Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 10 (7469) 17 - 23 марта 2005г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
"Литература и кино"Экранизация жизни посланцев и грешниковСветлана ХОХРЯКОВА
Когда-то А.И.Куприн писал в "Потерянном сердце": "Гатчина, городишко тихий, необщительный, летом весь в густой зелени, зимой весь в непроходимом снегу. Там семьи редко знакомятся друг с другом. Нет в нем никаких собраний, увеселений и развлечений...". А в одном из писем скажет следующее: "Нет дня, чтобы я не вспоминал о Гатчине. Зачем уехал!". Организаторы фестиваля "Литература и кино", который прошел в Гатчине в одиннадцатый раз и учредителями которого являются Министерство культуры и массовых коммуникаций, Федеральное агентство по культуре и кинематографии, правительство Ленинградской области, администрация города Гатчина, Литературный институт им. М.Горького, холдинговая компания "Терра-ИПК", Союз кинематографистов Санкт-Петербурга, а также редакция газеты "Культура", иной раз говорят, что полгода живут ожиданием фестиваля, а потом полгода воспоминаниями о нем. Без этого фестиваля, необходимость которого еще не так давно приходилось доказывать, сегодня трудно представить жизнь города. И свою собственную. Все-таки одиннадцать лет - не шутка. Гран-при "Гранатовый браслет" - Евгению Гинзбургу, автору фильма "Анна" - "За невероятную до изумления трактовку великой пьесы А.Н. Островского "Без вины виноватые". За это время успели подрасти дети тех, кто начинал фестиваль, и теперь они уже работают в фестивальном молохе с любовью и упорством своих родителей, в основном мам. Гатчина, - конечно, не Канн, и город живет своей непраздной, трудовой жизнью круглый год, но все же фестиваль "Литература и кино" стал его изюминкой и визитной карточкой. Без него многим как-то скучно стало жить. Странные решенья
Жюри под председательством ректора Литературного института Сергея Есина в составе кинорежиссеров Игоря Масленникова и Виталия Мельникова, документалиста Сергея Говорухина, композитора Андрея Петрова, оператора Марии Соловьевой, актрисы Светланы Брагарник сделало свой странный выбор. Главный приз фестиваля "Гранатовый браслет" нежданно-негаданно достался картине Евгения Гинзбурга "Анна". Поставлена она формально по пьесе Островского "Без вины виноватые", события которой перенесены в настоящее и в недавнее советское ретро. Юная Кручинина - а у Гинзбурга - Анна Романова - выезжает из Советской страны (отчего и почему - лучше и не разбираться в этом) и выступает в западном заведении под названием "КГБ-ресторан" с соответствующей атрибутикой. Назад пути нет, на Западе героиня делает карьеру. Сын ее в это время подрастает на родине. Незнамова тут зовут Николаем Зюзиным. У него есть друг по детдому, с которым они когда-то поменялись метриками. Так что сыновей у нашей Кручининой оказалось сразу двое: мнимый и настоящий. И это уже какой-то Шекспир с его перевертышами, двойниками-подменами. Мнимый сын в исполнении Павла Деревянко - пожалуй, единственная находка фильма. Когда-то этот парень играл в драмкружке роль Павлика Морозова, а теперь ему выпала грандиозная роль - сын примадонны, мировой знаменитости и генерала Волкова советской закалки, ныне сидящего под портретом Владимира Путина. Все неплохо. Из грязи да в князи. Кем быть: остаться Николаем Романовым или все же Зюзиным. Герой делает выбор. Царит надо всем оперная дива Любовь Казарновская. Спецприз - режиссеру Андрею Осипову, автору фильма "Страсти по Марине" - "За неизменный интерес к эпохе и персонажам Серебряного века" (86-томное издание энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона). Что за затмение нашло на жюри - непонятно. Никто без смеха накануне и не воспринял бы то, что "Анна" получит "Гранатовый браслет". Но так бывает, когда вдруг в силу разных причин начинают кого-то из потенциальных лидеров задвигать на задний план. Слышала, что С.