Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 9 (7468) 3 - 16 марта 2005г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
МузыкаНе только для гурмановНеделя барокко в Москве Алексей ПАРИН
Любители барочной музыки составляют своеобразный анклав на территории обычных меломанов. Они признают только старинные, подернутые дымкой веков, изъеденные временем звучания, они знают все про трактовки великих опусов и вкусных мелочей, они недолюбливают тех, кто приходит в их вотчину с приблизительными представлениями. Сегодня насыщать свои аппетиты в отношении барочной музыки в целом и оперы в частности можно, конечно, в первую очередь за счет огромного моря компакт-дисков и видеозаписей, благо наши магазины открыты миру, редких концертов (не всегда столичных по качеству) и - с недавнего времени - фестиваля "Earlymusic", выплеснувшегося на московские берега с невских набережных. Конечно, есть еще передача энтузиастического Льва Малхазова "Зарок барокко" на радиостанции "Арсенал". Есть отдельные книги на русском языке - в частности, дельная и умная монография "Сады Армиды" Анны Булычевой - о французском музыкальном театре эпохи барокко. Но пока что для любителей барочной музыки "живой" поживы на российской почве мало. Французский культурный центр, который со времен директорства Люка Леви приучил москвичей к звучным и весомым высказываниям, не только дополняющим горизонты культурного ландшафта, но иногда и прорывающим их, предложил - совместно со Школой драматического искусства под руководством Анатолия Васильева и Московским международным домом музыки - новую акцию под названием "Неделя барокко в Москве". Два концерта и один кинопоказ оказались емким резервуаром острых художественных ощущений. Концерт ансамбля "Le Masque" прошел в особом помещении, настаивающем на возможности реального воскрешения великих европейских традиций, - зале "Глобус" васильевского Театра на Сретенке. Четыре музыканта, строгие, даже чопорные, иногда слишком закрытые в строго профессиональную кожуру, представили путешествие по европейской музыке XVII - XVIII веков. Кормчим в этом плавании стал талантливый флейтист Марк Эрвьё, который менял свои волшебные инструменты (чудесные продольные флейты разных калибров) с мастерством эксперта и заставлял их звучать с трепетом большого артиста. Путешествие по Италии оказалось формальным экскурсом - инструменталистам, и особенно сопрано Аньелле Зэнс, не хватило итальянской свободы чувств, роскоши вокала. Мы слышали воспроизведенные прописи, не более того. Зато во французском репертуаре XVIII века музыканты были у себя дома - равновесие между искренностью и искусственностью точно соответствовало природе материала. Эрвьё блеснул человечностью фразировок в Сюите Жака Мартена Оттетера, Зэнс взяла реванш в куртуазной песне Мишеля Ламбера "Тень моего возлюбленного", превратив скорбь в художественно отточенную вещицу редкой красоты. Бог Пан предстал перед нами собственной персоной, когда Эрвьё, явившись в проеме бельэтажа, превратил "Арии и вариации" Якоба ван Эйка в личное, полное тончайших нюансов высказывание. Для кинопоказа объект был выбран весьма неслучайный. Постановка оперы Жана Батиста Люлли "Атис" 1980 года стала отправным пунктом в развитии барочных страстей во Франции. Все сошлось в этом спектакле-легенде, который возили по всей Европе, дразня и разжигая аппетиты фанатов барокко: музыкальное руководство осуществил великий американец Уильям Кристи, ставший одним из главных аутентистов Европы, режиссировал действо искуснейший Жан-Мари Виллежье, замесивший античный сюжет на реалиях XVII века, а хореография Франсин Лансело и оформление Карло Томмази весомо дополнили путь к "тотальному произведению искусства". "Атиса" уже ранее показывали в Оперном клубе Музея кино, но здесь, в контексте барочного фестиваля, легендарный спектакль выглядел особенно выпукло. Публика, пришедшая на показ, смотрела на чудеса настоящего театра, живого и неподдельного, затаив дыхание. "Атис" - ровесник стрелеровского "Фальстафа", только что бездушно воспроизведенного в Большом театре: вот дистанция огромного размера. Видеоконсервы смотрятся фактом сегодняшнего искусства, а живой театр выглядит как просроченные консервы! Подлинным открытием стал концерт ансамбля "Le PoПme Harmonique" в заполненном до краев камерном зале ММДМ. Начнем с того, что в зале погасили весь свет и концерт шел при свечах. Естественное свечное освещение придало всему происходящему привкус интимного общения и священнодействия одновременно. "Музыка, танец и поэзия в салонах эпохи Людовика XIV" - так прозаично называлась программа. Но суть ее состояла в поэтическом, эмоционально волнующем воскрешении атмосферы далекого, почти уже непостижимого Версаля. Талантливый молодой актер-танцовщик Жюльен Любек так вкусно залезал в шкуру артиста XVII века, так надежно присваивал себе восхитительно-заунывные интонации и манерные позировки, что, казалось, дух великого Жана Луи Барро воскресал рядом с нами. Гамбистка Сильви Моке так мощно, так личностно-страстно, так порывисто заставляла говорить струны своего инструмента, что аутентизм представал вовсе не музейщиной, а живым занятием. Это было торжество высокой художественности - тонкая вокалистка Клер Лефийятр, актриса Сесиль Русса и руководитель ансамбля теорбист Венсан Дюместр существовали в едином пространстве каприза и искренности, ужимки и величественного жеста, позы и прямой страсти. Состоялся, по существу, сеанс музыкальной магии, но никаких разоблачений не требуется. Также в рубрике:
|