Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 26 (7485) 7 - 13 июля 2005г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
Первая полосаА нынче спор славян между собоюЗавершился X Международный конкурс артистов балета и хореографов Елена ФЕДОРЕНКО
Первый, открывший миру Михаила Барышникова, состоялся в 1969 году. Гран-при и золотая медаль десятого, юбилейного состязания присуждены виртуозному танцовщику из Украины Денису Матвиенко. До него высшую награду получали только Надежда Павлова (1973), Ирек Мухамедов (1981) и Андрей Баталов (1997). Всего урожай Десятого конкурса составил 24 медали, количество коих было определено двумя возрастными группами (младшей и старшей), и в каждой из них участники соревновались по двум номинациям: "Солисты" и "Дуэты". Золотые медали в старшей группе получили Анастасия Матвиенко (Украина, дуэты), Елена Образцова (Россия, солисты), Виктор Ищук (Украина, дуэты), Ярослав Саленко (Украина, солисты), в младшей - Чинара Ализаде (Россия, дуэты), Кристина Шевченко (США, солисты), Иван Васильев (Беларусь, солисты). Серебряными медалями награждены: старшая группа - Екатерина Крысанова (Россия, дуэты), Наталия Домрачева (Россия, дуэты), Юргита Дронина (Литва, солисты), Иван Козлов (Украина, дуэты), Ванг Живей (Китай, дуэты), Досжан Табылды (Казахстан, солисты); младшая группа - Наталия Воронцова (Россия, дуэты), Мария Виноградова (Россия, солисты), Жерлин Ндуди (Украина, солисты).
Бронза досталась Наталии Осиповой (Россия, дуэты), Наталии Мацак (Украина, солисты) - по старшей группе, Елене Казаковой (Россия, дуэты), Анне Тихомировой (Россия, солисты), Марине Бурцевой (Россия, солисты), Исааку Хернандесу (Мексика, солисты), Матиасу Дингману (США, солисты) - по младшей. Премию за партнерство получила Ирина Сурнева. Призом Международного союза хореографов отмечен хореограф Андрей Меланьин из Большого театра. Премию журнала "Балет" увез в Беларусь худрук минского училища Александр Коляденко. Результаты конкурса свидетельствуют о торжестве Украины: она (как и Россия) получила 8 премий (Н.Домрачева хоть и имеет российский паспорт, но училась, живет и работает в городе на Днепре). Три из четырех золотых медалей отправились в Киев. Кстати, это свидетельствует о явной тенденции: в Киеве училась нынешняя прима Большого театра Светлана Захарова и блистательный солист Мариинки - Леонид Сарафанов, лауреат предыдущего конкурса. С кем дружим?По количественному составу конкурс оказался на редкость представительным - 139 исполнителей, да и по географии все складывалось, казалось бы, неплохо - 22 страны. Но подавляющее большинство (более трех четвертей) - Россия и бывшие союзные республики. Плюс страны Востока, где популярность балета растет с головокружительной скоростью. Приехали малочисленные "команды" из Венесуэлы, Бразилии, Филиппин и Македонии. В том, что на состязании не оказалось посланцев сильных западных школ - Франции, Англии, Дании, Италии, Германии (последняя была представлена учениками Баварской академии балета из Литвы и Украины), проще всего обвинить исторический облик самого конкурса. Он действительно на первых порах отдавал предпочтение советским танцовщикам (хотя и подготовлены были лауреаты прошлых лет - все стали мировыми звездами - отменно). Но дело, думается, не в этом. Надо сказать, что европейские театральные центры конкурсы особенно не жалуют. И это - осознанная позиция, не снобизм, не "политическая" причуда. Все существующие ныне мировые состязания в области балета похожи и по преимуществу становятся "азиатскими". Ситуация, с которой, хочешь не хочешь, надо мириться, и не стоит, думается, бросать камни в сторону организаторов московского конкурса. К тому же все, кто посетил конкурс, прекрасно и с пользой провели время: встретили друзей, поучаствовали в ежедневных встречах, организованных пресс-центром, а ученики и артисты посещали мастер-классы. В рамках конкурса работали фотовыставки, и зрителей от показа к показу меньше не становилось. Стоит отметить объективность жюри (конечно, всегда найдутся недовольные, да и я, будь хозяйкой положения, нашла бы свой путь в решении пасьянса наград, но коллеги, с которыми довелось обменяться впечатлениями, говорят, что наградами распорядились бы по-иному - многое зависит от личного вкуса!), в работе которого недозволительных симпатий и антипатий не наблюдалось. Стиль, репертуар и индивидуальностьОказалось, что проблемы, которые стали очевидными, в равной степени относятся и к ученикам, и к молодым артистам. Боюсь повторяться, но одни и те же пробелы характеризуют