Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 9 (7468) 3 - 16 марта 2005г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
Ситуация"Ералаш" оптимизмаОтрасль подвела итоги 2004 года ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКААнна МАРТОВИЦКАЯ Итоги прошедшего года федеральные ведомства обычно подводят в конце февраля, когда страна давно забыла о новогодних праздниках. Полтора-два месяца - это как раз тот срок, за который можно успеть "подбить" все достижения, сосчитать доходы и составить план действий на год наступивший. Заседание коллегии Министерства культуры, посвященное подведению итогов, всегда было одним из самых интересных: вместе с многочисленными чиновниками на него собирались известнейшие деятели культуры, делились наболевшим, выражали надежду на лучшее. Административная реформа разделила Минкультуры на несколько органов власти, каждый из которых теперь проводит свою собственную коллегию. Федеральное агентство по культуре и кинематографии представило свой отчет о деятельности в 2004 году 22 февраля, а Министерство культуры и массовых коммуникаций РФ - в последний день зимы. Эти мероприятия отличались друг от друга как небо и земля, что не может не удивлять - ведь отрасль-то одна. Но, с другой стороны, ведомства-то разные. Высшая математикаКоллегия Федерального агентства по культуре и кинематографии началась с двадцатиминутным опозданием и под кадры свежего выпуска киножурнала "Ералаш". Этим нехитрым приемом Роскультура собиралось убить сразу двух зайцев: поднять настроение всем собравшимся и наглядно продемонстрировать, на что тратятся федеральные средства. Кинематография уже несколько лет остается самой динамично и успешно развивающейся сферой культуры, и именно с этого руководитель агентства Михаил Швыдкой начал свое выступление. В 2004 году при государственной финансовой поддержке было завершено производство 489 фильмов, в том числе 79 игровых, 330 неигровых и 68 анимационных. Цифры вообще не могут не радовать: в 13 (из 17 федерального подчинения) театрах России профинансировано 16 новых постановок (потрачено более 12 миллионов рублей), проведено 30 крупных фестивальных акций, реставрационные работы проводились на 430 памятниках истории и культуры (всего их, федерального подчинения, - 22 тысячи), реализовано более 150 проектов, "направленных на сохранение национально-культурной самобытности народов РФ". Впрочем, пространный доклад Михаила Швыдкого содержал не только перечень успехов. Роскультура если и достойна похвал, то, по словам ее руководителя, лишь потому, что смогла осуществлять полноценную работу в труднейших условиях разброда и шатаний, каковыми обернулся первоначальный этап административной реформы. "Нормально работать мы начали только в конце лета прошлого года, а ощущение дискомфорта прошло лишь к зиме, - признался Швыдкой. - Но это не помешало нам реализовать основные задачи". Среди этих задач - обеспечение свободного доступа граждан к культурным благам и информации, обеспечение сохранности объектов наследия, подготовка к празднованию 60-летия Победы, юбилеев Казани и Калининграда. Самым же большим достижением ушедшего года Швыдкой считает сохранение среднего звена в сфере художественного образования - напомним, в середине 2004 года всерьез обсуждалась возможность передачи всех художественных школ и вузов России Министерству образования и науки РФ. Были и более локальные проблемы, которые удалось если не решить, то хотя бы понять, как это можно сделать. В частности, имеются в виду свалившиеся как снег на голову пошлины на произведения искусства, приезжающие на временные выставки в российские музеи: Михаил Швыдкой сообщил собравшимся, что они с Германом Грефом "смогли договориться" по этому вопросу. Скорое решение всех проблем руководитель Роскультуры пообещал также Государственной общественно-политической библиотеке и Государственной публичной исторической библиотеке. Извечная проблема отрасли - низкая заработная плата, тоже будет повышаться, причем не простым прибавлением, а по неким законам высшей математики. По крайней мере, соответствующий пункт в решение коллегии был записан. Кстати, ожидается, что в ближайшее время Президент РФ Владимир Путин подпишет указ о грантах крупнейшим народным коллективам России. А за ними, по словам Швыдкого, последуют гранты и для драматических театров. В общем, собравшимся продемонстрировали во всей красе: все, что от агентства зависит, оно делает. И делало бы еще больше, если бы не некоторые "тормозящие обстоятельства". В частности, катастрофически плохо разработано законодательство в сфере культуры, напоминающее скорее одну большую дыру, чем плохо заштопанное одеяло. Но законодательство - это вопрос уже не к федеральному агентству, а к министерству. И тут-то начинаются самые серьезные проблемы. "Подхлестывать интерес журналистов я не хочу, но отношения с Министерством культуры и массовых коммуникаций РФ у нас