Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 26 (7485) 7 - 13 июля 2005г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25 №26 №27-28
№29-30 №31 №32
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Музыка

Лавры для Лавровского

Вечер в честь 100-летия хореографа

Елена ФЕДОРЕНКО
Фото Дамира ЮСУПОВА


"Вальпургиева ночь"

В Большом театре состоялся концерт, посвященный столетию со дня рождения Леонида Лавровского - хореографа, с чьим именем связана целая эпоха в балетном искусстве. Вечер, поименованный как "Лавровский-гала", хотя его течение и было весьма размеренным, публика встретила восторженно. В определенном смысле происшедшее стоит назвать театральной сенсацией, ибо у авторов вечера получилось доказать, что "драмбалет" (а имя Лавровского ассоциируется с его рассветом, зенитом славы и закатом) зря трактуется как направление, ставшее заложником прямолинейной театральной действенности с ее обстоятельной подробностью, направление, которое принесло в жертву созерцательную чистоту танца. В ясной хореографии Лавровского - и время подтвердило это - оказалось немало наивной лирики, виртуозной ловкости и увлекательной свежести.

С.Лунькина - Джульетта

Леонид Лавровский, выпускник ленинградской балетной школы, поставил свой первый хореографический опус в 1927 году - танец на музыку "Грустного вальса" Сибелиуса. Лавровский вошел в яркую плеяду хореографов - сам он, Вайнонен, Захаров, Баланчивадзе, Гусев, Чабукиани, Якобсон были почти ровесниками. Все подвергли сомнениям признанные авторитеты, и многие из них, пожертвовав исполнительской карьерой, начали ставить очень рано. Леонид Лавровский не был яростным полемистом и бунтарем, его наследие (частично представленное на вечере) складывается в автобиографию, "читая" которую раскрываешь личность художника тонкого, искреннего и многогранного. Он видел мир широко и был человеком высокой культуры, культуры общения в том числе. Не потому ли годы, когда Леонид Михайлович руководил Большим театром, сложились в два самых спокойных десятилетия в непростой истории театра. А до Большого были постановки в родном Ленинграде: с воспитанниками вагановской школы, артистами Малого оперного, и, главное, уже был поставлен балет "Ромео и Джульетта" на сцене Кировского театра, труппу которого Леонид Михайлович возглавлял в довоенные годы. Собственно, этого прокофьевского шедевра с грандиозными хореографическими метафорами (мерная ритуальность Средневековья, карнавальный дух Возрождения, соединение сонетной ясности чувств и масштабности шекспировских хроник) было вполне достаточно, чтобы войти в историю. Полетный бег Джульетты - Галины Улановой через пространство, в котором поселилось горе, лукавый танец-улыбка Меркуцио - Сергея Кореня, воспринимавшего жизнь как нечаянную радость, - все это можно увидеть в одноименном фильме-балете, снятом самим Лавровским и названным режиссером Франко Дзеффирелли образцовым. В создании балетных киноверсий хореограф оказался первопроходцем, как и во многом другом. Например, поставил балет "Ночной город" - о судьбе одинокой девушки - на музыку Б.Бартока "Чудесный мандарин". Спектакль принято относить к неудачам, но в нем было явлено то, что после стали называть "современной темой" в балете. А напротив, в весьма успешном балете "Паганини", прозрачном и трагическом одновременно, на музыку Сергея Рахманинова хореограф открыл тему "Поэт и Муза", растиражированную его эпигонами.

Отношение Лавровского к классическому наследию, формы и каноны которого он не разрушал, но прилежно подгонял к дню сегодняшнему, превращая раритетные ископаемые в живые спектакли (самый яркий тому пример - балет "Жизель"), определило судьбу традиций, ибо реставраторы хореографии получили пример точного интонирования образцов. С именем Лавровского связан и первый международный триумф российского балета в Лондоне в 1956 году. Знавший славу и признание, Лавровский никогда не упивался собственными рефлексиями, всю жизнь, изо дня в день, делал дело и как заклинание произносил слова: "Театру это надо!" Наследию хореографа нет места в нынешнем репертуаре, и неизвестно, состоялся бы юбилейный вечер, если бы не энергия его сына - Михаила Лавровского, балетмейстера-репетитора Большого театра, а теперь и худрука Музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко. Это он организовал коллег на художественный прорыв. Были возобновлены фрагменты из балетов Леонида Лавровского: значительная часть первого акта "Ромео и Джульетты", танцевальная сцена "Вальпургиева ночь" из "Фауста" Гуно и адажио из балета "Паганини". К работе подключилась и балетная школа - Марина Леонова и Николай Цискаридзе вспомнили первую часть "Классической симфонии" Сергея Прокофьева - одного из многочисленных произведений, которые поставил Лавровский для воспитанников столичного училища.

Танцевали старшеклассники, солировали выпускница Московской академии хореографии Анна Тихомирова и Владислав Лантратов, сумевший к старательности школьного кордебалета и каллиграфической точности партнерши добавить редкую вдумчивость и понимание стиля. Свою версию прочтения лирического дуэта из "Паганини" представили Елена Андриенко и Юрий Клевцов, к сожалению, не поднявшись до исповедального уровня спектакля, поставленного художником о самом себе и о своих творческих муках.

В большом фрагменте "Ромео и Джульетты" возникла игра двумя реальностями - на сцене жили отголоски того памятного и запечатленного на пленке спектакля и его сегодняшнее восприятие. Возникли тревожная разъединенность и даже невозможность единения между той масштабной ансамблевостью и торжеством актерского братства и нынешним вялым повторением этих ансамблей со знакомым до оскомины желанием сделать (станцевать) свое, не задумываясь об "общем" и "едином". Два типа театра, два способа жизни. Пышные одежды и режиссерский каркас спасли "Ромео и Джульетту" от пережитого стыда на торжестве "Бенуа де ля данс" за "Танцы Красной армии" из балета "Болт" и беспросветного отчаяния и вдруг всплывшей вековой рутины "Теней" в последней "Баядерке" ГАБТа на открытии X балетного конкурса.

Примирила театральные пространства Джульетта Светланы Лунькиной - танцовщицы, владеющей пронзительностью "первого прикосновения". Наблюдать за ее живым и тонким взаимодействием с достойным ее таланта партнером Сергеем Филиным - Ромео - удовольствие из ряда подзабытых впечатлений. Для остальных исполнителей стиль оказался нешуточной и нерешаемой проблемой.

И "Ромео и Джульетта", и "Вальпургиева ночь" прозвучали невнятно, словно замыслил художник мир для великанов, а распорядиться им решили лилипуты. Приверженец классики, Лавровский придумал в "Вальпургиевой ночи" столь сложные акробатические движения, что повторить их с ловкостью, задором и азартом не удалось никому из артистов, прокувыркавших виртуозные построения и радующихся, что не упали и все-таки дерзкую хореографию выполнили. Летал и, провоцируя, звал в полет партнеров, а не отбывал танцевальную повинность только неугомонный Морихиро Ивата. Вечер дополнили одноактный балет Михаила Лавровского "Нижинский" на музыку симфонической поэмы Рахманинова, а также уникальные кадры кинохроники, получившие бурные аплодисменты зала.

Также в рубрике:

МУЗЫКА

ПЕРВОЕ ВПЕЧАТЛЕНИЕ

ЗАПИСИ

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;