Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 32 (7440) 19 - 25 августа 2004г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25 №26 №27-28
№29-30 №31 №32
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Палитра

...И слышно, как время идет

Посмертные выставки трех нонконформистов

Елена ТИТАРЕНКО


Г.Басыров. Из серии "Ветер II". 1988 г.

Гороховский, Басыров, Рогинский - три имени, под знаком которых завершается уходящий сезон. Весной их выставки устроили Русский музей и Третьяковка, летом эстафету приняли столичные галереи. В один голос галеристы заверяют: показы планировались давно, при жизни, подтверждение тому - солидные каталоги. Но получился мемориал. 30 июня, в разгар проекта "Границы прямоугольника - мое безграничное пространство" в Русском музее, не стало Эдуарда Гороховского (75-летний юбиляр не смог приехать на свой вернисаж из Германии, где и похоронен). 5 июля скончался Михаил Рогинский, впервые дождавшийся награды: в мае сообщество галеристов и арт-критиков присудило ему независимую премию "Мастер".

Вне плана Третьяковка посвятила выставку Гарифу Басырову, внезапно умершему за день до собственного 60-летия. Следом, выбрав дюжину листов из одной серии рисунков да автопортрет 1970-х, Басырова почтила галерея "Файн Арт".

...В последний раз я встретила его зимой в Музее современного искусства, где шумно открывали выставку "Арт-Конституция". Пробиваясь сквозь толпу к своему рисунку, игравшему роль иллюстрации к Основному закону, Басыров сказал: "Интересно, какую статью мне дали?" Фраза, понятная в контексте проекта, отдавала горькой иронией: свою жизнь этот мягкий, хрупкий на вид человек с печальными глазами, редкостным чувством юмора и несгибаемо твердым характером начал "под статьей", только из другого свода законов - печально знаменитой 58-й. Он родился не "у Грауэрмана", как иные везунчики, а посреди архипелага ГУЛАГ, на острове с экзотическим названием АЛЖИР (ничего общего со Средиземноморьем - Акмолинский лагерь жен изменников родины)... Заснеженные бескрайние степи стали в его "Обитаемых пейзажах" не просто фоном, а необходимым, сущностным компонентом, той средой, где "произрастают" бюрократы и карьеристы, но встречаются и люди с противоположным вектором. Порой столь сильным, что стремятся, будто астероиды, вырваться за пределы предначертанного им пространства...

Случайно ли абсурдистские (то иронически-колючие, то грустно-лирические) рисунки Басырова, сделанные для легендарного журнала "Химия и жизнь" - вроде бы по другому поводу и "на злобу дня", выглядят как баллады в эпическом рассказе об эпохе, как афористичные попытки отрефлектировать историю страны?

Ощущение тогдашнего воздуха - глотка времени, которое то ли застыло, то ли все-таки медленно течет, но в любом случае напоено драматизмом, - передают и картины Рогинского. Подобно Басырову, он слагает повесть без слов, находя мыслям и чувствам внятный пластический эквивалент. "И тихо, так, Господи, тихо, что слышно, как время идет"...Он знал толк в тончайших нюансах цвета, он делал зримым чудо рождения картины из хаоса материи, из небытия... Воин андеграунда до последнего писал свою Москву в Париже, куда уехал в далеком теперь 1978-м. И по-детски радовался, когда смог показать в России новые работы.

К скромной экспозиции Рогинского в галерее "Сэм Брук" добавили горстку чужих работ: И.Затуловская откликнулась на скорбное известие, Н.Нестерова и К.Батынков просто дали по картине, а неведомых петербуржцев кураторы взяли по принципу подобия. На десерт - ряд небольших масляных этюдов, написанных покойным на обрезках холста в мастерской у приятеля осенью 2003 года, в последний приезд в Москву. Но признаюсь: если бы прежде, к 70-летию Рогинского, не довелось увидеть настоящую его ретроспективу в Третьяковке ("Пешеходная зона" поразила цельностью, атмосферой и силой философского высказывания), вряд ли бы здесь, у "частников", стало ясно, почему этого художника называют непризнанным гением...