Есин хотел отдать главный приз "Русскому" Велединского, хотя бы из-за любви к Лимонову. Ну и надо было это сделать. По большому счету, из игровых проектов на фестивале "Русское" и "Долгое прощание" достойны были главных наград. И в их присутствии выдача "Браслета" "Анне" воспринимается как странный казус. Надо сказать, что за десять лет, что возглавлял жюри С.Есин, у него таких проколов не было. Выбор мог быть спорным, но недоумения он никогда не вызывал. Напротив, этот человек умел уловить талантливое еще в зачатке. Именно в Гатчине были замечены начинающие Ирина Евтеева, Александр Велединский и даже Алексей Балабанов со своим "Замком" по Кафке. Один из членов жюри горой стоял за то, чтобы Лимонов (заметьте, не Велединский) не получил главной награды, пока он, член жюри, жив. Из идеологических, так сказать, соображений. Этот же человек выступал и против "Анны" как претендента на главный приз. Но возмущался только в кулуарах. Вышел бы на сцену да заявил свое особое мнение. По крайней мере, честно. И.Масленников "растаял" оттого, что Гинзбург справился с материалом, который предлагался когда-то самому Масленникову, да тот растерялся, подумал, что не справится, и отказался. На самом деле продюсер Ю.Кушнерев не ошибся в выборе режиссера на "Анну". Это особый жанр, который не каждому по зубам. И он будет жить, как будет жить этот фильм в своем телевизионном варианте. На здоровье. Но при чем тут серьезный фестиваль? Спецприз - режиссеру Александру Велединскому за фильм "Русское", поставленный по произведениям Э.Лимонова "Подросток Савенко", "Молодой негодяй", "У нас была великая эпоха" - "За фильм, современно трактующий незабываемое и трудное послевоенное время" (91-томное собрание сочинений Л.Н.Толстого). Были и другие странные решения. Жюри, к примеру, вновь учрежденный приз за лучшую музыку к фильму вручило композитору Вениамину Баснеру (посмертно). Решение это было отдано на откуп Андрею Петрову. Он, бесспорно, композитор яркий, но на этой земле есть и не менее талантливые его коллеги, чьи работы и были представлены в конкурсе Гатчины. Вот и надо было их поддержать - Алексея Айги в "Рагине", Вадима Храпачева в "Ночь светла", Алексея Зубарева в "Русском", Андрея Сигле в "Демоне", музыку Микаэла Таривердиева в "Страстях по Марине", наконец, подобранную, конечно, но все-таки. Да и в анимации - интересная работа композиторов. Можно было что-то выбрать, было бы желание. Если так жить, то ничего после себя не оставишь, кроме выезженного поля.
Приз за лучший женский дебют решено было не выдавать, хотя дебютантка достойная имелась в лице Полины Агуреевой. Но жюри сочло ее работу вполне зрелой и достойной взрослой номинации "Лучшая женская роль". Обладателем приза за лучшую мужскую роль стал Дмитрий Муляр - актер Театра на Таганке, который в свои тридцать с небольшим только начинает кинематографическую карьеру. Помимо главных ролей в "Рагине", картине С.Рябикова "Золотая голова на плахе", он снялся и в фильме "Мелюзга" по Куприну, премьера которого состоится в марте в Доме кино. Надо отдать должное жюри: разглядело актера, хотя могло бы и не заметить в такой картине, как "Золотая голова на плахе". Публика смотрела сей опус затаив дыхание, как смотрела бы мексиканский сериал. Страсти рвались в клочья. Жизнь Есенина - настоящее кино. Часть зала, включая жюри, хохотала до упаду в ответ на все те нелепости, что собраны в этой полупрофессиональной картине. Зачем, собственно, и на каком основании это, с позволения сказать, киносочинение оказалось в конкурсе вполне уважаемого фестиваля наряду