объективно очень сложные, - признался Михаил Швыдкой. - Приведу всего один пример. Рабочих контактов с министром я лично не имел несколько месяцев. Мы общаемся через газеты". Не преминул Швыдкой отметить и тот факт, что на коллегии из министерства никого нет. Правда, сразу после этих слов дверь открылась, и в зал заседаний вошел один из чиновников ведомства Александра Соколова. Видимо, во всем виноваты эти ужасные пробки. Ода к радостиНа коллегии в Министерстве культуры и массовых коммуникаций РФ Михаил Швыдкой был куда менее категоричен. В первых строках своего выступления он сообщил, что агентство и министерство делают одно дело и идут одной дорогой. "Все мы инвалиды административной реформы, и вставать на ноги нужно сообща, - отметил Михаил Ефимович в свойственной ему шутливой манере. - У вас своя куча, а у нас своя. А нервы трепать друг другу, ей-богу, очень скучно. Мы же должны делать добро и радовать население". Как и на своей коллегии, глава агентства, выступая, делал упор на положительные тенденции. Разница была лишь в одном - там он озвучивал цифры, приятно ласкавшие слух, а здесь произносил высокопарные, безусловно, очень правильные слова о значении культуры в жизни общества и необходимости повышения уровня художественного образования в России. Интересно, что в данном случае Швыдкой имеет в виду не дополнительное образование, а самое что ни на есть основное. "Начинать нужно со школ!" - уверенно заявил он и пообещал, что этот вопрос самым пристальным образом будет рассмотрен на совместном совещании с руководством Министерства образования и науки РФ. Проблемные зоныРуководитель Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям Михаил Сеславинский свое выступление также начал с вопроса о разграничении полномочий. Ярко выраженных конфликтов с министерством у его ведомства нет, но некоторые проблемы наличествуют. "Министерство относится к нам, извините за косметический термин, как к проблемным зонам. То принудительный массаж сделают, то слабый ток подадут. В таких условиях работать в полную силу не представляется возможным. Мне хотелось бы подчеркнуть, что данных нам полномочий более чем хватает и на чужие мы не претендуем". Александр Соколов этот пассаж попросту проигнорировал. Его интересовал другой насущный вопрос - реклама на отечественном ТВ. Ее, по мнению министра, в эфире слишком много. В принципе, в законодательстве прописан предельно допустимый объем рекламы в сутки, однако распределяется она по эфирной сетке неравномерно, наиболее досаждая зрителю в прайм-тайм. Михаил Сеславинский был вежлив, но неумолим: с этим сегодня ничего нельзя сделать. "Таковы законы развития рынка, - заявил он. - Я убежден в том, что как только реклама подорожает, ее станет меньше. Но нам всем придется еще некоторое время подождать". Другая острейшая проблема - детское вещание. Все тот же закон обязывает телеканалы определенное время посвящать младшему поколению, но ТВ-начальники откровенно мухлюют, называя детскими и некоторые развлекательные передачи, и научно-популярные вроде "В мире животных". Роспечать призвало министерство заново прописать в законе стандарт телепродукта для детей. Иначе от подобного рода подмен мы никогда не избавимся. Архивист в поле не воин. А собирательНаиболее тяжким бременем административная реформа стала для работников архивной сферы. Дело в том, что каждое расформированное ведомство в течение многих лет своей работы накапливало всевозможные документы, которые теперь в срочном порядке нужно описать и сдать на хранение. И это только кажется пустяковым делом. За последние полгода 400 работников федеральных архивов обработали более полумиллиона дел. Простое деление подсказывает: на каждого сотрудника пришлось по 1250 дел. Что это, если не профессиональный подвиг? Другой очень важный вопрос: где эти описанные дела размещать? Росархиву остро не хватает помещений. "Еще пять лет назад я докладывал об этом Владимиру Путину! - восклицает руководитель Федерального архивного агентства Владимир Козлов. - Не говоря уже о том, что на протяжении десяти последних лет мы постоянно просим дать нам дополнительные помещения или ускорить финансирование капитального строительства новых зданий архивов". Архивисты еще меньше защищены в социальном смысле, чем работники культуры. По словам Владимира Козлова, средний архивист в Москве получает 9 тысяч в месяц, а работник федерального архива - всего 4, а ведь это как раз те люди, которые заведуют документами, жизненно важными для каждого гражданина России! "Архивист - последний воин, который покидает поле административной реформы, - грустно пошутил Владимир Петрович, - но об этом почему-то всегда забывают". И только любимая профессия не позволяет главе Росархива смотреть на происходящее с полным пессимизмом. Он утешает себя тем, что аналогичная реформа Александра I длилась более десяти лет. И пока у нас еще есть шанс не догнать императора. Также в рубрике:
|