Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 14 (7473) 14 - 20 апреля 2005г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25 №26 №27-28
№29-30 №31 №32
№33 №34 №35
№36 №37 №38
№39    
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Провинция

Охота. Пощады не будет

Большие премьеры Омской драмы

ТЕАТР

Александра ЛАВРОВА
Омск - Москва


Большая сцена Омской драмы после грандиозного ремонта открылась "Утиной охотой" Александра Вампилова в постановке Вячеслава Кокорина.

Кажется, должны быть непреодолимы "стилистические разногласия" между "скромными" пьесами Вампилова и пышным антуражем "имперского" здания Омского театра, сияющего золотом и хрусталем люстр, гранитом и мрамором ступеней, украшенного лепниной и красным бархатом... Но атмосфера Омской драмы по-человечески уникальна, и пышность столетнего здания становится не помехой, а подмогой.

Когда-то незалитованную пьесу Вампилова впервые в советской империи на свой страх и риск поставил в Рижском русском театре Аркадий Кац. Премьеру сыграли не на родной сцене, а именно здесь, в Омске. Дружба Каца с Омской драмой, кстати, продолжилась: режиссер неоднократно и успешно работал на ее сцене. Вячеслав Кокорин, ныне главный режиссер Екатеринбургского ТЮЗа, был в разное время главрежем и в Иркутске, и в Омске, куда приехали из Иркутска его ученики, в том числе нынешний исполнитель Зилова - Михаил Окунев. Теперь Кокорин вернулся в Омскую драму в качестве приглашенного режиссера. (Предыдущую его омскую постановку "Король умирает" Ионеско москвичи увидели на нынешней "Золотой Маске".)

Иркутского драматурга, погибшего молодым и вошедшего в легенды, одни считают прямым наследником Чехова, другие - бесповоротно устаревшим с его "провинциальными" сюжетами эпохи застоя.

Судя по спектаклю, Вампилов для Кокорина - не просто земляк и современник, но старший друг и товарищ по судьбе. В "Утиной охоте" действие из конца 60-х чуть смещено в 70-е, читается ностальгия по юности - жарким спорам и "пирушкам" на иркутских кухнях, вечному шуму сибирских сосен, чистоте морозного воздуха.

Пьеса начинается похмельным утром, когда Зилову в подарок приносят похоронный венок. Герой отматывает назад - не только вечер накануне, который не помнит, но и всю историю своих взаимоотношений с друзьями, сослуживцами, женой, любовницей. Пытаясь понять, кто и почему так зло подшутил над ним, он выставляет жесткий счет самому себе.

Обычно действие "Утиной охоты" распадается на ретроспективные сценки. Кокорин и Окунев сразу дают понять, что герой принял решение о самоубийстве, фактически умер, вот только забыл об этом. Зрители - свидетели воспоминаний, которые лишь для них имеют хронологическую последовательность. У героя же персонажи теснятся в сознании одновременно. Это подтверждают и многие мизансцены, и форма существования артистов - все персонажи, кроме Зилова, недовоплощены, часто говорят, глядя в зал, а не на собеседника, это образы, полупризраки, а не люди.

Музыка Игоря Есиповича - равнодушные к человеку диссонансы, плотно, без пауз, заполняющие действие, не дающие продохнуть.

Сценография Юрия Гальперина (он же автор костюмов, точно передающих атмосферу того времени) контрастирует с пышностью театрального зала, еще до начала действия создает ощущение нереальности. Площадка вытянута ввысь и вширь - "потолок" квартиры, как в известной песне Кукина, - кроны сосен. В воспаленно освещенном чреве холодильника - лишь бутылка водки. Жидкость плещется на донышке. Ровно на одну стопку. Еще одна визуальная цитата из другой культовой песни - Юрия Визбора про графа, которого ждут великие дела... Со стопкой водки из пустого холодильника Зилов движется по огромной сцене. У авансцены "вырыта" траншея. Герои часто ведут свои диалоги, спустившись в нее, особенно Зилов, и становится ясно, что это символическая "могила". На ее край Зилов кладет венок, ставит невыпитую стопку - многие он опрокинет в своих воспоминаниях, а эта останется напоминанием о поминках.