с профессиональными картинами "Русское" и "Долгое прощание" - можно было резонно спросить. Одни реплики с экрана чего стоят. Если уж звучит "Клен ты мой опавший", то тут же в подкрепление в кадре покажут вам клен. Вот Есенин кормит собачку. Но, по счастью, не прозвучали строки: "Дай, Джим, на счастье лапу мне..." В. Лановой появится на миг в облике Феликса Дзержинского и бенефисно задаст вопрос поэту: "Сергей, почему такая незащищенность?" Может, этот "железный человек" и в самом деле задавал Есенину подобный вопрос, но все равно это выглядит карикатурно. Есть за что спросить и с режиссера, и с отборщиков. Но, с другой стороны, не каждый же день снимают у нас кино о Есенине. К тому же посреди всей этой клюквы актер Дмитрий Муляр умудряется жить на экране убедительно и ярко. Прежде всего он имеет явное портретное сходство с поэтом, не безруковское, не сладковато-приторное, растиражированное а-ля есенинское. С.Рябиков рассказывал, что в начале работы, тогда еще в содружестве с драматургом В.Черных, тот предлагал ему на главную роль Гарика Сукачева. У Муляра такое лицо, которое может принимать лица необщее выражение. В новой картине А.Учителя актер появится в облике Гагарина, и, зная это, смотришь на него и удивляешься портретному сходству.
Конкурсная программа была разнообразна и неравноценна, в ней уживались представители самых разных весовых категорий. Наряду с "Анной" Е.Гинзбурга с участием Л.Казарновской - "Долгое прощание" С.Урсуляка по одноименной повести Ю.Трифонова, "Рагин" К.Серебренникова по чеховской "Палате № 6", "Дикие звери мира" Л.Дубровской по повести Е.Дубровина, "Ночь светла" Р.Балаяна по мотивам рассказа А.Жовны "Эксперимент", "Подсобное хозяйство" Е.Анашкина по пьесе В.Жеребцова (в Гатчину молодой режиссер приехал только-только из Мюнхена, где получил приз в семь тысяч евро за свой предыдущий фильм "Попутчики инжира", участвовавший в прошлогоднем Гатчинском фестивале), анимационные полнометражные проекты "Алеша Попович и Тугарин Змей", "Незнайка и Баррабасс", "Щелкунчик", неигровые картины о Цветаевой, Тютчеве и Булгакове. В разделе дебютов - картина М.Тереховой "Чайка", экранизации рассказа Шукшина "Сураз", "Темных аллей" Бунина, "В ожидании Годо" Беккета. Экранизируют кто во что горазд, вопрос о тенденции пока не стоит. Опять бомба, национальнаяСпецприз - режиссеру Константину Артюхову, автору фильма "На берегу реки Фонтанки" - "За верность ценностям и традициям в русской культуре и литературе" (денежная премия в размере 5 тысяч евро). С картиной "Национальная бомба" Вагифа Мустафаева, поставленной по повести Э.Эфендиева, в очередной раз случился скандал. Отчего-то всякий раз эту неплохую ленту преследуют громкие истории. В свое время на Московском кинофестивале К.Разлогов имел неосторожность что-то сказать нелестное о ней, о том, как все отборщики были против, но дирекция все же выставила фильм в конкурс. После этого начались протесты со стороны представителей картины, вылившиеся на страницы газет. Тогда даже показалось, что скандал раздут намеренно, чтобы возбудить общественное внимание, предпринят своего рода пиар-ход. Московская история благополучно забылась. Картина участвовала в кинофестивалях Смоленска и Новгорода, и все было тихо и спокойно. Она была заявлена и в гатчинском конкурсе, вошла в каталог, а копия фильма благополучно добралась до Гатчины. Как вдруг из Федерального агентства по культуре и кинематографии поступает звонок о том, что "Национальная бомба" показана на фестивале быть не может по причине отсутствия у нее прокатного удостоверения. Раньше могла, а теперь нет. Объясняют, что произведена она Азербайджанским министерством культуры и оно-то не выдало свое "добро". Ситуация любопытная, учитывая тот факт, что В.