Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 26 (7485) 7 - 13 июля 2005г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25    
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Театр

АНДРЕЙ ДЕННИКОВ: "Кукла способна гениально сыграть смерть"

Беседу вела Вера ЗВЕЗДОВА
Фото Ирины КАЛЕДИНОЙ


А.Денников

Двадцатисемилетнего режиссера и актера Андрея ДЕННИКОВА одни называют новым кукольным гением, другие обвиняют в измене великим традициям Сергея Образцова. Упрекают, что в спектаклях слишком много его самого и слишком мало кукол. Безусловно, Денников больше чем кукловод. Но и кукловод тоже. Мало кто умеет общаться с куклой так, как делает это он. Независимая премия "Триумф", лауреатом которой Андрей Денников стал в январе, весомое тому подтверждение.

    

- Андрей, после спектакля "Исповедь хулигана", где вы много пели на бис, в зале кто-то неодобрительно пробурчал: "Словно в филиале Большого театра". Что вы отвечаете на замечания подобного рода?

- Мне часто приходится слышать: "Что ты делаешь в театре кукол? У тебя драматические способности, шел бы в драматический театр. Или в музыкальный". Почему-то у многих возникает желание меня "ограничить". Да, я могу пойти в музыкальный театр, но тогда я не смогу быть ни драматическим, ни кукольным артистом. Точно так же я не могу уйти только в кукольный, то есть за ширму, - неинтересно это. Хочется, чтобы театр был Театром. Живым. Объединяющим в себе кукол, драматическое искусство, музыку, хореографию, литературу. Мы так долго говорили о необходимости создания синтетического театра, что пора уже его делать.

    

- В спектакле "Левша", который вы поставили в Театре сатиры, тоже пытались реализовать идею синтетического представления?

- Да, артисты там поют с живым оркестром, танцуют, играют с куклами - и, по-моему, делают это здорово. Жанр я определил как "музыкальный балаган". Сценографию и костюмы выполнила Анна Львова, с которой мы работаем в кукольных спектаклях (она оформляла "Кармен", "Риголетто", "Волшебную флейту"). У нас с ней разделение: я - художник по куклам, а она - по декорациям и костюмам. В оформлении "Левши" использованы мотивы русских ремесел: и дымковская игрушка, и городецкая роспись, и гжельские промыслы - все-все-все, как на ярмарке. Ведь Левша - мастер, а сколько у нас на Руси мастеров и мастерства! Исконного, от земли, что называется. Мне кажется, получилось очень празднично и красиво. Пусть иностранцы приходят на спектакль - и завидуют.

    

- Один известный театровед, человек, чрезвычайно скупой на похвалу, признался, что потрясен тем, как вы общаетесь с куклой. Я разделяю его мнение, это действительно впечатляет. Но ведь кукла - не живой человек, а всего лишь создание фантазии кукловода. Как же вам удается полноценный диалог?

- Наверное, все идет из детства. Сколько себя помню, во мне всегда кипела страсть организовать вокруг себя театр. Но так как я был маленький, мне казалось, что театр должен быть кукольный. Вдохновившись телевизионным выступлением Сергея Владимировича Образцова, я сшил много-много кукол без какого бы то ни было управления - ни планшетного, ни тростевого. Просто кукол. Короля, королеву, их министров - целый двор. И для меня они были маленьким монотеатром. Я повторял с ними ситуации из кино, чаще из исторических фильмов. Пытался подражать тому, что видел, но и придумывал что-то свое, по мотивам Дюма. И куклы для меня были живые, понимаете?

Позже, когда учился на историко-филологическом факультете, создал театрик на улице Петровские линии. Поначалу там все было традиционно, но постепенно я стал делать спектакли, в которых актеры вдруг выходили из-за ширмы. Потом появилась мысль сделать актера полноценным партнером куклы. Но отношение к кукле как к живому существу осталось. При этом я понимаю, что она не живое существо, и там, где необходимо, подчеркиваю это в спектакле - вот тут кукла мертвая, она не участвует в процессе, тут только человек. А тут человек ничего не может сделать, но кукла работает так, что никакой актер с ней не сравнится.

    

- Чьи же возможности больше: актера или куклы?

- Кукла, которую умело роняет кукловод, способна гениально сыграть, например, смерть. Гораздо лучше, чем живой артист, который падает и дышит исподтишка.

