Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 9 (7468) 3 - 16 марта 2005г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25    
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Палитра

Немного солнца в холодной воде

"Человеческий проект" на Московской биеннале

Елена ШИРОЯН
Фото Ирины КАЛЕДИНОЙ


Ю.Васильев. "Отец наш"

Среди множества выставок, состоявшихся в рамках Московской биеннале современного искусства, никак нельзя было пройти мимо проекта, который представил деятельность Государственного центра современного искусства "далеко от Москвы". Санкт-Петербургский, Нижегородский и Екатеринбургский филиалы ГЦСИ при поддержке столичной "pARTner gallery" выступили единым фронтом, показав в Центральном доме художника "Человеческий проект/Human Project".

В первый момент название выставки кажется претенциозным и пафосным. Что ж, выходит, все прочие проекты - не- или античеловеческие? При близком рассмотрении все выглядит иначе. Без высокопарных фраз насчет гуманистических ценностей, к слову, изрядно подзабытых сегодня и многими художниками, и обществом в целом, творцы современного искусства из "глубинки" напомнили о том хрупком, ранимом и одновременно весьма совершенном существе, что со времен итальянского Ренессанса мы привыкли видеть в центре мироздания. О уязвимой и непостижимой природе этого существа, о его быстротекущей жизни, далеко не всегда проходящей в холе и неге. Об испытаниях детского возраста и зрелого, о муках рождения и смерти, увы, неотвратимой. И о том, что останется от человека после физического конца: забвение или память. К последней, уже отмеченной нами как одна из главных тем биеннале, отсылает незатейливая с виду инсталляция "Говорящие платья" петербургской художницы, известной под псевдонимом Глюкля и давно разрабатывающей тему мистики одежды как границы тела и внешнего мира. Наталья Першина-Якиманская дерзко и по-женски ласково ведет диалог с французским классиком Кристианом Болтански: в ее проекте тоже одежды, этакие оболочки-воспоминания о человеке исчезнувшем (ушедшем, умершем, выросшем из них?), - и у каждой своя история. По замыслу Глюкли зритель проходит сквозь темный лабиринт, где встречает необычных собеседников - женские платья, которые не просто с ним разговаривают, но и предстают магическим воплощением души их владелицы...

Идея выставки, как и ее название "Человеческий проект", исходила от петербурженок Марины Колдобской и Анны Матвеевой, позже к ним присоединились коллеги в Нижнем Новгороде и Екатеринбурге. Здесь речь идет о пресловутой "новой серьезности": как нельзя более актуальная, на слуху она уже добрый десяток лет, но на деле арт-сообщество находилось лишь на подступах к этой трудноуловимой субстанции. Напротив, "хорошим тоном считался скепсис, а не пафос; ухмылка умника, холодный комментарий эрудита", - убеждена М.Колдобская, подчеркивающая усталость от захватившей многих художников "игры в псевдосоциолога, псевдопсихоаналитика, псевдореволюционера, псевдоидиота". В условиях, когда робко становящаяся на ноги "демократия требует от художника критики, а не признаний в любви или ненависти", выражение страсти стало выглядеть чем-то почти неприличным, а "человеческое казалось слишком человеческим". В то же время критический взгляд на мир несет в себе отрицательный заряд, порой бывает безрадостен, а то и неприятен, тогда как "прекрасное, равно как величавое, пристало искусству апологетическому (кесарево) или профетическому (богово)". Эта коллизия злободневна - вдруг опять возникла до боли знакомая ситуация, когда от искусства ждут "изготовления чего-то царственного или божественного", требуют "встроиться, пойти на службу". Кураторы остаются тверды: те, кто для них является настоящим художником, решительно отказываются идти на компромисс, выбирая "человеческое, только человеческое".

Выяснилось - для серьезного и вдумчивого автора, если он не озабочен политконъюнктурой, а думает о судьбе своего соотечественника, если слово "гуманизм" для него - не пустой звук, и на современной арт-сцене найдется адекватная ниша. Вовсе не обязательно вновь браться за краски, кисти, глину, чтоб изобразить счастливую или, наоборот, бедственную жизнь родной страны, как это делали соцреалисты либо их далекие предшественники - реалисты критические, то бишь передвижники. Можно оперировать всей палитрой современных средств выражения - словно кружево, плести скульптуру из стальной проволоки (долго стоит перед глазами беззащитный эмбрион алого цвета - "Человеческий размер" Надежды Зубаревой), делать фотоколлажи, снимать видео или вступать в интерактивное взаимодействие со зрителем, как Татьяна Головизнина, отправляющая зрителей в "Полет" с помощью наушников и видеоролика: в ярко-синем небе парят не просто люди - респонденты, поведавшие художнице о своих "полетах во сне и наяву". Или как участники группы "Куда бегут собаки", предложившие всем желающим надеть "антивиртуальные шлемы" - особые конструкции с множеством зеркал. Это кажется детищем высоких технологий - а на самом деле внутри шлема под разным углом расположены простые зеркала, и он позволяет вам из виртуального мира, где мелькание картинок и калейдоскоп событий уводят от реальности, вернуться в свое измерение, в буквальном смысле "посмотреть на себя" - задуматься, переосмыслить, осознать свое "я"... Все это художники сделали не ради холодного самолюбования и пустого самоутверждения, а чтобы в конечном счете обрисовать полномасштабную, многогранную картину бытия человека. Поговорить о его внутренних проблемах и о непростых отношениях с социумом, нередко враждебным и агрессивным. Поднять вопрос о тех, кому особенно нелегко: об инвалидах или уходящем поколении, бросающем взгляд назад, задающемся вопросом, что сохранится в памяти детей. С экрана, установленного у входа в зал, немолодая женщина размышляет вслух, глядя в зеркало, какие черты унаследовала от своих мамы, папы и дедушки, - оказывается, это своеобразное завещание сыну: "Когда я умру, ты будешь смотреть, похож ты на меня или нет" (видеофильм Владимира Быстрова "22.07.2002" немногих оставил равнодушными). А эмблемой выставки стала пронзительная картинка - объект Виталия Пушницкого, поместившего живописный холст с изображением младенца в металлическую клетку, на которую направлен мертвенный свет люминесцентной лампы. В серии "Свет" художник пытался визуализировать слова о "внутреннем свете", озаряющем человеческую жизнь, но, кажется, высветил вопрос о том, как сложно, даже физически трудно иной раз человеку быть человеком...

Кураторы надеялись провезти выставку по тем городам, откуда родом ее участники, и показать в региональных филиалах ГЦСИ. Не вышло - как обычно, не нашлось денег. Вздохнули после рывка и решили: уже сейчас готовиться ко 2-й биеннале в Москве, заранее объявить художникам тему, найти средства...

Также в рубрике:

ПАЛИТРА

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;