Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 10 (7469) 17 - 23 марта 2005г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
СобытиеНамыленное место"Мисс Жюли" Августа Стриндберга. Театр на Малой Бронной ТЕАТРИрина АЛПАТОВА
За день до премьеры в Театре на Малой Бронной (совместная постановка с продюсерским центром Андрея Кончаловского) спектакля "Мисс Жюли" по драме Августа Стриндберга на глаза попалось интервью Кончаловского, режиссера спектакля, газете "Аргументы и факты". Вдоволь порассуждав о весьма серьезных проблемах, под занавес известный режиссер позволил себе несколько фраз о театре, коим он сейчас плодотворно занимается. Пафос высказываний - защита театральных эмоций от разума: "Зрителю не надо ни о чем задумываться. ...В театре надо чувствовать. Как только появляются мысли, это уже не театр - это анатомичка". Спорно, однако. Но в постановке "Мисс Жюли" Кончаловский четко следовал в означенном направлении. Причем всяческая мысль была изъята не только у зрителя, но, кажется, и у самого режиссера вкупе с актерским трио. Вот с критиками - беда. Не только чувствовать, но и главным образом размышлять - это их профессия. И сразу же натыкаешься на первый и весьма массивный камень преткновения. Как режиссер с таким богатейшим интеллектуальным и практическим багажом не осознал, что на этой конкретной пьесе Стриндберга с одним "чувством" далеко не уедешь? Классик "новой драмы" минувшей эпохи здесь отнюдь не импрессионист, но скорее дидактик и мыслитель. Во "Фрекен Жюли" ему важны не столько сами поступки героев, сколько их причины и следствия, которые он многословно и порой навязчиво объясняет. Не поняв всего этого, рискуешь получить даже не "общее место", а продукт мыловаренного производства - в красивой упаковке, но весьма дешевый. Упаковка, кстати, и впрямь неплоха. Художник Любовь Скорина словно бы выстроила натурный павильон для киносъемки. Выкрашенная в белый цвет чистенькая кухня графского дома, начищенные до зеркального блеска медные кувшины, тазы и прочая утварь. За окном - буйство сада с цветущей сиренью, закатами-рассветами, соловьиными трелями. Фольклорные скандинавские песнопения, костюмы Владислава Репина прямо говорят о том, что время и место действия никак не трансформируются, но все происходит согласно авторским ремаркам. Модернизирован лишь перевод, ставший более жестким и грубоватым, украсившийся ненормативной лексикой и кровавыми оборотами. Внутри же этой упаковки вместо ароматного кусочка мыла можно обнаружить лишь горсточку крошек - неизвестно от чего и непонятно как туда попавших. Какой-либо логики в поведении персонажей, исходя из спектакля Кончаловского, обнаружить невозможно. Логика же собственно Стриндберга оставлена, по выражению режиссера, "в читальном зале". То же интервью Кончаловский завершает фразой: "В театр вы приходите для того, чтобы быть детьми". Ясно, что последнее слово следует понимать отнюдь не буквально. Но опять же наивно-детское восприятие вряд ли уместно на этом действе. Вот "за кадром" звучит игриво-эротический смех, и тут же на сцену является кухарка Кристина (Дарья Грачева), эпатируя публику роскошным обнаженным бюстом и не торопясь привести туалет в порядок. Вслед за ней, застегивая штаны, шествует лакей Жан (Алексей Гришин) с довольной ухмылкой на сытом личике. Понятное дело, что за кулисами они не картошку чистили, да и скрывать свои отношения не намерены. Почему же в таком случае потом эта парочка в данном конкретном спектакле так ополчилась на предавшуюся тем же утехам Жюли (Юлия Высоцкая), непонятно. Из-за ее "высокого" положения графской дочери? Так вольно ж нам разбираться в лакейской иерархии. Фрекен Жюли, ставшую у Кончаловского "мисс", в пьесе то и дело называют "странной". Но странность странности рознь. Роковой надлом героинь минувшей эпохи - совсем не то, что комичные истерики дурно воспитанной девчонки в исполнении Высоцкой. Румяная и здоровая, в цветочном венке она впархивает на сцену из сада, как будто из чеховской "Чайки", где играет Нину Заречную. 25 лет уже, а по поведению - не больше двенадцати. "Дрянная девчонка" то задерет юбку, то усядется Жану на колени, то вдруг залепит ему пощечину, то пустится в длинные рассуждения, которые здесь кажутся всего лишь вставным номером. Какое уж тут фрейдистско-мазохистское влечение "пасть" как можно ниже? Так, затянувшаяся детская игра без правил. Когда же в результате между Жаном и Жюли случится "это", на сцене наступает полный актерско-режиссерский беспредел. Кристина - Грачева, наконец-то застегнувшаяся на все пуговицы и облачившаяся в строгий костюм, примется изображать строгую ревнительницу всеобщей нравственности. Жан - Гришин, неуверенно пофантазировав об открытии собственного "дела", все время будет порываться уйти спать (причем в гордом одиночестве). А вот Жюли - Высоцкая пускается по воле волн без руля и ветрил. Она тихо плачет и бьется в истерике, кричит, рычит и визжит, бегает по сцене, падает, заламывая руки, грубо пристает к Жану и униженно просит о помощи. Помощь ей точно не помешала бы, но только режиссерская. Ее-то и не дали. Андрей Кончаловский более увлекся декоративно-эпатажными постановочными трюками. Чего стоит хотя бы убиение чижика? Трепещущую птичку Жан - Гришин достал из клетки и тут же разделал на кухонной доске, а Жюли не преминула картинным жестом вымазать свое лицо в птичьей крови. Ясное дело, публика от спектакля тут же дистанцировалась и загомонила на тему: был ли то виртуозный иллюзион или несчастной птичке и впрямь оттяпали голову? Не забыты режиссером оказались и изначальные эротические мотивы. Продемонстрировав выдающийся бюст Кристины - Грачевой, ближе к финалу режиссер руками Жана оголил филейную часть Жюли - Высоцкой, склоненной в известной позе над кухонным столом. Ну и так далее, стоит ли продолжать? Результат? Весьма средний. На сцене Малой Бронной появился достаточно проходной спектакль, намеренно лишенный мысли и ненамеренно чувства. С невнятной режиссурой и таким же актерским исполнением. Привлекут ли публику известные имена, коих на самом деле только два - самого Кончаловского и его супруги Юлии Высоцкой. Вряд ли. По крайней мере, даже на премьере особого столпотворения зрителей не наблюдалось. Также в рубрике:
|