Мустафаев - заместитель министра. С другой стороны, в Гатчину звонят иные заинтересованные лица, в частности из Союза кинематографистов России, и давят на фестиваль, требуя включения "Национальной бомбы" в конкурс. Дирекция обессилена, не знает, как ей быть. Питерские начальники в панике оттого, что в Год Азербайджана в России слетает с конкурса единственная азербайджанская лента по совершенно неясным мотивам. Но ситуация, начавшая так бурно набирать обороты, так же неожиданно и сдулась. Все успокоились и битв за фильм вести не стали. О "Национальной бомбе" напоминала лишь страничка в каталоге. Поэты и поэзияПриз "За лучший режиссерский дебют" - режиссеру Петру Кривостатенко, автору фильма "Еще о войне" по повести В.Конецкого "Кто смотрит в облака". В Приоратском дворце, построенном когда-то Павлом I как резиденция Мальтийского ордена, долгие годы располагалась база отдыха завода "Большевик". Потом - Дом пионеров. Наконец-то императорский дом обрел свои былые черты и стал музеем. В его капелле и прошел вечер Аллы Демидовой "Русская поэзия от Пушкина до Бродского". Актриса хоть и говорила, что сплошные окна отвлекают внимание, что невозможно оторвать глаз от того, как кто-то с горочки скатился, все же аура сложилась изумительная. Это не интерьер обычного концертного зала, а нечто большее, предлагающее свою драматургию происходящему. До Бродского Демидова так и не дошла, зато много других поэтов для кого-то открыла, вплоть до Маяковского. Не просто читала стихи, но беседовала с собравшимися любителями поэзии, рассказывая им о собственных поэтических предпочтениях. Кое-кто побаивается демидовского чтения, заведомо полагая, что актриса она ледяная, что возникнет непременно стена отчуждения между чтицей и слушателями. Но это был удивительно гармоничный и удачный концерт, который этим словом и называть не хочется, поскольку возникли диалог и такая тишина, когда кашлянуть-то было боязно, чтобы не разрушить атмосферу. Приз жюри - режиссеру Евгению Цымбалу за документальный фильм "Другой Тютчев" - "За открытие неизвестных сторон в жизни и деятельности великого поэта" (премия в размере 30 000 рублей). Михаил Козаков читал Давида Самойлова и Бродского, делал это очень хорошо, так что всем можно рекомендовать посетить его концерт, который состоится 19 марта в Доме музыки, где он представит свою новую программу по стихам Самойлова. С Пушкиным взаимоотношения сложнее. Этот поэт вообще редко кому по силам. Он не терпит манерности, интонационного насыщения чем-то чужеродным, а требует простоты и ясности. Между чтением стихов Козакову задавали вопросы, в основном о поэзии и смысле жизни. Это что-то из досериальных скорых времен, когда литературные концерты были очень популярны, как и встречи с любимыми артистами. Хотя Козакова спросили и о том, не его ли сын Гоша Куценко, ведь так похож. Козаков ответил, что ему и своих пятерых хватает. - "Вам не понравилось в Израиле?" - "Понравилось. Я себе в Израиле не понравился". Отвечал интересно, умно и, кажется, искренне. Приезд Аллы Демидовой и Михаила Козакова очень украсил фестиваль, придал ему какой-то новый объем. Приз жюри - режиссеру Константину Бронзиту за полнометражный анимационный фильм "Алеша Попович и Тугарин Змей" по мотивам русских былин, "остроумно и красочно трактующий сюжеты русского фольклора". Кинофестиваль в Гатчине в силу специфики его самого и города - особое образование. Меня, к примеру, раньше очень раздражали гала-концерты, которые раза три-четыре проходили в кинотеатре после показов конкурсных картин. Казалось, ну зачем вся эта самодеятельность на фестивале. Но с годами концерты стали качественнее, да и публика их ждет страстно, начинаешь относиться к этому с пониманием. Билетов не достать. Фестивальные организаторы иной раз подвергаются прессингу. Доходит до нелепости: не получишь ордер на жилье, пока не предоставишь билеты на гала-концерт. Приз "За лучшую женскую роль" - Полине Агуреевой за роль в фильме "Долгое прощание" Сергея Урсуляка, поставленном по повести Ю.