Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 9 (7468) 3 - 16 марта 2005г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14  
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Кино

Свет на дне бокала

"На обочине" Александра Пэйна

Оксана ГАВРЮШЕНКО


Кадр из фильма

С 3 марта в российском прокате можно увидеть нестандартного фаворита нынешней оскаровской гонки (пять основных номинаций, получен "Оскар" за "Лучшую сценарную адаптацию") - малобюджетную (всего 18 миллионов), без звезд, комедию о кризисе сорокалетних "На обочине". У фильма А.Пэйна (его предыдущая картина "О Шмидте" также не прошла незамеченной) и на минувшем "Золотом Глобусе" все неплохо сложилось. О главной сенсации ушедшего года трубили все кинокритики США, Канады и Великобритании, и к ним охотно присоединялись зрители. Создателя этой одиссеи двух лузеров в поисках вина и любви называют главной надеждой американского независимого кино, новым эпикурейцем и Аристофаном в одном флаконе.

"На обочине", безусловно, обладает неким терапевтическим эффектом, потому что Пэйн искусно смешивает бытовую комедию, сатиру и мелодраму. По сути, это роад-муви во славу Бахуса призвано утешить отчаявшихся в жизненных передрягах, напоминая о том, что кризисы когда-нибудь да заканчиваются и любой опыт можно переоценить.

...Неудавшийся писатель и потихоньку спивающийся школьный учитель английского языка Майлз (Пол Джиамати) берет своего лучшего друга, вышедшего в тираж актера Джека (Томас Хэйден Черч), в поездку по винодельням Калифорнии. Джеку необходимо уйти в загул напоследок - у него через неделю свадьба. Майлз же - самый подходящий компаньон для путешествия, поскольку он разбирается в вине, к тому же недавно был оставлен женой. Они сошлись, как лед и пламень, эти два приятеля. Джеком двигают почти животные инстинкты, он пьет все подряд и не может пропустить ни одной юбки, сильно же "ушибленный" после развода Майлз смотрит на всех женщин вокруг с воловьей тоской во взоре и подолгу может тянуть "Pinot Noir", не замечая, как восхитительна сомелье Майя (сестру Майкла Мэдсена, актрису Вирджинию Мэдсен, явно недооценили в 80 - 90-е, когда она активно снималась).

Актер Пол Джиамати, открытый в другом негромком фильме, "Американское великолепие", стал отдельной удачей в картине. Его тормознутый герой, разучившийся на время улыбаться, будто собирательный образ современного маленького человека, комплексующего по поводу и без, полагающего, что лишь дружба остается ему в этой жизни. Ведь друг верит в него больше, чем он сам в себя верит. Его речи в духе героев Вуди Аллена вызывают не хохот, но тот смех, что всегда с горчинкой. Он и занудствует, и страдает, и преодолевает сам себя. Даже тот самый злосчастный труд "всей его жизни", его неопубликованный роман, который отвергли в издательстве так же, как жена отвергла Майлза, носит симптоматичное название "Позавчера". Он весь в прошлом, где, как ему кажется, был счастлив, и вообще, позавчера - это то, о чем способен задуматься тот, кто пьет помногу и не пьянея; "была дегустация вчера вечером" - вот все, что он вам может сказать о вчера. И повторить это на следующий день, и на следующий за ним тоже.

Кстати, продажи вина "Pinot Noir" несказанно выросли после выхода картины в США. Вообще же винную карту (специально для знатоков) составлял лично режиссер, утверждающий, что каждому человеку соответствует вино, подобранное по его образу и подобию. Для Пэйна вино в картине как символ и отдельный герой, призванный ярче обозначить психологию персонажей. Порой дегустация выливается (в буквальном смысле) в самый настоящий русский скандал.

Почти буколические картинки сопровождают "На обочине": солнышко, пленэр, герои перемещаются из Сан-Диего в Санта-Марию, а оттуда в винодельни Лос-Оливос. И дегустируют, дегустируют, и все придет на круги своя. В визуальном ряде есть многое от знаковых роад-муви фильмов 70-х годов. И автор романа - первоисточника Рекс Пинкетт, и сам Пэйн вдохновлялись, пересматривая картины Годара, Бертрана Блие, Хэла Эшби. Настроенческие интонации в "На обочине" балансируют между тем же Вуди Алленом до порой почти скабрезных в духе братьев Фарелли.

Люди бывают и привлекательными, и жалкими, и неловкими, и к ним, таким одновременно и комическим, и трагическим, стоит отнестись по-человечески - вот главный камертон картины, пленившей своей непохожестью на мейнстрим как зрителей, так и критиков. И даже предсказуемо-сентиментальный хеппи-энд не особо мешает: ну не было у американцев ни "Полетов во сне и наяву", ни "Утиной охоты", не ведают они про кризис и депресняк с нашим-то надрывом и тоской 70 - 80-х. Была, правда, "Красота по-американски", но все помнят, чем она закончилась для героя Кевина Спейси.

Также в рубрике:

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;