Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 32 (7440) 19 - 25 августа 2004г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
ТеатрПогиб поэт, невольник стиля"Торквато Тассо". Музей А.С.Пушкина Алиса НИКОЛЬСКАЯ
Эта "театрально-музейная акция" осуществлена в рамках российско-германских культурных встреч под крышей Государственного музея Пушкина. Режиссер Андрей Беркутов, известный ранее как Андрей Зябликов (интересно, эта перемена - некий пиаровский ход или осознание собственного роста?), замахнулся на масштабную, никогда до этого в России не шедшую пьесу Гете "Торквато Тассо" - о знаменитом итальянском поэте эпохи Возрождения. В зал Атриум, стильное помещение со стеклянной крышей-куполом, замечательно вписалась красивая декорация, изображающая богатый замок Альфонса Второго, герцога Феррары (художники - Борис Краснов и Павел Оринянски): терраса, лестницы с белыми перилами, хитрые изгибы стен, игра света. Вкупе с довольно красивыми, хотя и традиционно сделанными костюмами (Александра Тумашова) возникла живая, выразительная картинка. Уже по ходу действия мне пришла в голову крамольная мысль: оставить бы это зрелище безмолвным - получилось бы куда лучше. Поскольку с появлением звука неизбежно начинаешь искать смысл, а с последним как раз и возникли большие проблемы. В одном из интервью режиссер заявил, что "в России нет традиций поэтического театра". Он сам, стало быть, посчитал себя первопроходцем. Увы, из спектакля не удалось понять, что же представляет из себя этот самый тип театра, ибо ничего доселе неизвестного с точки зрения стиля там не обнаружилось. Пространная, несколько тяжеловесная и при этом очень страстная пьеса Гете о замечательном поэте, его чувствительной натуре, влюбленности в сестру своего покровителя-герцога и печальном конце в "желтом доме" требует от артистов двух вещей: умения читать стихи и не переигрывать в эмоциональном плане. Однако в спектакле все случилось наоборот. Исполнители не просто не чувствуют текста - они его боятся, быстро-быстро пробалтывая слова, только бы не вдаваться в смысл. Вообще суета - основное состояние на сцене. Странно видеть достойный в принципе актерский состав в таком бесформенном виде. Поэт в версии актера Вахтанговского театра Алексея Завьялова выглядит полоумным с самого начала действия. Вальяжно выплывая из внутренних покоев в пляжных тапочках и ночном халате нараспашку (неужто именно этот костюм был создан по мотивам живописи Леонардо и Рафаэля, как утверждает программка?), он мгновенно превращается в истерика: бросается из стороны в сторону, кричит дурным голосом, запинается, не забывая при этом сверкать томными очами в сторону зала, эффектно поправляя черные локоны. Совершенно непонятно, как этот явно недалекий человек смог еще при жизни считаться великим творцом: вряд ли такой способен написать что-то вразумительное. Правда, как только на сцене появляется его муза - сестра герцога, поэт тут же превращается в опытного ловеласа: бархатный голос плюс "очень умелые ручки". Ни о какой возвышенной любви к недоступной красавице речи не идет. Да и сама сестрица (Ольга Кузина), пустышка с неприятным скрипучим голосом и надутыми капризными губками, не слишком возражает против такого обхождения. Впрочем, что у нее на уме, понять сложно, ибо она весь спектакль ходит с одним и тем же недовольным выражением лица. Более адекватно смотрятся артист Сатирикона Владимир Большов в роли герцога Феррары, хитрого жестокого политика, умеющего прикинуться в нужную минуту наивным и благостным, и Вадим Пожарский из Театра Армии, играющий секретаря герцога Антонио, человека, сочетающего в себе редкие дипломатические качества с беспримерной жестокостью, а умение любить - с умением убивать. Появление этой пары намечает в происходящем на сцене определенные взаимоотношения и придает всему некий "человеческий градус". Но для полноценности зрелища этого явно маловато. Одним словом, "высокого штиля" не получилось. Что грустно, поскольку сама затея была вполне заманчивой. Также в рубрике:
|