Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 10 (7469) 17 - 23 марта 2005г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25    
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Музыка

МАРИЯ ЭКЛУНД: "Для восприятия классической музыки нужны подготовка и... свободное время"

Беседу вела Евгения КРИВИЦКАЯ


Н.Петров и М.Эклунд

В профессиональной музыкальной деятельности уже давно нет разделения на мужские и женские специальности: никого не удивишь исполнительницей на контрабасе или даже тубе. Лишь женщина-дирижер по-прежнему остается редким феноменом. Хотя высшие учебные заведения исправно выпускают не только дипломированных дирижеров, но и дирижерш, редкие единицы из них достигают большой эстрады. Столь длинная преамбула, естественно, неслучайна. В Концертном зале имени Чайковского состоялось выступление дирижера Марии Эклунд (Швеция). Молодая белокурая валькирия, она наглядно продемонстрировала, что, как в любой сфере, главное - талант и профессионализм.

На суд публики в Концертном зале имени Чайковского она представила программу из сочинений XX столетия, разумно соединив партитуры американских композиторов - А.Копленда (сюита из балета "Весна в Аппалачи") и "хитовую" "Рапсодию в стиле блюз" для фортепиано с оркестром Гершвина с Девятой симфонией Шостаковича. Наличие титулованного солиста, каким является пианист Николай Петров, придало дополнительную значимость концерту.

Как показалось, М.Эклунд прежде всего стремится к точности в выполнении авторского замысла: ее интерпретации продуманы в деталях и стройны по форме. Так, не без шарма звучала гершвиновская рапсодия: дирижер добилась от Академического симфонического оркестра Московской филармонии пряных блюзовых интонаций, элементов импровизационности. Игра Н.Петрова - музыканта поистине безграничного стилевого диапазона (от барокко до джаза) - добавила дополнительные "вкусные" штрихи в это красочное полотно.

Девятая симфония Шостаковича очень часто вызывает ассоциации с "Классической симфонией" Прокофьева: прозрачная партитура, игра стилями. Однако в трактовке М.Эклунд она оказалась ближе к Четвертой симфонии Малера. Здесь классицистский оптимизм, проникновенная лирика не заслоняли интонаций гротеска, без которых немыслим Шостакович. Необходимо отметить весьма качественное звучание оркестра: точная мануальная техника помогла музыкантам благополучно миновать "рифы" Девятой симфонии (как то многочисленные соло духовых или гибкие темповые смены в идущих без перерыва трех последних частях сочинения). Тему Шостаковича продолжил "бис" - танец Ломового из актуального ныне балета "Болт". Праздничная атмосфера вечера стала лучшим подтверждением того факта, что М.Эклунд обладает счастливым умением увлекать за собой слушателей, убеждать в правоте своих творческих идей.

После концерта удалось побеседовать с Марией ЭКЛУНД:

    

- Вы прекрасно говорите по-русски...

- Да, мои корни в России, но вот уже 12 лет я живу в Швеции. Свое музыкальное образование, начатое в Москве, я заканчивала уже в Стокгольме, в Королевской академии музыки. Среди моих профессоров по дирижированию был Инг Ва - китайский музыкант, учившийся в Вене. А совершенствовалась опять в России, в аспирантуре Московской консерватории у Геннадия Рождественского.

    

- С какими оркестрами вы сотрудничаете?

- В Швеции у меня есть свой коллектив - "Стокгольмские виртуозы", я также много гастролирую сама, в Англии, Франции, в Германии выступала с Берлинским симфоническим оркестром. И мне было очень приятно получить приглашение из России, выступить с оркестром Московской филармонии, тем более с такой интересной программой и таким выдающимся солистом, как Николай Арнольдович Петров!

    

- Выбор не очень традиционный для гастролера. Музыка XX века у нас чаще обойдена вниманием.

- Да, для меня было откровением, что Девятая симфония Шостаковича воспринимается здесь чуть ли не как авангард. Выбирая это сочинение, я считала, что это - одна из самых понятных партитур композитора - является стандартным репертуаром для российских оркестров. Для меня - это уже классика, как, впрочем, и Прокофьев, и Стравинский, и Барток, и Бриттен. Я постоянно исполняю современную музыку: например, в репертуаре "Стокгольмских виртуозов" много сочинений ныне живущих скандинавских авторов.

    

- Как оркестранты встречают за пультом женщину-дирижера?

- Хорошо. У меня не возникало никаких проблем. На репетициях - нормальная рабочая обстановка. Хотя бывает, что я сама волнуюсь перед какими-то ответственными выступлениями, как, например, с Берлинским симфоническим оркестром, с которым играет столько знаменитостей. Но тогда контакт был великолепный и даже наше исполнение "Русских фотографий" Р.Щедрина, записанное с концерта, потом транслировали по Немецкому радио.

    

- Как вы считаете, форма академического концерта еще актуальна в наши дни или, как утверждал в недавнем интервью композитор В.Мартынов, она изжила себя?

- Я так не думаю. Конечно, чтобы слушать классическую музыку, нужны подготовка и свободное время. Здесь, как и на Западе, люди куда-то торопятся. Но интерес к классической музыке тем не менее не ослабевает, и понятно почему. В ней заложены вневременные ценности, в которых всегда нуждаются люди. И те, кто понимает это, будут продолжать ходить в концертные залы. Авангард может существовать параллельно, принимая любые формы: он вовсе не должен вступать в конфронтацию с академическим искусством. Пусть звучит разная музыка.

    

- Услышим ли вас еще в Москве?

- Да, уже запланированы два концерта в апреле - с Государственным симфоническим оркестром России под управлением Вероники Дударовой, где будет солировать пианистка Любовь Тимофеева, и с Государственной академической симфонической капеллой и скрипачом Кареном Шахгалдяном.

Также в рубрике:

МУЗЫКА

ПЕРВОЕ ВПЕЧАТЛЕНИЕ

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;