Все знают, что Моцарт, играющий на фортепиано, - это театральная условность. И когда я смотрю, как Смоктуновский садится за фортепиано, я понимаю, что это условность. Другой вопрос, принимаю я ее или нет. Мое четкое убеждение: живой актер должен сыграть сам. Хотя бы чуть-чуть. Мне кажется, в этом и есть театр. В моем спектакле "Маленькие трагедии" Моцарт-кукла садится за куб с предполагаемой клавиатурой. Клавиатуры никакой нет. И кукла, кажется, не может играть. Но когда звучит фонограмма и я управляю куклой, создается иллюзия, что она играет на том, что в принципе никаких звуков извлекать не может. Да, кукла не живое существо, да, это пустой куб, покрытый черным бархатом, но в этой ситуации рождается что-то необычайное. Живой актер не справился бы.

Конечно, важно, как кукла играет на фортепиано. Я знаю инструмент. И знаю, где какие ноты находятся. И, естественно, изучил клавир, так что мой Моцарт играет двумя руками, а не одной рукой долбит. Один деятель нашего театра, не буду говорить кто, спросил: "Как он играет, там ведь у каждой руки своя партия? Какая-то механика есть?" Я честно ответил: "Механики нет". - "О, так просто! А я-то думал..." На самом деле это как раз самое сложное. Механика все равно делает куклу роботом. Ну, вот у нее рот открывается. Забавно? Может быть. Но у меня - отторжение.

Замечательные художники Симонович-Ефимовы, которые первыми в Москве внедрили тростевую куклу, говорили: "В кукле не должно быть никакой механики, потому что кукла - это ожившая скульптура". И только от актера зависит, появится у нее мимика или не появится.

    

- "Триумф" - премия особенная. Она присуждается людьми, чей вклад в искусство общепризнан. Для вас было важно ее получить?

- Честно говоря, я рад за маму и бабушку. Для них это важнее, чем для меня. Хотя для меня тоже важно. Когда много работаешь, конечно, хочется, чтобы было признание. Наверное, это какая-то детская природа творческого человека. Когда ребенку дарят игрушку - это значит, что он хорошо себя вел. И у него появляется стимул так же хорошо вести себя дальше. Врут те, которые говорят:

"А-а, мне все равно, есть у меня награда или нет!" Это всегда приятно. Но и ответственно. Чем больше подобных признаний, тем сложнее работать в искусстве. Нужно всякий раз оправдывать свое звание. На следующий день после вручения премии "Триумф" у меня был спектакль. И когда я вышел на сцену, то волновался больше, чем до премии.

    

- Что заставляет вас браться за тот или иной сюжет?

- Глобальность темы. Все спектакли, которые я делаю, неслучайны. Не потому, что "ой, а почему бы мне это не поставить" - нет, так я не могу.

    

- И от чего зависит выбор именно этой конкретной темы именно в данный отрезок времени?

- Наверное, от состояния души. От моей внутренней готовности к материалу. Например, "Маленькие трагедии" Пушкина в первый раз я сыграл очень давно, еще в пятом классе. С тех пор они все время шли со мной рядом, и когда вдруг встал вопрос, с каким материалом выйти из-за ширмы, я вышел с материалом Пушкина. Пришло его время. Этот спектакль я посвятил памяти моего замечательного учителя - народного артиста России Иоакима Георгиевича Шароева.

В "Маленьких трагедиях" самая важная трагедия для меня - "Моцарт и Сальери". Через ее призму я решаю весь спектакль. Перебивками между сюжетами идут отрывки из оперы "Дон Жуан", поскольку Пушкин же написал о Сальери: "Завистник, который мог освистать "Дон Жуана", мог отравить его творца".

В "Молодости Людовика XIV" меня волновала проблема превращения мальчика в мужчину, в монарха. Спектакль "Тиль" о том, что каждый вправе сам решать, кто он - католик или протестант. Поскольку я человек православный, мне было легче разбирать это как некую объективную данность со стороны. В "Кармен" зацепила тема свободы. Всегда говорили, что Кармен свободна. По-моему, это не так. Она дико подчиненное существо. Року, страсти, темной силе - как угодно называйте Черного тореадора, которого я играю. Но она только кукла в его руках. Хозе больше свободен - и вот это страшно.

    

- Существует тема, которая будет волновать вас всю жизнь?

- Да. Тема ангела на земле. Время от времени Бог посылает на землю ангелов, но мы часто этого не видим. Или не понимаем. А когда понимаем, то убиваем их. В моем спектакле Моцарт приходит на землю для того, чтобы Сальери его отравил. Пушкин устами Сальери так и говорит: "Как некий херувим, он несколько занес нам песен райских, чтоб, возмутив бескрылое желанье в нас, чадах праха, после улететь! Так улетай же! чем скорей, тем лучше". Для меня эта тема очень важна.

Также в рубрике:

ТЕАТР

ПРЕМИЯ

ЗАМЕТКИ НЕТЕАТРАЛА

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;