Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 10 (7469) 17 - 23 марта 2005г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
СитуацияВыше стропила, музейщики!Сокровищница народного искусства вновь может оказаться на улице ИМУЩЕСТВЕННЫЙ ВОПРОСАнна МАРТОВИЦКАЯ Теперь несколько слов о здании. За годы существования в нем музея оно сильно изменилось, постепенно возвращаясь к историческому облику. Конечно, прежде всего имеется в виду его планировка: в 1940-е годы "буржуазный" усадебный быт был безжалостно приспособлен под конторские нужды: в старинных сводчатых залах настроили тесных кабинетов, анфилады заложили. Теперь в них - вновь светлые залы, в которых регулярно проводятся выставки. Как и все отечественные учреждения культуры, Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства живет в постоянной тесноте. Помещений категорически не хватает: в состав музея входят две библиотеки, детский центр, реставрационная мастерская. Кроме того, продолжается реставрация основного здания, которая идет медленно в силу обычных в таких случаях проволочек с финансированием. В результате - сегодня публике демонстрируются всего несколько процентов богатейшей коллекции музея. Но чиновникам Федерального агентства по управлению федеральным имуществом (Росимущества) кажется, что налицо факт нерационального использования помещений. Вообще-то Музей на Делегатской уже был главным действующим лицом имущественного скандала: в 2000 году его мечтал выселить сам Павел Бородин, присмотревший здание усадьбы графов Остерманов для аппарата Союза России и Белоруссии. Тогда музей удалось отстоять, хотя на это потребовалось долгих три года и личное вмешательство Президента РФ Владимира Путина. "Тогда Президент заступился за наш музей и указал на то, что решать проблемы такой почтенной организации, как Союз России и Белоруссии, конечно, необходимо, но не за счет ущемления интересов федеральных учреждений культуры. Слава богу, на этом вопрос закрылся, - рассказывает директор Всероссийского музея декоративно-прикладного и народного искусства Владимир Гуляев. - Но не успели мы вздохнуть свободно, как возникли новые разговоры. Оказалось, что еще есть целый ряд органов госвласти, которым где-то нужно размещаться". Какие структуры власти на этот раз решили разместиться на Делегатской улице, пока неизвестно, но то, что речь вновь идет о выселении музея, - уже свершившийся факт. "Впервые представители агентства пришли к нам в конце прошлого года, - продолжает Владимир Гуляев, - и с тех пор проверки на предмет рационального использования площадей идут постоянно. Мне прямо дали понять, что музей будет сокращен, причем не меньше чем на три четверти. Доходило до абсурда: меня не раз спрашивали, почему музей не использует здание, которое находится на реставрации, или почему в наших запасниках слишком свободно стоят вещи. Однажды проверяющий сказал мне: "У вас шкафы высотой два метра, а до потолка еще два метра. Так надстройте же шкафы!" Этот совет, данный, видимо, от чистого сердца, демонстрирует недюжинные рационализаторские навыки, но уместны ли они, если речь идет о музее? Конечно, нет. Основополагающие принципы хранения экспонатов зиждутся на авторстве, эпохе создания, художественных школах, наконец, но никогда - на размерах. А если рассортировать коллекцию по принципу "большую вазу в большой зал, а маленькую - в маленький", то это будет уже не коллекция, а какая-то каша, с которой не смогут работать ни сами музейщики, ни тем более ученые. "Я пытался донести это до руководства Росимущества, но безрезультатно, - сокрушается директор. - Все, чего мне удалось добиться, - так это еще одного совета: в запасник нужно превратить наш самый большой выставочный зал". В годы эпопеи с Бородиным музею предлагали переехать с Делегатской в так называемый городок имени Баумана. Эта возможность приводила музейщиков в шок: на острове, каковым является названный городок, прописано миллион организаций и отсутствует необходимая инфраструктура. Музейщики понимали: вместо серьезного научно-выставочного комплекса национального искусства они получат набор разрозненных помещений и долгий переезд, а потеряют публику. К счастью, идея с городком им. Баумана так и не воплотилась в жизнь. Но сегодня вокруг музея на Делегатской складывается еще более пикантная ситуация: ему вообще не предлагают никаких дополнительных помещений. Мол, ужимайтесь как хотите, и все тут. Согласитесь, что в таких условиях потерять публику еще легче... Но чиновникам до этого нет дела. Также в рубрике:
|