Трифонова. Возвращаясь к поэтам и поэзии, хочется сказать несколько слов о фильмах, с ними связанных. Евгений Цымбал представил свежую свою работу "Другой Тютчев" - документально-игровой фильм о поэте, в котором, как сказал сам режиссер, никаких задач самовыразиться не было. И никакой это не другой Тютчев, а что ни на есть тот самый. Жил он в дофотографическую эпоху, хотя и имеется одиннадцать его изображений. С этим богатством и пришлось работать. Ведь что такое чаще всего научно-популярное кино о том или ином деятеле культуры, к примеру. Чередование фотографий и документов эпохи на экране, перемежающееся видами тех мест, где деятель культуры жил и творил, плюс закадровый текст комментатора. Трафаретно, скучно, по накатанному. У Цымбала все примерно из тех же компонентов, но с авторской интонацией, которая живет не только за кадром, но в самой драматургии кадра. И Тютчев действительно какой-то другой и неведомый, не через призму поэзии, но своих любовей и привязанностей, служения на государственном посту, своей дипломатической деятельности и ее географии. Не жил - разрывался от чувств. И не подумаешь, глядя на дошедшие до нас изображения хрестоматийного классика. Совсем не классическая жизнь. Приз "За лучшую мужскую роль" - Дмитрию Муляру за роли в фильмах "Рагин" Кирилла Серебренникова по рассказу А.П.Чехова "Палата № 6" и "Золотая голова на плахе" Семена Рябикова о жизни и творчестве С.Есенина. Константин Артюхов - частый участник гатчинского фестиваля. В предыдущие годы здесь показывали его картины "Странная жизнь Аннибала" и "Век Лихачева", сделанные на Санкт-Петербургской киностудии научно-популярных фильмов. Нынешняя его работа "На берегу реки Фонтанки" поставлена по сценарию Сергея Некрасова - директора Всероссийского музея А.С.Пушкина - о доме на Фонтанке, 118, в котором некогда жил знаменитый российский поэт и сановник Гаврила Романович Державин. Собирались в нем когда-то Фонвизин, Карамзин и Жуковский, а потом превращен он был в большое коммунальное жилище. До недавнего времени тут имелось 60 коммунальных квартир и 10 офисов. Гости и участники фестиваля посетили этот роскошный дворец, возрожденный почти из пепла. Создатели картины показывают нам, как происходило второе рождение дома, и напоминают о том, чем же был Державин для русской культуры. Интересно, конечно, посмотреть, как из руин воскресал чудо-дворец, но фильм Артюхова, хоть и премирован уважаемым жюри, - образчик классического научпопа, время которого в таком виде безвозвратно ушло. Приз "За лучшую женскую роль второго плана" - Зое Буряк за роль в фильме "Рагин". Скромную во всех смыслах картину представила Казанская студия кинохроники "Елабуга, или Сон о Марине". Это последняя работа Владимира Игнатюка, совсем недавно ушедшего из жизни и рассказавшего, в свою очередь, о последних днях Марины Цветаевой в Елабуге. Ничего сенсационного, просто показаны те места и дали, ставшие финальными для Цветаевой. О них вспоминала в своем выступлении и Алла Демидова: как ездили туда артисты Таганки, как с трудом добирались, что рассказала еще живая свидетельница тех событий, соседка Марины. Приз "За лучшую мужскую роль второго плана" - Александру Галибину за роль в фильме "Рагин". Картина Андрея Осипова "Страсти по Марине" уже довольно известная, участвовавшая на разных фестивалях. Многим, знаю, она не очень нравится. Все время сравнивают ее с работами Осипова о Волошине и Белом, не в пользу первой. А мне-то кажется, что именно сейчас Осипов подошел к какому-то рубежу, за которым что-то должно последовать. Может, даже уход в игровое кино. Он словно бы исчерпал себя в жанре, который документальным или научно-популярным не назовешь. Скорее, он снимает документально-поэтическое кино. И хоть в кадре нет актеров, вся природа его картины игровая, одухотворенная. Сам А.