Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 32 (7440) 19 - 25 августа 2004г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25    
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Телевизионный смотритель

Приступы ностальгии

"ВДНХ. Архипелаг вечного завтра" на "Первом"

НАБЛЮДЕНИЕ

Алексей СИВОВ
Фото Максима ГУРЕЕВА


Ностальгия по "великому советскому прошлому" на отечественном телевидении все крепчает. Притом именно в концептуальной, смысловой плоскости, а не в стилистической. С форматами как раз все в порядке. В прошлое ушли клоны "Голубых огоньков" - "Старые песни о главном", вышедшие из шинели советского телевидения (в форматном отношении, кстати, не самого слабого в мире). Знаковые программы "Очевидное - невероятное", "КВН" и "Что? Где? Когда?" приобрели современное звучание и стали вневременными проектами. Даже в межпрограммном оформлении каналов не видно более "пережитков имперского сознания". Зато в сфере документальных программ ностальгия по тому, что "у нас была великая эпоха", все усиливается. То ли это запоздалая реакция на огульное охаивание советского прошлого, затопившее, с легкой руки телевидения массовое сознание в конце 80-х - начале 90-х годов и породившее бесчисленные перестроечные самобичевания. То ли, наоборот, ментальная реакция огромного социального организма, называемого Россией, на бесчеловечность реформаторских экспериментов. А скорее всего, социальный заказ, вербально или паравербально спущенный вниз высшими телевизионными или государственными, что уже синонимично, инстанциями. И быстро воспринятый продюсерским коллективом многочисленных телепроизводящих студий как руководство к действию.

Страсть к советскому ретро проявляется в различных оттенках. Объективности ради стоит сказать, что большинство ностальгирующих программ все же взвешенны и претендуют на какой-никакой анализ. Мол, было плохое - репрессии, уравниловка, идеологический гнет "Краткого курса ВКП (б)" (впрочем, о последнем в связи с доминирующим ныне положением другой государственной партии вспоминают теперь все реже). Но было и хорошее - сравнительно ровный уровень жизни, многое - бесплатно, относительная уверенность в завтрашнем дне. Неотъемлемое свойство человеческой психики - раньше всегда лучше, чем теперь. И вода чище, и сами мы моложе.

Среди программ о прошлом особняком стоят многосерийные исторические хроники Парфенова и Сванидзе. Там все крепко (у Сванидзе) или блестяще (у Парфенова). Что понятно - мастер, он и на телевидении мастер.

К счастью, нечасто встречаются и откровенно пропагандистские, а значит, слабые проекты. Все же не семнадцатый год и не восемьдесят шестой, призывы к митингам не очень-то проходят. Для восхваления прошлого приходится искать иные пути.

Ретропроекты с романтическим оттенком также ныне не в чести. Все же времена "комиссаров в пыльных шлемах" привлекают лишь незрелые умы ребятишек из АКМ и прочих краснобригадных организаций. Обычно романтизация советского проскальзывает у не слишком востребованных экспертов в синхронах и на подсознательном уровне. А удержать зрителя у телевизора, представляя ему суровых, но справедливых красных или благородных, но глупых белых, практически невозможно.

Разовый проект "Первого канала" - "ВДНХ. Архипелаг вечного завтра", прошедший в глубоко вечернем (23.30) эфире, - в первую очередь удивил своей поверхностностью. Тема "ВСХВ - ВДНХ - ВВЦ" по размаху подобна "ВЧК - ОГПУ - НКВД - МГБ - КГБ" и достойна целого цикла передач. А пытаться упомянуть все аспекты жизни, смерти и попытки воскрешения территории "победившего социализма" в получасовой программе нереально. Например, одна только драма с поиском нового места для сооружения ВДНХ (вначале предполагалось выстроить все 169 павильонов выставки в "городе будущего" на Юго-Западе) заняла бы полпрограммы. Не говоря уже об основных объектах ВДНХ - фонтанах "Дружба народов" и "Каменный цветок", ресторанах "Золотой колос" и "Подкова", павильонах "Космос" или "Крупный рогатый скот". Одни экологически чистые электромобильчики, напоминавшие о "Солнечном городе" Незнайки и других коротышек, заслуживают своей серии. А знаменитые "Рабочий и колхозница", которых разобрали и неизвестно когда соберут. А претенциозные планы строительства монорельсовой дороги и полумифические угрозы застройки территории ВДНХ элитным жильем.

Авторы фильма предпочли пойти по иному пути, "заказной" характер которого не вызывал сомнений. Понятно, что 65-летний юбилей ВДНХ - дело хорошее, но никого и ничто не стоит хвалить так взахлеб. Да, была "прекрасная советская эпоха", потом воцарились иные времена, и на территорию выставки пришли кооператоры, а гирлянды пластмассовых колбас сменились незамысловатыми, но вполне реальными, в смысле пахучими, шашлыками. Которые не надо ждать час - норма, неуклонно соблюдавшаяся когда-то в образцовом вэдээнховском ресторане "Лето".

Фильм точно соответствует своему подзаголовку - тяжелому и нарочито-многозначному - "Архипелаг вечного завтра". Тут и "Краткий курс", и Солженицын, и Беляев со своими коммунистическими утопиями присутствуют. Отсутствуют же чувство меры и вдохновение - материи тонкие и неподвластные финансово-административному заказу.

Также в рубрике:

НАБЛЮДЕНИЕ

ПЕРСОНА

ПРОЕКТ

ТВ-НЕДЕЛЯ

КИНО НА ТВ

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;