Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 10 (7469) 17 - 23 марта 2005г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25    
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Событие

Намыленное место

"Мисс Жюли" Августа Стриндберга. Театр на Малой Бронной

ТЕАТР

Ирина АЛПАТОВА
Фото Михаила ГУТЕРМАНА


Ю.Высоцкая - Жюли в сцене из спектакля

За день до премьеры в Театре на Малой Бронной (совместная постановка с продюсерским центром Андрея Кончаловского) спектакля "Мисс Жюли" по драме Августа Стриндберга на глаза попалось интервью Кончаловского, режиссера спектакля, газете "Аргументы и факты". Вдоволь порассуждав о весьма серьезных проблемах, под занавес известный режиссер позволил себе несколько фраз о театре, коим он сейчас плодотворно занимается. Пафос высказываний - защита театральных эмоций от разума: "Зрителю не надо ни о чем задумываться. ...В театре надо чувствовать. Как только появляются мысли, это уже не театр - это анатомичка".

Спорно, однако. Но в постановке "Мисс Жюли" Кончаловский четко следовал в означенном направлении. Причем всяческая мысль была изъята не только у зрителя, но, кажется, и у самого режиссера вкупе с актерским трио. Вот с критиками - беда. Не только чувствовать, но и главным образом размышлять - это их профессия. И сразу же натыкаешься на первый и весьма массивный камень преткновения. Как режиссер с таким богатейшим интеллектуальным и практическим багажом не осознал, что на этой конкретной пьесе Стриндберга с одним "чувством" далеко не уедешь? Классик "новой драмы" минувшей эпохи здесь отнюдь не импрессионист, но скорее дидактик и мыслитель. Во "Фрекен Жюли" ему важны не столько сами поступки героев, сколько их причины и следствия, которые он многословно и порой навязчиво объясняет. Не поняв всего этого, рискуешь получить даже не "общее место", а продукт мыловаренного производства - в красивой упаковке, но весьма дешевый.

Упаковка, кстати, и впрямь неплоха. Художник Любовь Скорина словно бы выстроила натурный павильон для киносъемки. Выкрашенная в белый цвет чистенькая кухня графского дома, начищенные до зеркального блеска медные кувшины, тазы и прочая утварь. За окном - буйство сада с цветущей сиренью, закатами-рассветами, соловьиными трелями. Фольклорные скандинавские песнопения, костюмы Владислава Репина прямо говорят о том, что время и место действия никак не трансформируются, но все происходит согласно авторским ремаркам. Модернизирован лишь перевод, ставший более жестким и грубоватым, украсившийся ненормативной лексикой и кровавыми оборотами.

Внутри же этой упаковки вместо ароматного кусочка мыла можно обнаружить лишь горсточку крошек - неизвестно от чего и непонятно как туда попавших. Какой-либо логики в поведении персонажей, исходя из спектакля Кончаловского, обнаружить невозможно. Логика же собственно Стриндберга оставлена, по выражению режиссера, "в читальном зале". То же интервью Кончаловский завершает фразой: "В театр вы приходите для того, чтобы быть детьми". Ясно, что последнее слово следует понимать отнюдь не буквально. Но опять же наивно-детское восприятие вряд ли уместно на этом действе.

Вот "за кадром" звучит игриво-эротический смех, и тут же на сцену является кухарка Кристина (Дарья Грачева), эпатируя публику роскошным обнаженным бюстом и не торопясь привести туалет в порядок. Вслед за ней, застегивая штаны, шествует лакей Жан (Алексей Гришин) с довольной ухмылкой на сытом личике. Понятное дело, что за кулисами они не картошку чистили, да и скрывать свои отношения не намерены. Почему же в таком случае потом эта парочка в данном конкретном спектакле так ополчилась на предавшуюся тем же утехам Жюли (Юлия Высоцкая), непонятно. Из-за ее "высокого" положения графской дочери? Так вольно ж нам разбираться в лакейской иерархии.

Фрекен Жюли, ставшую у Кончаловского "мисс", в пьесе то и дело называют "странной". Но странность странности рознь. Роковой надлом героинь минувшей эпохи - совсем не то, что комичные истерики дурно воспитанной девчонки в исполнении Высоцкой. Румяная и здоровая, в цветочном венке она впархивает на сцену из сада, как будто из чеховской "Чайки", где играет Нину Заречную. 25 лет уже, а по поведению - не больше двенадцати. "Дрянная девчонка" то задерет юбку, то усядется Жану на колени, то вдруг залепит ему пощечину, то пустится в длинные рассуждения, которые здесь кажутся всего лишь вставным номером. Какое уж тут фрейдистско-мазохистское влечение "пасть" как можно ниже? Так, затянувшаяся детская игра без правил.

Когда же в результате между Жаном и Жюли случится "это", на сцене наступает полный актерско-режиссерский беспредел. Кристина - Грачева, наконец-то застегнувшаяся на все пуговицы и облачившаяся в строгий костюм, примется изображать строгую ревнительницу всеобщей нравственности. Жан - Гришин, неуверенно пофантазировав об открытии собственного "дела", все время будет порываться уйти спать (причем в гордом одиночестве). А вот Жюли - Высоцкая пускается по воле волн без руля и ветрил. Она тихо плачет и бьется в истерике, кричит, рычит и визжит, бегает по сцене, падает, заламывая руки, грубо пристает к Жану и униженно просит о помощи. Помощь ей точно не помешала бы, но только режиссерская. Ее-то и не дали.

Андрей Кончаловский более увлекся декоративно-эпатажными постановочными трюками. Чего стоит хотя бы убиение чижика? Трепещущую птичку Жан - Гришин достал из клетки и тут же разделал на кухонной доске, а Жюли не преминула картинным жестом вымазать свое лицо в птичьей крови. Ясное дело, публика от спектакля тут же дистанцировалась и загомонила на тему: был ли то виртуозный иллюзион или несчастной птичке и впрямь оттяпали голову? Не забыты режиссером оказались и изначальные эротические мотивы. Продемонстрировав выдающийся бюст Кристины - Грачевой, ближе к финалу режиссер руками Жана оголил филейную часть Жюли - Высоцкой, склоненной в известной позе над кухонным столом. Ну и так далее, стоит ли продолжать?

Результат? Весьма средний. На сцене Малой Бронной появился достаточно проходной спектакль, намеренно лишенный мысли и ненамеренно чувства. С невнятной режиссурой и таким же актерским исполнением. Привлекут ли публику известные имена, коих на самом деле только два - самого Кончаловского и его супруги Юлии Высоцкой. Вряд ли. По крайней мере, даже на премьере особого столпотворения зрителей не наблюдалось.

Также в рубрике:

ТЕАТР

МУЗЫКА

КИНО

ЮБИЛЕЙ

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;