Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 32 (7440) 19 - 25 августа 2004г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
КиноБогиня с дерматиновым портфелем"Окно в Европу". Его герои и фантомы Оксана ГАВРЮШЕНКО
Выборг вновь украшает киноладья - символ Фестиваля российского кино "Окно в Европу", открывшегося здесь уже в двенадцатый раз. По всему городу развешаны плакаты, расписания конкурсных показов и творческих встреч. В вечер открытия, 13 августа, колонна кинематографистов, гостей и участников фестиваля традиционно прошествовала по набережной Большого ковша. Колонну сопровождали моряки и духовой оркестр. Праздничное шествие завершилось на площади перед кинотеатром "Выборг-Палас", где после небольшой речи официальных лиц на Аллее звезд состоялось открытие двух новых мемориальных плит - Василию Шукшину и Ролану Быкову. На церемонии открытия традиционно представили все три жюри - игрового, документального и анимационного конкурсов. Президент фестиваля Армен Медведев пошутил на тему старта в один день "Окна в Европу" и Олимпиады в Афинах. А далее было представлено нововведение Выборга. Отныне на открытии феста будет вручаться приз, учрежденный "Российской газетой", самому кассовому фильму прошедшего года. И обозреватель этой самой газеты Юрий Богомолов вызвал на сцену первого "взявшего кассу" в 2003 году. Им стал, как нетрудно догадаться, продюсер фильма "Бумер" Сергей Члиянц, член большого жюри в этом году. Призом оказался стул на гнутых ножках из коллекции, как пошутил Армен Медведев, мадам Петуховой. Члиянц несколько растерялся при виде неожиданного трофея, пытался хоть на время усадить на этот стул президента фестиваля, но тщетно. Расстаться со стулом ему не удалось. Собравшимся было поведано о том, что тот продюсер, что соберет дюжину стульев, под обивкой тринадцатого найдет чуть ли не бриллианты.
Но что эти фантазии в сравнении с теми фантазмами, что были продемонстрированы на открытии "Окна в Европу"! Сначала под музыку "Кармен-сюиты" на экране крайне энергично разворачивалась история верности, ревности и чудесного спасения из мультфильма Гарри Бардина "Чуча-3". После на сцену выплыла неподражаемая Рената Литвинова, которая молила зрителей о снисхождении к ее дебюту в режиссуре, благодарила производителей известной марки отечественного коньяка и двух замечательных исполнителей главных мужских ролей Максима Суханова и "Витечку Сухорукова, хоть он, конечно, на меня и обиделся". У Сухорукова, заметим позже, основания были. Также Рената сообщила, что "картина начинается сначала так, потом так, а потом так, но в общем оказывается о любви." Эпохальная заявка была подкреплена еще на вступительных титрах, когда экран заполнился многократно растиражированным именем-фамилией режиссера, автора сценария и исполнительницы главной роли. "Богиня: как я полюбила" - довольно путаная история, фильм-обманка, мистификация, к которой здесь в равной степени имеют отношение и мистический триллер, и собственно галлюцинаторно-шизоидный бред. Причем мистика эта с отчетливым декадентским душком явлена с фирменным литвиновским стилем. Нужно слышать, как Фаина - Литвинова говорит заложнице с ножом в груди: "Женщина, женщина, я из милиции, я сейчас вернусь". Как в детской страшилке, когда порой страшно смешно, а порой жутковато.