Однако фокус в том, что из отдельных нынешних выставок - элегантных или грубо сработанных, как в случае с Рогинским, выхвативших только фрагменты, да, в общем, и не претендующих на хрестоматийность - в совокупности складывается достаточно цельная картина. Можно найти точки схода у трех очень разных ветеранов арт-сцены и объединить три зала вдоль Садового кольца в (перефразируем писателя) архипелаг Реквием.

...Повернувшись к нам спиной, бредут в безвестность, в мутную даль безликих городов персонажи Басырова. Вполоборота к зрителю стоят в очередях, на трамвайных остановках или за пивом герои Рогинского - жители мегаполиса без особых примет. Два урбаниста ставили задачу не показать конкретный город, но ухватить то всеобщее, что не поддается сиюминутным трансформациям, зато доносит до нас метафизическую сущность бытия. Символично в этом смысле названа выставка Рогинского "Фактически ничего не меняется" (по одной из картин).

В работах еще одного нонконформиста, составивших последнюю в этой череде выставку в галерее "Файн Арт", все иначе: люди активно движутся, широко улыбаются, решают важные вопросы... и на глазах, будто разъедаемые коррозией, растворяются в плоскости картины, которая есть не что иное, как обретшая вторую жизнь старая фотография. Всегда открытый к диалогу, радушно звавший к себе в мастерскую экстраверт Эдуард Гороховский перевоплотил время, предложив подробную версию российской истории ХХ века. Точнее, собрав ее заново из сотен документальных изображений, которые отважился сплавить в самодельной реторте и перетасовать на свой манер. Будто смонтировал киноленту, опередив кинематографистов, - пожалуй, вровень встанет лишь Алексей Герман.

Что же заставляет говорить о трех художниках сразу - ведь не только совпадение во времени? Не одно лишь метафорическое мышление, присущее многим? Легко поддаться соблазну разложить творчество каждого на составные части - стиль и концепции, взаимоотношения с постмодернизмом и классической традицией; у всех найдутся параллели с западными властителями дум, отыщутся подражатели... Ну каких только ярлыков ни приклеивали, скажем, к Гороховскому: классик московского концептуализма, ответственный за "оптический участок", соцартист, пионер отечественного photo-based art, мастер апроприации фотографии, медийный художник мнимо репрезентационной визуальности... Однако недаром признается в каталоге выставки Русского музея Александр Боровский, глава отдела новейших течений ГРМ и знаток концептуалистского дискурса: Гороховский ускользает, он только кажется доступным расшифровке... В том-то и дело, что талант, изобретательность, вечный поиск и преданность искусству, обращенному к человеку, не поймать в сети сугубо научного познания. Художник шире и глубже своих интерпретаторов. И - гуманней. Не мудрствуя лукаво всмотримся в рисунки, этюды и завершенные полотна, видя в художественных приемах лишь способ усилить наше восприятие (таков коллаж в "Знаменах" Гороховского - заслонившие горизонт красные флаги). Здесь явственно проступает ее величество История. Облик "частного человека" вписан в коллективный портрет поколения, зафиксирован в общей памяти на генном уровне. Из этих малосущих, казалось бы, ячеек складывается грандиозная мозаика. Проступает непарадное лицо страны - той самой, что покорно стояла в очередях, да и сейчас готова в них вернуться, шла на демонстрации, жарилась на пляже и выносила приговоры, а потом с ужасом ждала ночного стука в дверь. И не для того ли солнце мертвых высветило эти выставки среди множества других, что нам снова нет ничего важнее, чем парадоксы истории, и интереснее, чем человек? Тогда становится ясно - три автора, при всех "измах", творческих различиях, оригинальных попытках использовать новации ХХ века, говорят об одном и том же. В частности, о том, что в русском искусстве сильнее моды - гуманистическая традиция с идущим от Пушкина вниманием к "маленькому человеку". И о том, как важно художнику переосмысливать реальный мир, создавая новую, глубоко индивидуальную, параллельную жизни реальность искусства.

Также в рубрике:

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;