Осипов считает, что "Страсти по Марине" - жесткий взгляд на жизнь Цветаевой, пусть какие-то ее поступки и не обнародованы. Хотя есть тут и Софья Парнок, странное сближенье с ней. Но главное все-таки - поэзия, стихи. "По мере того как движешься по фильму, пытаешься для себя что-то понять. Я до сих пор не знаю, кем же была Цветаева - грешницей, мученицей, святой? Отношусь к таким людям как к не совсем людям, как к неким посланцам, трансляторам идей, идущих откуда-то свыше", - скажет А.Осипов. Демон с ребенкомПриз "За лучшую операторскую работу им. А.Москвина" - кинооператору Михаилу Суслову за фильм "Долгое прощание". Ирина Евтеева представила свой новый анимационный фильм "Демон", поставленный по мотивам живописных произведений М.Врубеля, поэме Лермонтова "Демон" и отчасти "Фаусту" Гете. Хотя "Фауст" - впереди. В планах - создание цикла, продолжит который "Ариадна" по Цветаевой, а потом и собственно "Фауст". Девять месяцев шла работа над десятиминутным "Демоном". Интересно, что Александр Рогожкин, специально приезжавший в Гатчину представлять свои десятиминутки "Болдинская осень" и "Sapiens", рассказывал о том, что работал над последней по трехстишию Басе семь месяцев, в то время как полнометражные свои проекты делал куда быстрее. Маленькая картина - это особый труд. И еще хочется отметить ценность на первый взгляд незначительных фестивальных событий. Рогожкин посреди своего плотного рабочего графика выкраивает специально время, чтобы приехать из Петербурга в Гатчину и представить свою мини-ретроспективу из двух фильмов. Беседует с публикой в стылом крохотном зале, рассказывая о том, что его мучило при создании этих маленьких картин. Это дорогого стоит и, уверена, ничуть не менее значимо, чем стремительный приезд Любови Казарновской, явившейся в сногсшибательных светло-оливковых сапогах, уложивших гатчинскую публику наповал (для которой неважно даже, что гремела фонограмма, выдавшая все секреты заезжей звезды). Или вот "Щелкунчика" представлял Евгений Миронов. Он озвучивал заглавного героя. В 2001 году в Гатчине Миронова удостоили приза за роли в "Дневнике его жены" и "В августе 44-го...", а в 2003-м - в "Превращении" по Кафке. Но приехать смог только теперь, прямо со съемок картины Г.Панфилова "В круге первом", где сыграет молодого Солженицына. На фестивалях иной раз открываются любопытные вещи. Режиссер "Щелкунчика" Татьяна Ильина вместе со своим мужем киноведом Алексеем Орловым работают в составе ансамбля "Игра в бисер" и в Гатчине исполнили касталийский гимн, сопровождая свое пение игрой на диковинных музыкальных инструментах. Алексей Орлов пишет стихи и музыку и провел "круглый стол" в детской библиотеке со своеобразным названием "Ребенок смотрящий, слушающий, говорящий...". Такие открываются таланты. Приз - композитору Вениамину Баснеру (посмертно) - "За лучшие песни военных лет, вошедшие в историю русского советского кино, многие из которых стали народными" (50 000 рублей). Возвращаясь к "Демону", скажем, что работа предшествовала картине огромная. Только на роль Демона рассматривалось 15 претендентов. Слава богу, нашли Владимира Аджамова, солиста Санкт-Петербургского Малого театра оперы и балета. Он просто вылитый Демон, каким только может нарисовать его воображение. Приехал в Гатчину ненадолго, представить картину, вместе с полуторагодовалым сыном. И глаз