Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 10 (7469) 17 - 23 марта 2005г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14  
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Палитра

АЛЕКСАНДР БУРГАНОВ: "Художник раскрывает смысл жизни. Он не ремесленник, он - пророк"

Беседу вел Евграф КОНЧИН
Фото Степана РАПЧЕВСКОГО


А.Бурганов

Прихожу в Большой Афанасьевский переулок, что на Старом Арбате. У решетчатой железной двери нажимаю кнопку. И попадаю в удивительный и странный мир - в Московский государственный музей "Дом Бурганова". Его двор наполнен скульптурой, фигурами, композициями, портретами. И классическими, давних времен, и современными разных художников, но прежде всего работами самого Александра Николаевича БУРГАНОВА, народного художника России, действительного члена Российской академии художеств, лауреата Государственной премии СССР, профессора.

Ныне у него торжество, он отмечает свой юбилей - 70 лет.

    

- С каким настроением вы приходите к этой круглой дате?

- Я прожил счастливую жизнь. Занимаюсь любимой работой, и все эти годы заполнены ею до отказа. Судьба дала мне возможность прикоснуться к искусству. Иной профессии я для себя не мыслю.

    

- А каково вообще место художника в обществе?

- Художник призван быть открывателем, носителем, охранителем духовных идеалов общества. Он находится как бы между людьми и божественным началом. Художник не просто ремесленник, умело написавший картину или сделавший скульптуру, он глашатай и пророк. Возьмите русских иконописцев, они не просто писали иконы, они вкладывали в них идеалы своего времени.

Главным стимулом моего творчества, его высоким смыслом является идея добра. Поэтому я показываю светлые, положительные стороны нашего бытия. Но вместе с тем я понимаю всю сложность, многозначность отображения добра в искусстве. Ведь понятия Добра и Зла находятся в жизни, в искусстве в диалектическом единстве, они неразрывны. Поэтому я, как художник, создал свою образную систему отражения жизни во всей ее сложности и противоречивости. Идеалы красоты, гармонии и совершенства, которые я проповедую, далеко не однозначны и содержат внутри себя сложные процессы. Я пытаюсь это показать системой образных символов.

    

- Вашу систему еще называют "Стилем Бурганова" в современном ваянии. Каковы характерные черты этого стиля?

- Действительно, в отечественной школе монументальной пластики с легкой руки искусствоведов и критиков обозначилось направление, называемое "Стилем Бурганова". Я думаю, что в основе его - гармония скульптурных образов, легкость пространственного построения, наполненного воздухом и движением. Прежде всего я стараюсь, чтобы они были красивы, пластичны. Внешне они должны быть легки, трепетны, динамичны. Но вместе с тем и монументальны, цельны. В основе моего творчества лежат классические, даже античные традиции. Идеалы классики вообще мне близки. Я преклоняюсь перед красотой, простотой и совершенством лучших классических образцов.

А "Стиль Бурганова" я отнес бы к "магическому реализму", который соединяет противоположные понятия и образы. Я стараюсь показать в скульптуре счастье в сложной системе образных символов.

    

- Какие свои работы вы считаете наиболее отвечающими творческим идеалам?

- Трудный вопрос. Все они решены по-своему. В каждой из них я использовал разные пластические подходы. Поэтому среди моих станковых скульптур тематический и жанровый диапазон очень широк. Достаточно многообразны и формы моих произведений - от медалей и миниатюр до крупных монументальных композиций. Некоторые из станковых работ представляются мне этапными: "Пьета" из собрания Третьяковской галереи, "Война и мир" из собрания Людвиг-Форум в Аахене, "Муза", посвященная искусствоведу А.К.Чекалову, из собрания "Бурганов - Центр"... Вот скульптура "Письмо". Я придаю ей большое значение. Она была репродуцирована на афише моей персональной выставки, которая состоялась в 1995 году в Третьяковской галерее, а теперь это символ нашего музея.

    

- Вы, насколько я знаю, - автор и многих монументальных произведений...

- Да. Одно из первых - ансамбль "Дружба народов" в Ижевске. Большая аллегорическая фигура "Новая Россия" установлена в Москве, на Крымском Валу, у Центрального Дома художника. В фонтане "Принцесса Турандот" на Старом Арбате я хотел выразить апофеоз молодости и счастья. Так же, как и в скульптурной группе "Александр и Натали" там же, на Старом Арбате, у Музея А.С.Пушкина. Ведь весна 1831 года была самым счастливым временем в личной жизни поэта. Поэтому я и представил его не только гениальным поэтом, но и земным человеком с простой земной радостью. Мне дорог и небольшой памятник Лермонтову - на Молчановке, у здания музея поэта. Я попытался исполнить его в приподнятой романтической манере. Назову еще памятник Бунину в Воронеже, Пушкину - в Вашингтоне, бюст Ивана Цветаева, который встречает посетителей ГМИИ имени А.С.Пушкина, памятники, посвященные героям Великой Отечественной войны.

