Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 32 (7440) 19 - 25 августа 2004г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
Телевизионный смотрительПриступы ностальгии"ВДНХ. Архипелаг вечного завтра" на "Первом" НАБЛЮДЕНИЕАлексей СИВОВ Ностальгия по "великому советскому прошлому" на отечественном телевидении все крепчает. Притом именно в концептуальной, смысловой плоскости, а не в стилистической. С форматами как раз все в порядке. В прошлое ушли клоны "Голубых огоньков" - "Старые песни о главном", вышедшие из шинели советского телевидения (в форматном отношении, кстати, не самого слабого в мире). Знаковые программы "Очевидное - невероятное", "КВН" и "Что? Где? Когда?" приобрели современное звучание и стали вневременными проектами. Даже в межпрограммном оформлении каналов не видно более "пережитков имперского сознания". Зато в сфере документальных программ ностальгия по тому, что "у нас была великая эпоха", все усиливается. То ли это запоздалая реакция на огульное охаивание советского прошлого, затопившее, с легкой руки телевидения массовое сознание в конце 80-х - начале 90-х годов и породившее бесчисленные перестроечные самобичевания. То ли, наоборот, ментальная реакция огромного социального организма, называемого Россией, на бесчеловечность реформаторских экспериментов. А скорее всего, социальный заказ, вербально или паравербально спущенный вниз высшими телевизионными или государственными, что уже синонимично, инстанциями. И быстро воспринятый продюсерским коллективом многочисленных телепроизводящих студий как руководство к действию. Страсть к советскому ретро проявляется в различных оттенках. Объективности ради стоит сказать, что большинство ностальгирующих программ все же взвешенны и претендуют на какой-никакой анализ. Мол, было плохое - репрессии, уравниловка, идеологический гнет "Краткого курса ВКП (б)" (впрочем, о последнем в связи с доминирующим ныне положением другой государственной партии вспоминают теперь все реже). Но было и хорошее - сравнительно ровный уровень жизни, многое - бесплатно, относительная уверенность в завтрашнем дне. Неотъемлемое свойство человеческой психики - раньше всегда лучше, чем теперь. И вода чище, и сами мы моложе. Среди программ о прошлом особняком стоят многосерийные исторические хроники Парфенова и Сванидзе. Там все крепко (у Сванидзе) или блестяще (у Парфенова). Что понятно - мастер, он и на телевидении мастер. К счастью, нечасто встречаются и откровенно пропагандистские, а значит, слабые проекты. Все же не семнадцатый год и не восемьдесят шестой, призывы к митингам не очень-то проходят. Для восхваления прошлого приходится искать иные пути. Ретропроекты с романтическим оттенком также ныне не в чести. Все же времена "комиссаров в пыльных шлемах" привлекают лишь незрелые умы ребятишек из АКМ и прочих краснобригадных организаций. Обычно романтизация советского проскальзывает у не слишком востребованных экспертов в синхронах и на подсознательном уровне. А удержать зрителя у телевизора, представляя ему суровых, но справедливых красных или благородных, но глупых белых, практически невозможно. Разовый проект "Первого канала" - "ВДНХ. Архипелаг вечного завтра", прошедший в глубоко вечернем (23.30) эфире, - в первую очередь удивил своей поверхностностью. Тема "ВСХВ - ВДНХ - ВВЦ" по размаху подобна "ВЧК - ОГПУ - НКВД - МГБ - КГБ" и достойна целого цикла передач. А пытаться упомянуть все аспекты жизни, смерти и попытки воскрешения территории "победившего социализма" в получасовой программе нереально. Например, одна только драма с поиском нового места для сооружения ВДНХ (вначале предполагалось выстроить все 169 павильонов выставки в "городе будущего" на Юго-Западе) заняла бы полпрограммы. Не говоря уже об основных объектах ВДНХ - фонтанах "Дружба народов" и "Каменный цветок", ресторанах "Золотой колос" и "Подкова", павильонах "Космос" или "Крупный рогатый скот". Одни экологически чистые электромобильчики, напоминавшие о "Солнечном городе" Незнайки и других коротышек, заслуживают своей серии. А знаменитые "Рабочий и колхозница", которых разобрали и неизвестно когда соберут. А претенциозные планы строительства монорельсовой дороги и полумифические угрозы застройки территории ВДНХ элитным жильем. Авторы фильма предпочли пойти по иному пути, "заказной" характер которого не вызывал сомнений. Понятно, что 65-летний юбилей ВДНХ - дело хорошее, но никого и ничто не стоит хвалить так взахлеб. Да, была "прекрасная советская эпоха", потом воцарились иные времена, и на территорию выставки пришли кооператоры, а гирлянды пластмассовых колбас сменились незамысловатыми, но вполне реальными, в смысле пахучими, шашлыками. Которые не надо ждать час - норма, неуклонно соблюдавшаяся когда-то в образцовом вэдээнховском ресторане "Лето". Фильм точно соответствует своему подзаголовку - тяжелому и нарочито-многозначному - "Архипелаг вечного завтра". Тут и "Краткий курс", и Солженицын, и Беляев со своими коммунистическими утопиями присутствуют. Отсутствуют же чувство меры и вдохновение - материи тонкие и неподвластные финансово-административному заказу. Также в рубрике:
|