Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 9 (7468) 3 - 16 марта 2005г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
ПалитраНемного солнца в холодной воде"Человеческий проект" на Московской биеннале Елена ШИРОЯН
Среди множества выставок, состоявшихся в рамках Московской биеннале современного искусства, никак нельзя было пройти мимо проекта, который представил деятельность Государственного центра современного искусства "далеко от Москвы". Санкт-Петербургский, Нижегородский и Екатеринбургский филиалы ГЦСИ при поддержке столичной "pARTner gallery" выступили единым фронтом, показав в Центральном доме художника "Человеческий проект/Human Project". В первый момент название выставки кажется претенциозным и пафосным. Что ж, выходит, все прочие проекты - не- или античеловеческие? При близком рассмотрении все выглядит иначе. Без высокопарных фраз насчет гуманистических ценностей, к слову, изрядно подзабытых сегодня и многими художниками, и обществом в целом, творцы современного искусства из "глубинки" напомнили о том хрупком, ранимом и одновременно весьма совершенном существе, что со времен итальянского Ренессанса мы привыкли видеть в центре мироздания. О уязвимой и непостижимой природе этого существа, о его быстротекущей жизни, далеко не всегда проходящей в холе и неге. Об испытаниях детского возраста и зрелого, о муках рождения и смерти, увы, неотвратимой. И о том, что останется от человека после физического конца: забвение или память. К последней, уже отмеченной нами как одна из главных тем биеннале, отсылает незатейливая с виду инсталляция "Говорящие платья" петербургской художницы, известной под псевдонимом Глюкля и давно разрабатывающей тему мистики одежды как границы тела и внешнего мира. Наталья Першина-Якиманская дерзко и по-женски ласково ведет диалог с французским классиком Кристианом Болтански: в ее проекте тоже одежды, этакие оболочки-воспоминания о человеке исчезнувшем (ушедшем, умершем, выросшем из них?), - и у каждой своя история. По замыслу Глюкли зритель проходит сквозь темный лабиринт, где встречает необычных собеседников - женские платья, которые не просто с ним разговаривают, но и предстают магическим воплощением души их владелицы... Идея выставки, как и ее название "Человеческий проект", исходила от петербурженок Марины Колдобской и Анны Матвеевой, позже к ним присоединились коллеги в Нижнем Новгороде и Екатеринбурге. Здесь речь идет о пресловутой "новой серьезности": как нельзя более актуальная, на слуху она уже добрый десяток лет, но на деле арт-сообщество находилось лишь на подступах к этой трудноуловимой субстанции. Напротив, "хорошим тоном считался скепсис, а не пафос; ухмылка умника, холодный комментарий эрудита", - убеждена М.Колдобская, подчеркивающая усталость от захватившей многих художников "игры в псевдосоциолога, псевдопсихоаналитика, псевдореволюционера, псевдоидиота". В условиях, когда робко становящаяся на ноги "демократия требует от художника критики, а не признаний в любви или ненависти", выражение страсти стало выглядеть чем-то почти неприличным, а "человеческое казалось слишком человеческим". В то же время критический взгляд на мир несет в себе отрицательный заряд, порой бывает безрадостен, а то и неприятен, тогда как "прекрасное, равно как величавое, пристало искусству апологетическому (кесарево) или профетическому (богово)". Эта коллизия злободневна - вдруг опять возникла до боли знакомая ситуация, когда от искусства ждут "изготовления чего-то царственного или божественного", требуют "встроиться, пойти на службу". Кураторы остаются тверды: те, кто для них является настоящим художником, решительно отказываются идти на компромисс, выбирая "человеческое, только человеческое". Выяснилось - для серьезного и вдумчивого автора, если он не озабочен политконъюнктурой, а думает о судьбе своего соотечественника, если слово "гуманизм" для него - не пустой звук, и на современной арт-сцене найдется адекватная ниша. Вовсе не обязательно вновь браться за краски, кисти, глину, чтоб изобразить счастливую или, наоборот, бедственную жизнь родной страны, как это делали соцреалисты либо их далекие предшественники - реалисты критические, то бишь передвижники. Можно оперировать всей палитрой современных средств выражения - словно кружево, плести скульптуру из стальной проволоки (долго стоит перед глазами беззащитный эмбрион алого цвета - "Человеческий размер" Надежды Зубаревой), делать фотоколлажи, снимать видео или вступать в интерактивное взаимодействие со зрителем, как Татьяна Головизнина, отправляющая зрителей в "Полет" с помощью наушников и видеоролика: в ярко-синем небе парят не просто люди - респонденты, поведавшие художнице о своих "полетах во сне и наяву". Или как участники группы "Куда бегут собаки", предложившие всем желающим надеть "антивиртуальные шлемы" - особые конструкции с множеством зеркал. Это кажется детищем высоких технологий - а на самом деле внутри шлема под разным углом расположены простые зеркала, и он позволяет вам из виртуального мира, где мелькание картинок и калейдоскоп событий уводят от реальности, вернуться в свое измерение, в буквальном смысле "посмотреть на себя" - задуматься, переосмыслить, осознать свое "я"... Все это художники сделали не ради холодного самолюбования и пустого самоутверждения, а чтобы в конечном счете обрисовать полномасштабную, многогранную картину бытия человека. Поговорить о его внутренних проблемах и о непростых отношениях с социумом, нередко враждебным и агрессивным. Поднять вопрос о тех, кому особенно нелегко: об инвалидах или уходящем поколении, бросающем взгляд назад, задающемся вопросом, что сохранится в памяти детей. С экрана, установленного у входа в зал, немолодая женщина размышляет вслух, глядя в зеркало, какие черты унаследовала от своих мамы, папы и дедушки, - оказывается, это своеобразное завещание сыну: "Когда я умру, ты будешь смотреть, похож ты на меня или нет" (видеофильм Владимира Быстрова "22.07.2002" немногих оставил равнодушными). А эмблемой выставки стала пронзительная картинка - объект Виталия Пушницкого, поместившего живописный холст с изображением младенца в металлическую клетку, на которую направлен мертвенный свет люминесцентной лампы. В серии "Свет" художник пытался визуализировать слова о "внутреннем свете", озаряющем человеческую жизнь, но, кажется, высветил вопрос о том, как сложно, даже физически трудно иной раз человеку быть человеком... Кураторы надеялись провезти выставку по тем городам, откуда родом ее участники, и показать в региональных филиалах ГЦСИ. Не вышло - как обычно, не нашлось денег. Вздохнули после рывка и решили: уже сейчас готовиться ко 2-й биеннале в Москве, заранее объявить художникам тему, найти средства... Также в рубрике:
|