оторвать от них было нельзя. Кто-то из публики крикнул: "Смотрите, смотрите, там Демон с ребенком, красивый такой!" Дипломы и памятные подарки присуждены также Алле Демидовой, Любови Казарновской, Жанне Прохоренко, Георгию Натансону. Ирина Евтеева верна себе, своему многоцветью и необычной работе на грани анимации и игрового кино. Она попробовала ухватить такую эфемерную материю, как русский романтизм. Потом кто-то сказал, что получилось вульгарно. Но вульгарна эта работа ровно настолько, насколько можно считать вульгарным Врубеля с его "Сиренью" и цветовой аляповатостью. Взгляните на его майолики, хранящиеся в Абрамцеве. Если не уточнить, чьих рук это дело, можно подумать, что с прилавков Арбата. Вероятно, какой-то законченности драматургии Евтеевой иной раз не хватает. Все время ждешь завершения истории, а его нет. Словно что-то недосказано про Демона и Тамару, про любовь и трагичность мира. Но Евтеевой всякий раз предъявляешь гамбургский счет. Очень многим нашим экранизаторам и в голову не придет о нем напоминать.
Приз газеты "Культура" вручен режиссеру Сергею Урсуляку за фильм "Долгое прощание" по одноименной повести Юрия Трифонова с формулировкой: "За качество жизни на экране".
Сергей УРСУЛЯК, режиссер: - В произведениях Юрия Трифонова решаются философские и нравственные вопросы, вопросы взаимоотношения человека и времени. Трифонов не привязан к сиюминутным отношениям. Он не писал злободневную прозу. И не надо у него искать ответов на такие вопросы, как: 37-й год - это хорошо или плохо, 1953-й - счастье или несчастье? С прокатной судьбой у нашей картины большие проблемы. Ее взяла, правда, в прокат ассоциация "Московское кино". Прошло несколько показов в кинотеатрах "Ролан" и "Пять звезд". Но те люди, о которых мы любим говорить как о воспитанных зрителях, люди старшего и среднего поколения, готовые пролить слезы в зрительном зале, они в кино давно не ходят или ходят очень редко. Они плачут по домам в основном, поскольку поход в кино для них - дорогое удовольствие. Эти люди никуда не делись, просто они вычеркнуты из определенного спектра жизни. Сегодня обертка важнее содержания. Я не знаю, какой фильм "Турецкий гамбит", но знаю, что этот фильм есть, и если ты его не посмотрел, то ты - козел. Это знают все. В упаковку "Долгого прощания" не вложено было ни копейки. Не было ни денег, ни внятных идей на этот счет, вот результат и налицо. Я не работаю на "Первом канале". Я работаю в маленькой компании, которая делает программу "Пестрая лента" и продает ее "Первому каналу". Если вы думаете, что я ежедневно встречаюсь с Константином Эрнстом и обсуждаю с ним проблемы кинофикации страны, то вы ошибаетесь. "Долгому прощанию" не нужны были известные актерские лица со шлейфом. Я не очень люблю, когда человек бегает сегодня на экране ментом, а завтра пытается играть что-то высокодуховное. Ну что, казалось бы, в том страшного, ведь профессия есть профессия. Тем не менее что-то меняется. Меняется лицо актера прежде всего. У Татьяны Лебедьковой, играющей у нас мать, - совсем другое выражение лица, как и у многих актеров старшего поколения, в которых столько всего сохранилось. Эти люди читают, репетируют, размышляют, они в курсе всего. А теперь чаще всего то поколение, которое моложе, оно двигается от выстрела до выстрела. Это меняет лица. У фоменковских актеров, двое из которых заняты в нашей картине, работающих на хорошей литературе, с великим мастером, у них и морщинки по-другому формируются. Я говорю о том, о чем многие знают, но никто не верит всерьез. То, как живешь, как играешь, формирует твое лицо, твою индивидуальность, и ты не имеешь права на многие значительные роли, если до этого в течение нескольких лет растрачивал себя неизвестно на что.
