Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 32 (7440) 19 - 25 августа 2004г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
МузыкаПрецеденты Гараняна"Золотому саксофону России" - 70 Татьяна ДАВЫДОВА
Великий джазмен Лестер Янг, может, так и не стал бы легендарным саксофонистом и не получил бы своего прозвища "През" ("президент"), если бы не лень. Когда-то юному барабанщику Янгу ужасно надоело перетаскивать с места на место, упаковывать и распаковывать свое оборудование. Тем более что пока он возился с установкой, все девушки уходили с другими ребятами. Пришлось взяться за саксофон. Российский коллега Янга Георгий Гаранян, тоже ценитель женской красоты, - кто знает - так и не стал бы легендой советского джаза, не именовался бы сегодня "Золотым саксофоном России", если бы не любопытство. Когда-то студента Станкостроительного института, старосту институтского оркестра (игравшего на фортепиано), попросили отремонтировать саксофон. Будущий виртуоз Гаранян принес инструмент домой, посмотрел: "игрушка занятная, красивая", и "от нечего делать" выучился на ней играть. 15 августа Георгий Гаранян - представитель первого послевоенного поколения мастеров отечественного джаза, верный жрец мейнстрима - отметил юбилей. Невозможно поверить, что этот энергичный, полный сил и идей молодой человек - ровесник старейшего в мире непрерывно существующего джаз-оркестра - Государственного камерного оркестра джазовой музыки Олега Лундстрема. Тогда он именовался Концертным эстрадным оркестром, существовавшим в системе ВГКО, и с 1958 года почти восемь лет Гаранян был в нем солистом, концертмейстером саксофонов и аранжировщиком. А в прошлом году маэстро и оркестр объединились вновь: патриарх российского джаза Олег Лундстрем передал своему младшему коллеге бразды правления и дирижерскую палочку. Поначалу молодой Гаранян стяжал славу солиста-виртуоза. Правда, искусного владения инструментом оказалось недостаточно, чтобы пройти конкурс в молодежный джаз-оркестр при Центральном доме работников искусств. Надо было еще владеть нотной грамотой. Георгию потребовалось всего несколько месяцев, чтобы научиться прилично читать ноты с листа, и тогда его не только приняли в оркестр ЦДРИ, но и сделали первым альт-саксофонистом. После Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Москве (1957), на котором оркестр выступал с оглушительным успехом и победил, популярность молодого саксофониста росла с неимоверной быстротой. Тогда никто еще не знал, что Гаранян создаст в будущем много прецедентов. Первым из российских джазменов получит звание заслуженного артиста (ныне он, конечно, народный). Первым из творцов когда-то гонимой нашим государством музыки получит Государственную премию и заказ на аранжировку Государственного гимна. Докажет, что джаз - не обязательно клубная музыка, а вполне приемлемая для больших концертных залов. Гаранян не собирался ограничиваться сольной карьерой, а стремился стать бэндлидером - как Лундстрем, как Дюк Эллингтон, Гленн Миллер, Каунт Бэйси... Пришлось преодолевать следующее препятствие, ибо в Концертный эстрадный ансамбль Всесоюзного радио под управлением Вадима Людвиковского вторым дирижером Гараняна при всех талантах и быстро приобретенных навыках не утвердили: нет музыкального образования. Будущий бэндлидер не растерялся и сдал экстерном экзамены на дирижерских курсах при Московской консерватории, а после ухода Людвиковского занял его место. В последующие годы он создал и возглавил целый ряд музыкальных коллективов. Сегодня руководит, помимо Оркестра Лундстрема, уникальным Краснодарским муниципальным джаз-оркестром и только что возрожденным ансамблем "Мелодия". В 1973 году, приступив к обязанностям дирижера оркестра кинематографии, Георгий Гаранян собрал при фирме грамзаписи "Мелодия" одноименный "эстрадный оркестр с джазинкой", с деятельностью которого связана, наверное, целая эпоха. Это был первый в истории отечественный коллектив, способный исполнять музыку самых разных стилей: аккомпанировать певцам (таким, как Кобзон, Пугачева, Лещенко, Гурченко), записывать танцевальную музыку, играть джазовые композиции от свинга до джаз-рока. Его пластинка "Лабиринт" признана первой джаз-роковой пластинкой в истории советского джаза. Именно "Мелодию" привлек к единственной профессиональной записи своих песен Владимир Высоцкий, и именно этот ансамбль с Гараняном в качестве солиста-импровизатора принял участие в премьере Первой симфонии Альфреда Шнитке. Без Гараняна трудно представить и многие любимые кинофильмы (с музыкой Г.Гладкова, А.Рыбникова, А.Зацепина, В.Дашкевича и других) - общим числом более двухсот, признается маэстро. Причем киноискусство открыло в Гараняне и композитора, написавшего музыку примерно к тридцати картинам, в числе которых "Пышка", "Рецепт ее молодости", "Покровские ворота", "Вечерний лабиринт"... Совсем недавно Георгий Гаранян, возродив к жизни свой уникальный ансамбль "Мелодия" с новыми музыкантами, записал диск и назвал его "Проверено временем". На нем - джазовые версии хитов из любимых советских кинофильмов - "Джентльмены удачи", "Бриллиантовая рука", "Ирония судьбы", "Человек-амфибия" и других. Презентацию диска маэстро включил в юбилейный джаз-фестиваль "Золотой саксофон России", в рамках которого состоится четыре концерта. Начнутся музыкальные торжества 16 сентября в зале "Россия": там пройдет гала-концерт "Музыка толстых", а аллею звезд перед залом украсит еще одно имя. Также в рубрике:
|