Михаил Окунев - артист тонкий, глубокий и обладающий мужским обаянием. Однако в омской постановке шутовство Зилова нивелировано. И одет несимпатично - широкие бесформенные штаны со штрипками, "бабская" кофта, пижонская "тирольская" шляпа советского образца. Ходит в одних носках... Понятно - на охоту человек собрался загодя, спал пьяный в одежде, только сапоги скинул. К тому же босой человек как будто ниже ростом. Особенно рядом с официантом Димой - Владимиром Майзингером, высоким, значительно немногословным, напоминающим робота.

Отсутствие обуви - еще один знак: застрелиться из охотничьего ружья можно только босиком. В спектакле есть ощущение беспросветности, превращающей человека, наделенного умом и талантом, в мертвеца.

Томительно длящееся действие резко переключается в реальное время лишь в последних сценах.

Стремительны сцены в кафе, куда Зилов созвал всех своих друзей и собутыльников перед началом охоты, ключевой диалог-дуэль с Димой об охоте, в котором официант предстает "хозяином леса", освобождающим от нравственных противоречий, искушающим не видеть жизни в живых существах, чтобы испытать наслаждение убийства.

Михаил Окунев в финальных сценах беспощадно демонстрирует малодушие, истерику, даже подлость и предательство Зилова, но и подлинную муку отчаяния, ужас осознания, что он - живой труп. Все связалось стремительно, почти мгновенно.

Как выстрел. Остается только сделать выстрел реальный.

* * *

Жанр "Фрекен Жюли" Стриндберга в постановке главного режиссера Омской драмы Евгения Марчелли определен как "Нечто с одним антрактом". Это, действительно, нечто - феерическое, странное. Зрителю не дают скучать ни минуты. С ним затевают игру, угощая кусочком настоящего, тут же зажаренного мяса, ему напоминают об условности происходящего: между действиями на площадку выходят любимые режиссером персонажи - клоуны с нарисованными лицами, которые поют, подражая голосу инструментов, и отбивают ритм отрезками пластиковых труб.

Текст шведского классика безжалостно сокращен, нет длинных монологов, выброшены почти все социальные и феминистские мотивы. Обнажен вечный треугольник невоплощаемой любви: мужчина и две женщины - желанная, но недоступная; необходимая, но не желанная.

Среда, созданная художником Игорем Капитановым: отделанный дешевым металлом пищеблок с длинной горизонталью стола по центру - в первом действии, огромная красно-черная кровать, вертикально поднятая к зрителю анфас, - во втором. Впрочем, в финале стол вернется на свое центральное место.

Зрителей встречают запах кухни, яркие пятна салата и помидоров на блюде.

Кристина - Инга Матис - нетороплива, спокойна, тонка, полупрозрачна. В ее облике - природное благородство, уверенность в себе, скрытая сила, которая, лишь иногда прорываясь наружу, оборачивается грубостью. Это у фрекен Жюли - Екатерины Потаповой внутренний жар, который нужно утолить в танце и любви. Волоокая Кристина самодостаточна, победительна, как трава, пробивающая камень.

Жан Владислава Пузырникова - прежде всего мужчина, обладающий сексуальной притягательностью и стремящийся подчинять. Он - и лакей, и сноб, действительно многому научившийся у господ, но не органичный в копировании их манер, и человек, знающий, что мир не ограничивается кухней Кристины и покоями графа. Все герои постоянно стремятся к чужому, их тянет друг к другу как магнитом и одновременно отталкивает. Жюли не может сойти с орбиты вечного кружения, как и Жан не может вырваться от Кристины.

Диалог Жана и Жюли после их близости происходит в кровати. Актеры "лежат" вертикально, сцена отыгрывается пластически скупо и изысканно. У зрителей создается иллюзия, что они наблюдают происходящее сверху. Взаимные оскорбления мужчины и женщины - своего рода игра. Главное - не желание уязвить, а потребность сказать правду и обрести выход. Ведь и лакей имеет право на выстраданную сказку. И в ее заведомой неосуществимости - подлинная драма.

И когда Жан неистово давит ногой коробку с птичкой (клетка заменена нарочито грубой картонной коробкой с прорезями), и когда он, не выдержав, бьет Кристину, у зала возникает смешанное чувство: ужаса перед хамом, который скоро разберется со своими хозяевами, и острой жалости к нему.

* * *

Две последние премьеры Омской драмы прочитываются как единое целое - как драма двух социальных антогонистов, интеллигента и лакея, с одинаково трагической судьбой.

Также в рубрике:

ТЕАТР

БАЛЕТ

ДАЛЕКО ОТ МОСКВЫ

ОБРАЗОВАНИЕ

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;