гуманистическому, эстетическому и по всем остальным принципам, которые всегда лежали в основе существования литературы. Эти сегменты никогда бы не соединились вновь - в поле российской литературы, - если бы не женщины-писательницы. По мнению прозаика Виктора Ерофеева, они взяли на себя "очень важную функцию связывания этих измерений через частную жизнь". Вообще частное - одно из ключевых слов той разноликой литературы, которую создают наши современницы. В силу разных причин социального и политического свойства именно частные истории сегодня наиболее востребованы читателями. И в создании таких историй женщины оказались гораздо сильнее мужчин. В этом смысле чрезвычайно характерно высказывание Людмилы Улицкой: "То, что попадает в боковое зрение, оказывается самым важным. Идешь по определенному маршруту из точки А в точку Б - и приходишь в нее. Но самым существенным в путешествии оказывается то, что ты увидел боковым зрением справа или слева. Я продолжаю оставаться биологом, антропологом. Все на свете, имеющее отношение к человеку, относится к области антропологии. И меня интересуют не проблемы, явления, идеи, а собственно человек в соприкосновении с проблемами, идеями и прочим".

Женщины по определению более восприимчивы к мелочам, к этому они предрасположены и физиологией, и воспитанием. И писательницы сознательно не претендуют на глобальные темы - вместо литературы идей они решили заниматься описанием человека таким, какой он есть: что такое его сны, его еда, его физиологическая и метафизическая сущность. Вспомним хотя бы замечательный цикл Марины Вишневецкой "Опыты": Не все они написаны от женского лица, но каждый являет собой точную "электрокардиограмму" описываемой ситуации и эмоции. Русская литература справилась с огромным количеством тем, но как-то так получалось, что у нее всегда были слишком важные задачи - спасение человека и человечества. И вот за то, что русская литература наконец-то обратилась к частному человеку (прежде всего Женщине), можно поблагодарить именно писательниц. Конечно, их проза расставила в литературе и более отчетливый гендерный акцент. Мужская физиология, психология и душа рассмотрены искусством в мельчайших подробностях. Мужание или старение организма, решение проблемы "бить или не бить" противника - все это разглядывалось, описывалось и обсуждалось сотни раз разными авторами. Естественно, что и женщина была писателями рассмотрена достаточно внимательно. Но ведь это был взгляд со стороны! И именно мужчина - автор (или подражающая мужчинам женщина) - определял, что важнее всего для его героини. Возможно, поэтому человечество увлеченно следило за размышлениями раненного на поле брани воина, и мало кто интересовался, о чем думает женщина в часы родов. Так что у женщин-писателей есть безусловное преимущество перед мужчинами: они могут рассказать что-то, о чем не говорилось раньше. Запад пережил эту волну интереса к женскому нутру несколько раньше, чем Россия. Ну а мы сейчас оказались на самом ее гребне. Отсюда, видимо, и некоторый перебор с натурализмом, физиологией в прозе отдельных авторов (правда, это в первую очередь относится к мужчинам, пишущим от женского лица).

Еще одна любопытная особенность российской женской прозы - в ней очень много фольклора и мифологии. Возможно, все дело в материнстве - привычка рассказывать сказки и объяснять сложные явления мира простым языком, понятным детям, в прозе обернулась насыщенным метафорами повествованием. Марина Вишневецкая, которую мы уже упоминали, один из своих романов назвала "Вышел месяц из тумана", и его сюжет хитроумно привязан к старинной детской считалочке. "Шамара" Светланы Василенко отличается не только повествовательно-сказовой интонацией, но и неправдоподобностью и авантюрностью событий. Как антиэпос развивается повесть Галины Щербаковой "Три любви Маши Передреевой": героиня сливается со страной, а каждое любовное приключение становится страшным испытанием, равносильным урагану и наводнению.

В 1991 году в книжных магазинах Москвы появился очень любопытный сборник "Новые амазонки". С тех пор прошло более 10 лет, но предисловие к этой книге и сегодня можно рассматривать как творческо-эстетический манифест "женского плана" в литературе. Авторы в жанре памфлета нарисовали портрет современной женской прозы. Образ амазонки, по мнению писательниц, наиболее полно отражает идейно-эстетическую направленность этого течения. Безусловно, в этой характеристике присутствует доля эпатажа, но он только усиливает концептуальность данной символики.

Так какой же видят писательницы современную амазонку? Она не воинственна, самодостаточна, не обязательно жена, но обязательно мать. Союз с мужчиной перестает быть для женщины доминирующим карьерным запросом, гарантирующим относительную социальную и экономическую самостоятельность. Более того, он становится возможным при обладании мужчиной определенных личностных качеств, а именно: "мужества простить", то есть оставить за женщиной право быть такой, какой она хочет быть. Однако состояние внутренней гармонии часто подменяется у современной женщины состоянием "самодостаточности", что, по мнению писательниц, хуже воинственности. Вообще тема существования женщины без мужчины встречается в творчестве писательниц очень часто. В силу социальных причин и под гнетом известных стереотипов каждая женщина вынуждена делать выбор: одиночество или семья. Зачастую героиням хорошо одним, но воспевание независимости воспринимается окружающими как бесстыдный вызов.

И все же, если так прочно удерживается это понятие - "женская проза", что-то должно за ним стоять? И тут становится очевидным еще один, экономический, аспект существования "женской прозы". Женщины, сделавшись вполне платежеспособной частью населения, являются и наиболее читающей его частью. Так что авторам и издателям достаточно выгодно отвечать и соответствовать требованиям и ожиданиям этой аудитории. Отсюда и вызывающе яркие стенды "Женская проза" в самых солидных книжных магазинах российских столиц.

Конечно, разницы между мужчиной и женщиной в плане творчества нет. Чем лучше литература, тем больше эта грань стирается. Писательница Татьяна Толстая любит приводить в пример историю лошади в "Холстомере" Льва Толстого: мол, Лев Николаевич лошадью не был, но его гений позволил ему описать ощущения животного. Точно так же и в литературе: если всеобъемлющая личность может быть и мужчиной, и женщиной, а пресловутый гендерный вопрос остается на долю критиков.

Также в рубрике:

ЖЕНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

МЕМУАРЫ

РИФМЫ ПАМЯТИ

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;