Любовь КАЗАРНОВСКАЯ, актриса: - Было поначалу страшно, поскольку "Анна" - это мой первый опыт работы в кино. Но прочитав сценарий Георгия Данелия и Рустама Ибрагимбекова, поняла, что эта роль про меня сегодняшнюю. Аналогов с великой Аллой Тарасовой, игравшей Кручинину в "Без вины виноватых", не нужно проводить. Действие пьесы Островского в нашем фильме перенесено в настоящее время. А моя героиня - не драматическая актриса, а певица. Эта роль про меня, про судьбу сегодняшнего артиста. Она и написана для меня. Протянута эта судьба через советское время, в котором жила и я. Страшная ситуация у моей героини Анны Романовой, и не дай бог кому пройти через такие испытания. В моей жизни тоже случались самые разные ситуации, были издержки советского периода, когда не выпускали за границу, даже в ГДР и Чехословакию. Ситуации бывали будь здоров. Смотрю теперь нашу картину, и ощущение такое, будто вся моя жизнь протянулась через этот фильм. Это моя кровь. Поработав в "Анне", могу сказать, что кинематографом я отравлена, им я заболела. Всегда любила кино, но оказавшись внутри процесса, поняла, какой это колоссальный труд, требующий безумных энергетических затрат, совершенно иных, чем на сцене. Мои актерские уроки связаны прежде всего с Евгением Гинзбургом, хотя я окончила в свое время отделение актеров музыкального театра и все элементы актерской профессии мне знакомы. Шла тщательная проработка роли. Мяли мы ее долго, чтобы ложилась на меня. Спорили с режиссером о диалогах, ситуациях и всякий раз приходили к какому-то консенсусу. Это сложный процесс, перепахавший меня изнутри, и в то же время - потрясающая школа и важная страница в моей биографии. Все перевернулось в моей душе.
Евгений ГИНЗБУРГ, режиссер: - В моей судьбе "Анна" - первый случай, когда не я был инициатором проекта. Я шел за сценарием, идеей и актрисой. Можно сказать, что выполнял заказ. Идея возникла у продюсера Юрия Кушнерева. Появление в титрах имени великого драматурга меня не смущает, поскольку коллизия-то его. Фабула картины списана с Островского. Есть прямые цитаты из его пьесы, монолог, перекликающиеся персонажи. Это вольная интерпретация сюжета. Конечно, Данелия и Ибрагимбеков довольно смело вмешались в драматургию Островского, введя двух сыновей Кручининой. Именно поэтому мы и не сочли возможным впрямую ссылаться на Островского. Фильм наш рассчитан на среднестатистического российского зрителя, не только на женщин, тем более в люрексе, как мне сказал кто-то на фестивале. Мы сделаем и двухсерийную телеверсию фильма.
Юрий КУШНЕРЕВ, продюсер: - История у проекта "Анна" интересная. Сценарий был написан Георгием Данелия и Рустамом Ибрагимбековым в 1991 году на Софи Лорен. И мы приступили к этому проекту. Но в стране начались сложности, стрельба по Белому дому. Именно по политическим мотивам этот проект и не состоялся. А три года назад композитор Юрий Якушев познакомил меня с Любовью Казарновской и ее мужем Робертом. В результате нашего общения и родилась идея вместе залудить что-нибудь интересное. Спонтанно вспомнился тот давний сценарий. Пришла в голову мысль о том, почему бы нам Кручинину сделать не драматической актрисой, а музыкальной. Идея понравилась. И мы попросили Данелия с Ибрагимбековым переделать сценарий. Так рождалась наша "Анна". Вопрос о режиссере даже и не стоял. Евгений Гинзбург хорошо известен своими музыкальными постановками в кино и театре, его мы и пригласили. Также в рубрике:
|