Фаина - следователь, которая ведет дело о похищенной девочке. Отец ребенка (Виктор Сухоруков) подозревает соседей-врачей (Андрей Краско и Елена Руфанова), и не напрасно: сам когда-то задавил у бездетной пары их любимую собачку. Фаина проживает в обшарпанной квартирке, где под кроватью держит бутылку коньяка. Да, того самого - product placement с первых кадров заявлен, согласно последним веяниям киномоды. На работу героиня Литвиновой ходит с жутким дерматиновым портфелем, что в приснопамятные времена носили все инженеры страны советской. Постоянно камера фиксирует крупно этот портфель. У Фаины - своя реальность, странным образом сообщающаяся с окружающим миром. Вообще, в "Богине" границы между сном и явью, между галлюциногенами и проблесками сознания, между живыми и мертвыми предельно размыты. Вокруг городишко - такой среднепровинциальный - служит лишь фоном. Ну, облезлые стены, которые выглядят нарочито облезлыми. Их никто не замечает, как не замечает Фаина коллегу Николая (Дмитрий Ульянов), единственного, кому до нее есть дело. Тот всегда готов прийти на помощь своей Фане. "Она ж не в себе", - говорит ему другой мент по фамилии Егоров, которого Фаня малахольно-упрямо называет Ягуаров (роскошный Константин Мурзенко в маленькой роли). Кстати, Литвинова собрала вокруг себя, помимо уже упомянутых, блестящий актерский ансамбль: здесь Андрей Краско, Константин Хабенский, Ксения Качалина, Ольга Лапшина, легендарный переводчик Василий Горчаков (в роли начальника Фаины), Светлана Светличная (покойная мать героини, являющаяся той во сне). Светличная, в алом платье, с алой помадой и выбеленным лицом (привет матери из "Трех историй" К.Муратовой!), такого никогда не играла. Похоже, Фаня любит лишь одну вещь - горячий суп в вонючем кабаке, стены которого обклеены обложками "Vogue". Здесь она встречается с бывшими подследственными. Одного из них, Профессора, играет Максим Суханов. Вновь надлом, болезнь, драма, даже трагедия в его биополе. У Профессора погибла жена (как и у героя Суханова из "Страны глухих"), и он регулярно наведывается в загробный мир посредством таинственных инъекций и банального зазеркалья. Чтобы повидаться хоть на время. Руки исколоты, душа исколота, и после очередной дозы можно не вернуться. "Раны не заживают", - говорит он Фаине. Профессор - не наркоман, и весь этот обреченный трансфер - не наркотрип, как это было, например, в фильме "Страх и ненависть в Лас-Вегасе". Просто он любит, и женщина, которой всадили нож в грудную клетку, любила, и папа дочку любит, и врач - свою жену, и горбунья (Ксения Качалина) - Профессора. Любви как будто достаточно, но никакого чеховского колдовского озера здесь нет. У Литвиновой, скорее, омут, темный, засасывающий. И главное, ее Фаня-Фаина - не любит. Не умеет, уже не хочет? И потому за ответом она отправится в страну теней, двойников и призраков. Под тяжелые аккорды сумрачно-депрессивной "Red Right Hand" Ника Кейва и музыку Земфиры. ...Когда-то Рената Литвинова написала сценарий к хорошему фильму Валерия Рубинчика "Нелюбовь". В "Богине" субстанция под этим именем живуча не менее, чем ее антитеза. А может, и более. Криминальная фабула растворена здесь в мифологическом контексте. Как отравленным зельем, обволакивает эта картина. От "Орфея, спускающегося в ад" идет шлейф кинематографических ассоциаций. И Кира Муратова, конечно, и омаж "Господину оформителю" Олега Тепцова с его темой двойничества, и даже "Завтрак нагишом" Кроненберга имеют шанс появиться в воспаленном синефильском сознании. Зрелище не для слабонервных однозначно. А здоровых, как известно, у нас нет, есть необследованные. И в этом тягучем мареве "Богини" есть цепляющий нерв, есть драйв, который способен погрузить в нечто наподобие гипнотического транса. При всей отталкивающей эстетике разложения, ядовитого морока, коим так щедро напитана картина. Когда-то Рената познакомилась с архивными материалами по уголовному делу, бывшему в 1980-х. Перенесла действие в наши дни, и, по словам обиженного В.Сухорукова (чья роль изначально была масштабнее), арт-сценарий был вначале кристально ясен и конкретен, а потом навалилась вся эта мистика. Рената Литвинова покинула Выборг вскоре после премьеры, отказавшись от намеченной пресс-конференции. А лицам обоего пола предстоит отправляться в этот экстрим под названием "Богиня" не без опаски. Прямо из Выборга в Новокузнецк отправился Владимир Машков: на родине представлять свой фильм "Папа", который выходит в российский прокат 21 октября. В.Машков заявил, что адреналин от призов у него уже не вырабатывается, этот период прошел, а вот внимание выборжан, все семь минут финальных титров молча слушающих музыку Спивакова, для него ценно. У его картины высокий рейтинг по идущему голосованию, как и у картины Валерия Тодоровского "Мой сводный брат Франкенштейн". Состоялись в Выборге и презентации незавершенных проектов - "Итальянца" Андрея Кравчука (мелодрама о мальчике из детдома, которого хочет усыновить итальянская семья), действие которого происходит в Выборге, в главной женской роли - Мария Кузнецова; и фильма про Незнайку и Баррабаса - анимационного блокбастера с бюджетом три с половиной миллиона долларов. В последние фестивальные дни предстоят показы почти никем не виденных "Рагина" К.Серебренникова, "Арье" Р.Качанова, а на последнем сеансе "Окна в Европу" продемонстрируют "Настройщика" Киры Муратовой. Итоги фестиваля станут известны 21 августа. Также в рубрике:
|