все конкурсы, которым в мире несть числа (в одной только Японии балетные конкурсы проводятся каждый месяц!). Жители Востока, не знающие усталости, а знающие - получилось или не получилось, осваивают трюки, отшлифованные до спортивного совершенства: быстрее, выше, сильнее! Удивительно, что по их стопам следуют и наши соотечественники - Марина Бурцева до неузнаваемости изменила вариацию Китри, а вариацию из па де труа "Лебединого озера" буквально нашпиговала дополнительными турами. Данный пример необъясним, потому что и без трюкачества было очевидно, что воспитанница Школы Геннадия Ледяха - одна из самых ярких индивидуальностей младшего состава. Далее - стиль. Московский конкурс, позиционирующий себя как конкурс классики, прежде всего отмечает родовые стилевые черты произведений классического репертуара. Род этот катастрофически быстро теряет породу и благородство, лукавые нюансы и своеобразные штрихи. Все это сбрасывается с корабля современности и заменяется трюками, переходящими из номера в номер. Страшно подумать, что явленные без разбора нововведения перекочуют (да и уже перекочевывают) в спектакли, абсолютно разрушая их эстетическую ценность. Пора присоединить свой скромный голос к призыву Валерии Уральской, главного редактора журнала "Балет" и руководителя конкурсного пресс-центра, без устали повторяющей тезис о необходимости фиксации конкурсного репертуара. Хочешь выступить на конкурсе - получи запись возможных вариаций (редакций может быть, естественно, несколько), выбирай на свой вкус и дерзай. Тогда не будет в хореографии Петипа тех виртуозных па, которых в его время попросту не существовало. Канонические тексты и жуткие пародии на них приписываются не только Мариусу Ивановичу, но и Горскому, и Вагановой, и Чабукиани, и даже Григоровичу, который должен как председатель жюри все это "бесстрастно" наблюдать. Наметились робкие сдвиги в выборе репертуара. Помимо широко известных танцев Китри и Базиля, Маши и Лизы, Жанны и Филиппа, Актеона и одалисок, некоторые участники ввели в конкурсный репертуар редко исполняемые вариации и дуэты ("Карнавал в Венеции", "Бабочка"), но все еще мало востребованы шедевры Аштона и Бурнонвиля. По-прежнему любима роковая Одиллия в отличие от нежной Одетты. Полная, как всегда, неразбериха с современным репертуаром. К примеру, "Тарантеллу" Баланчина исполняли и как классику, и как современный номер, что изначально ставило конкурсантов в неравные условия. Евгения Образцова из Мариинского театра как современные номера исполняла опусы Баланчина и Лавровского полувековой давности. Кстати, эта отличная "сильфидная" балерина оказалась одной из немногих, кому понятно такое понятие, как "танцевальность". Большинство же конкурсантов на сцене работали, трудились в поте лица. Думается, что за выбор репертуара, как и за стиль исполнения, должны отвечать педагоги (не пора ли рядом с именем ученика, хотя бы в юниорской команде, обозначать и имя педагога?). А их в родном Отечестве становится все меньше - многие хорошие русские учителя работают за границей, и не за горами время, когда постигать культуру русской классики соотечественники будут в иных странах. (Вот и Кристина Шевченко, рожденная в Одессе, а ныне живущая в США, сразила своим вкусом, выразительностью и нюансировкой поз.) Это при условии, если классический абсолют сохранит свою ценность. Если же дело пойдет так, как идет мировое конкурсное движение - вперед, к рекордам, то и индивидуальность окажется вскоре ненужной. И все-таки только недоброжелатели смогли не заметить, что на решение жюри влияла не только техника, но и наличие исполнительской индивидуальности. Ну а в том, что их выбор не богат - наша общая беда. Балетные гении рождаются все реже. Субъективный взглядКак сказала Констанц Вернон, руководитель Баварской академии балета, "для победы нужно не так уж и много: владеть балетной техникой, продемонстрировать музыкальность и проявить индивидуальность". Всего этого как раз и недоставало доброй сотне участников. Но индивидуальности все-таки были. С первого тура симпатии зрителей сразу и безоговорочно были отданы двум танцовщикам - 15-летнему ученику из Белоруссии Ивану Васильеву, знающему, что такое танцевальная свобода, и опытному киевскому премьеру Денису Матвиенко, в распоряжении которого феноменальный технический запас. Его партнерша Анастасия Матвиенко, красивая, хорошо обученная балерина, завоевала "золото". Собственно ничуть не хуже ее показались солистки Большого: балерины отточенной техники Екатерина Крысанова и Наталия Осипова, а также киевлянка Наталия