Большая и очень важная для меня работа - это монумент в честь героев Халхин-Гола для Монгольской Народной Республики. Среди необъятных монгольских степей высится гигантская многофигурная композиция, посвященная яростной битве танков и степных всадников. Мне хотелось бы назвать также памятник ленинградским детям, погибшим в годы Великой Отечественной войны на заброшенном полустанке. Работал я и над скульптурным оформлением храма Христа Спасителя в Москве.

    

- Несмотря на приверженность и жизнеутверждение Добра в вашем творчестве, на выставках я встречал и произведения драматического характера.

- Да, я сделал большую композицию "Война и Мир". Она изображает, как в металлической клетке бешеные кони пожирают друг друга, вместо того чтобы вместе разрушить клетку и вырваться на свободу. Исполнил я и две аллегорические монументальные скульптуры, посвященные ГУЛАГу. Они демонстрировались на выставках, но так никогда и не были установлены. Много драматических образов представлено в моих графических произведениях. В условиях существовавшей в то время цензуры они публиковались под отвлеченными названиями "Испания" и "Италия".

    

- Вы считаете себя художником социальным?

- В моем творчестве социальная тема является одной из важнейших.

    

- Над чем вы сейчас работаете?

- Недавно завершил работу над сложным монументальным ансамблем на Украинском бульваре. Он посвящен гармонии человека и природы, содружеству народов, поэзии и солидарности людей. В ней есть композиция, навеянная стихами Леси Украинки, которая называется "Весна". Со стороны Кутузовского проспекта расположены две аллегорические композиции "Вода" и "Воздух". А центром ансамбля является большой фонтан "Юность", выполненный в любимой мною технике позолоченной бронзы. Все скульптуры как бы наполнены свежим, бодрящим весенним ветром. Все они в движении, устремлены в высоту, в пространство, в небо. Ну а самой последней моей работой является памятник Е.Ф.Гнесиной, установленный перед концертным залом Российской академии музыки. Елена Гнесина изображена молодой, в виде аллегорической богини музыки, играющей на фантастическом крылатом инструменте.

    

- Во дворе вашего музея я увидел несколько новых крупных изваяний, вероятно, части какого-то большого монументального комплекса?

- Эти скульптуры - часть выставки, которая состоялась в октябре - ноябре прошлого года в Брюсселе в рамках "Дней Москвы". Она была развернута в центре бельгийской столицы, возле королевского дворца, на так называемой Музейной горе. Более престижное место в Брюсселе, наверное, трудно найти. В экспозиции было более 20 монументальных работ. Это и новые скульптуры, и укрупненные варианты ранее созданных. Отлиты они из бронзы. Подобные персональные выставки, пожалуй, еще не экспонировались за границей. Две работы с выставки - портреты русского императора Александра I и короля Бельгии Леопольда I - преподнесены в дар Брюсселю и будут там установлены.

    

- Насколько я понимаю, на отсутствие работы, заказов вы не жалуетесь?

- Работы у меня вполне достаточно. Я много работаю в самых различных жанрах: в скульптуре, графике, архитектурной пластике. Главное, чтобы меня не ограничивали какими-то неразумными рамками, не ставили какие-либо несуразные, непрофессиональные условия. Ведь принципиальным является "не что делать, а как делать". Это "как" зависит от таланта, профессионализма, от тех духовных и эстетических идеалов, которые лежат в основе творчества художника.

    

- Одним из важнейших ваших свершений, своеобразным итогом к вашему юбилею является создание Музея "Дом Бурганова".

- Безусловно. Он стал воплощением моей давнишней мечты. И я счастлив, что в нее поверил мэр Москвы Юрий Михайлович Лужков и помог ее осуществить. Получился своеобразный музей, в котором объединились и постоянная скульптурная экспозиция, и выставочный зал, где устраиваются выставки работ и великих мастеров прошлого, и сегодняшней молодежи. В "Доме Бурганова" есть и театр, в спектаклях которого участвуют прекрасные профессиональные актеры, небольшой концертный зал, и, наконец, мастерская скульптора. Любой посетитель вхож в нее. Он воочию может увидеть, как работает ваятель, познакомиться с процессом создания скульптуры. Наши двери всегда открыты.

Также в рубрике:

ПАЛИТРА

КНИГИ

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;