Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 9 (7468) 3 - 16 марта 2005г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
КиноСвет на дне бокала"На обочине" Александра Пэйна Оксана ГАВРЮШЕНКО
С 3 марта в российском прокате можно увидеть нестандартного фаворита нынешней оскаровской гонки (пять основных номинаций, получен "Оскар" за "Лучшую сценарную адаптацию") - малобюджетную (всего 18 миллионов), без звезд, комедию о кризисе сорокалетних "На обочине". У фильма А.Пэйна (его предыдущая картина "О Шмидте" также не прошла незамеченной) и на минувшем "Золотом Глобусе" все неплохо сложилось. О главной сенсации ушедшего года трубили все кинокритики США, Канады и Великобритании, и к ним охотно присоединялись зрители. Создателя этой одиссеи двух лузеров в поисках вина и любви называют главной надеждой американского независимого кино, новым эпикурейцем и Аристофаном в одном флаконе. "На обочине", безусловно, обладает неким терапевтическим эффектом, потому что Пэйн искусно смешивает бытовую комедию, сатиру и мелодраму. По сути, это роад-муви во славу Бахуса призвано утешить отчаявшихся в жизненных передрягах, напоминая о том, что кризисы когда-нибудь да заканчиваются и любой опыт можно переоценить. ...Неудавшийся писатель и потихоньку спивающийся школьный учитель английского языка Майлз (Пол Джиамати) берет своего лучшего друга, вышедшего в тираж актера Джека (Томас Хэйден Черч), в поездку по винодельням Калифорнии. Джеку необходимо уйти в загул напоследок - у него через неделю свадьба. Майлз же - самый подходящий компаньон для путешествия, поскольку он разбирается в вине, к тому же недавно был оставлен женой. Они сошлись, как лед и пламень, эти два приятеля. Джеком двигают почти животные инстинкты, он пьет все подряд и не может пропустить ни одной юбки, сильно же "ушибленный" после развода Майлз смотрит на всех женщин вокруг с воловьей тоской во взоре и подолгу может тянуть "Pinot Noir", не замечая, как восхитительна сомелье Майя (сестру Майкла Мэдсена, актрису Вирджинию Мэдсен, явно недооценили в 80 - 90-е, когда она активно снималась). Актер Пол Джиамати, открытый в другом негромком фильме, "Американское великолепие", стал отдельной удачей в картине. Его тормознутый герой, разучившийся на время улыбаться, будто собирательный образ современного маленького человека, комплексующего по поводу и без, полагающего, что лишь дружба остается ему в этой жизни. Ведь друг верит в него больше, чем он сам в себя верит. Его речи в духе героев Вуди Аллена вызывают не хохот, но тот смех, что всегда с горчинкой. Он и занудствует, и страдает, и преодолевает сам себя. Даже тот самый злосчастный труд "всей его жизни", его неопубликованный роман, который отвергли в издательстве так же, как жена отвергла Майлза, носит симптоматичное название "Позавчера". Он весь в прошлом, где, как ему кажется, был счастлив, и вообще, позавчера - это то, о чем способен задуматься тот, кто пьет помногу и не пьянея; "была дегустация вчера вечером" - вот все, что он вам может сказать о вчера. И повторить это на следующий день, и на следующий за ним тоже. Кстати, продажи вина "Pinot Noir" несказанно выросли после выхода картины в США. Вообще же винную карту (специально для знатоков) составлял лично режиссер, утверждающий, что каждому человеку соответствует вино, подобранное по его образу и подобию. Для Пэйна вино в картине как символ и отдельный герой, призванный ярче обозначить психологию персонажей. Порой дегустация выливается (в буквальном смысле) в самый настоящий русский скандал. Почти буколические картинки сопровождают "На обочине": солнышко, пленэр, герои перемещаются из Сан-Диего в Санта-Марию, а оттуда в винодельни Лос-Оливос. И дегустируют, дегустируют, и все придет на круги своя. В визуальном ряде есть многое от знаковых роад-муви фильмов 70-х годов. И автор романа - первоисточника Рекс Пинкетт, и сам Пэйн вдохновлялись, пересматривая картины Годара, Бертрана Блие, Хэла Эшби. Настроенческие интонации в "На обочине" балансируют между тем же Вуди Алленом до порой почти скабрезных в духе братьев Фарелли. Люди бывают и привлекательными, и жалкими, и неловкими, и к ним, таким одновременно и комическим, и трагическим, стоит отнестись по-человечески - вот главный камертон картины, пленившей своей непохожестью на мейнстрим как зрителей, так и критиков. И даже предсказуемо-сентиментальный хеппи-энд не особо мешает: ну не было у американцев ни "Полетов во сне и наяву", ни "Утиной охоты", не ведают они про кризис и депресняк с нашим-то надрывом и тоской 70 - 80-х. Была, правда, "Красота по-американски", но все помнят, чем она закончилась для героя Кевина Спейси. Также в рубрике:
|