Домрачева. Последняя, хоть и не лишена обаяния, но тяготеет к виртуозности. Как и ее соотечественники Ярослав Саленко, Виктор Ищук, Жерлин Ндуди и Андрей Писарев (вышедший в третий тур, но прервавший выступление из-за травмы). Вообще сочетание технического совершенства и броского артистизма кажется наиболее характерной чертой украинской школы, чей смелый и бодрый танец торжественно защищенный радостной манерой - на конкурсе лидировал и казался сочным днепровским пейзажем в солнечный полдень, победившим тишину украинской ночи. Не переборщили бы... Приятно выделялись на фоне атак бравурности и торжества техницизма балерина праздника Чинара Ализаде и легкая и милая Юргита Дронина (эта литовская девушка вместе с Жерлином Ндуди из Украины учатся сейчас в Мюнхене). Конкурсы давно уже принято называть "биржами", "аукционами", и артисты, заявившие о себе, могут не без выгоды устроить свою судьбу. Ивану Васильеву наверняка предложат продолжить учебу в одной из балетных столиц. Говорят, что чету Матвиенко собирается пригласить Большой театр. Он, конечно, сделает правильно, но Наталия Макарова, приехавшая из США, не оставляет надежды увидеть Дениса за океаном: "О таком танцовщике можно только мечтать. Такого явления в балете давным-давно не было". За ребят, конечно, радостно, а за Минск и Киев обидно. Конкурс в конкурсеТеоретики усматривают положительную роль конкурсов как катализатора развития современной хореографии. Нынешний "подконкурс" хореографов доказал, что практика от теории слишком далека. Уровень хореографов оказался столь низок, что представить себе это заранее было невозможно. Из 28 соискателей большинство оказалось артистами или педагогами - в состязании могут принимать участие все, кто причастен к тем или иным видам танца, все, в ком есть желание себя показать. Можно еще раз похвалить жюри - три обещанные премии не нашли своих адресатов, но у арбитров и иного выхода не было. Танцовщики перевоплощались в представителей флоры и фауны, вне музыки задирали ноги, неумело соблазняли партнеров и публику, совокуплялись и умирали. Были бизнес-дамы и режиссеры, ангелы и нечисть. Особая рутина - этюды на состояние: любовь, одиночество и даже катарсис. Большинство номеров претендовали на клиповые танцзаставки каких-нибудь "Аншлага" или "Кривого зеркала". Равно бедны и идейный посыл, и пластическая образность. Правда, по задумке поразил номер Владимира Чуприна "Кухарка и Петух". Гарная дивчина готовила обед, шинкуя капусту, и отменно пела (эту партию исполняла вокалистка), а ее слушателем становился самовлюбленный петух. Но вот незадача - его танец состоял из школьного набора движений экзерсиса. Не найдя лауреатов, жюри три поощрительных диплома все-таки присудило. Марина Кеслер из Эстонии хоть и не ново, но грамотно и культурно поставила миниатюру "Не отвергай меня" на музыку Жака Бреля и "Dance sacrale" на музыку Стравинского (лавры с хореографом вполне может разделить исполнительница - выразительная Мария Селецкая). С двумя остальными поощрениями жюри, на мой взгляд, погорячилось. Монолог Антона Вальдбауэра (Сыктывкар) в "6 секундах" предстал одним из тех мрачных соло, что "рассказывают" о душевных муках и одиночестве. И все-таки Вальдбауэр оказался несравнимо выше украинца Юрия Выскубенко, чьи "Царевна-лягушка" и "Поэт и муза" отсылали к эстетике времен Первого конкурса, хотя и тогда подобного рода иллюстрации выглядели не лучшим образом. В общем, конкурс хореографов состоялся, но совершенно зря. Средства, инвестированные в его проведение, пропали даром. P.S. В 1973 году первый канал телевидения транслировал - с комментариями Бориса Львова-Анохина - третий тур Московского балетного конкурса как события чрезвычайной важности в сфере отечественной культуры. Оно понятно - были "впереди планеты всей". Нынче - другое. Такое ощущение, что балетом нашим там, наверху, где - первые (телеканалы - в том числе), гордиться не хотят. Об этом, в частности, говорили участники совпавшей по времени с графиком конкурса Всероссийской конференции "Русский балетный театр XXI века: пути развития и модели существования". Народные артисты всея Руси, составившие гордость и славу Родине, сетовали на то, что государство практически отвернулось от того, чем когда-то по праву гордилось и чем по праву пока еще гордиться может. Но совсем немного - и коллапс (так говорили) неизбежен. Мальчиков, как "балалаечников", "гребут" в армию, спектакли не финансируют, поддержкой образования не занимаются, социальная защита артиста балета - на нуле. И все это - в тему. Также в рубрике:
|