Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 26 (7485) 7 - 13 июля 2005г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25    
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Палитра

ГЕЛИЙ КОРЖЕВ: "Чиновники меня никогда не любили..."

Беседу вел Евграф КОНЧИН


Г.Коржев

Народному художнику СССР, действительному члену Российской академии художеств Гелию Михайловичу КОРЖЕВУ - 80 лет. Родился он в Москве, в семье архитектора. В 1944 году окончил Московскую среднюю художественную школу, в 1950-м - Суриковский институт. В 1954 году на молодежной выставке представил картину "В дни войны". Она имела большой успех и ознаменовала появление нового яркого, мощного таланта, одного из самых значительных и самобытных в отечественной живописи второй половины ХХ века.

    

- Эта картина как бы определила основное направление вашего творчества, посвященное годам войны, определила ваш "суровый стиль"...

- Да, война стала для меня главной темой. Наше поколение, его юность и зрелость связаны с войной. Это отразилось на всей нашей жизни и не могло не сказаться на творчестве.

    

- Начало вашей работы пришлось на 60-е годы. Относите ли вы себя к шестидесятникам?

- Наверное. Но все они были очень разными. Некоторые вкладывали в это понятие определенный идеологический смысл. Не знаю, верно ли это. Мои же картины были отражением следствий войны, а не каких-то идейных позиций. Вообще я отношусь скептически к самому наименованию "шестидесятники". Точнее было бы назвать художников "детьми войны". Отсюда и наша суровость. Конечно, 60-е годы диктовали и свои требования - мы уже не могли делать "соцреализм с аплодисментами". Для нас правда жизни стала важнее, чем какие-либо официальные догмы.

    

- В "суровом стиле" написана даже лирическая картина "Влюбленные", одна из самых значительных и замечательных у вас...

- Но и в ней есть отзвук войны. Картина шла очень мучительно. Мне представлялась сцена: берег моря, две фигуры, мотоцикл. Это как-то увиделось сразу, но кто эти люди, какая их биография - я не знал, и композиция не завязывалась. Случайно я разговорился с одним, уже немолодым человеком, который был скромным лаборантом в одном институте. Он рассказал о себе, о своей жизни: мальчишкой ушел на Гражданскую войну, потом организовывал колхозы. Когда началась Отечественная война, ушел добровольцем в ополчение, был ранен. И вот жизнь этого человека, так тесно переплетенная с жизнью Родины, показалась мне значительной и интересной. Я понял, что такого человека я люблю, он мне близок и дорог. И как только начали складываться черты моего героя, картина ожила, у нее появились содержание, смысл...

    

- Каждая ваша картина становилась событием художественной и общественной жизни. Ее обсуждали, о ней спорили. Она могла нравиться или не нравиться, но равнодушным она не оставляла никого. Какую из них вы сами считаете наиболее важной для себя?

- Мне трудно ответить на ваш вопрос. Есть, разумеется, личные пристрастия к той или иной картине. Мне дорога серия "Опаленные огнем войны", исполненная во второй половине 60-х годов. Она состоит из пяти картин - "Следы войны", "Проводы", "Заслон", "Мать", "Старые раны". Интересным мне кажется триптих "Коммунисты". Особенно "Интернационал".

    

- В 80-е годы, я помню, большое впечатление произвела картина "Мутанты". Она казалась чужой для вашего творчества, непонятной...

- Действительно, она была странной для меня и мне несвойственной. Но над ней я работал долго - семь лет. Позже она стала началом большой серии, состоящей из 40 холстов. Правда, некоторые из них я исполнил уже в ином, юмористическом стиле. Что я хотел выразить "Мутантами"? Трудно сказать. Они понимаются по-разному. Может быть, это было предчувствием грядущих перемен, того, что затем произошло у нас. Так или иначе, это получилось у меня совершенно непреднамеренно, я ничего конкретного не имел в виду.

Вообще я думаю, что изобразительное искусство не должно заниматься злободневной публицистикой.

    

- После некоторого, как мне кажется, перерыва вы стали работать интенсивно...

- Сделал большую серию картин, посвященную Дон Кихоту. Задумал ее еще в годы учебы в институте. Теперь получилось 15 картин. Эта тема далеко не новая в искусстве. В русской литературе отношение к Дон Кихоту особое: у Пушкина, Достоевского; большая, серьезная работа была у Тургенева. Русская интеллигенция никогда не относилась к Дон Кихоту как к сумасшедшему, она воспринимала его вполне серьезно. Вот таким вижу своего героя.

А еще мой Дон Кихот близок мне и дорог тем, что его прообразом стал мой отец Михаил Петрович. Он был худой, высокого роста. И по своему характеру также напоминал легендарного персонажа Сервантеса. Поэтому я люблю своего Дон Кихота. Думаю, что с годами он становится для нас все современнее, понятнее, ближе. Особенно в наше меркантильное время. Следовало бы почаще о нем вспоминать.

Отцу я посвятил еще картину "Одиночество". Он, будучи уже в весьма преклонном возрасте, доживал свои дни один, жил в небольшой комнатушке. Вообще тему одиночества я хочу представить в отдельную серию. Каким-то толчком к ней стал средневековый и в свое время довольно распространенный сюжет "Танец смерти". Смысл его заключался в том, что смерть уравнивает всех - и князей, сиятельных властелинов, богатых людей и простолюдинов, бедняков. Очевидно, эту серию я построю по-иному, много шире, современнее. Но что получится - пока не знаю.

    

- Вы очень заметно были представлены на недавней Всероссийской выставке, посвященной 60-летию Великой Победы и состоявшейся в Центральном доме художника. Вы показали большие жанровые картины, что стало редкостью на сегодняшних выставках, обычно наполненных небольшими, в основном пейзажными холстами.

- Одна из картин - трехметровый "Мечтатель". Подобный сюжет у меня уже был. Другая - "Заложники войны", размером 3 на 4 метра. В ней я продолжил тему "Заслона", исполненную еще в 1967 году. Сюжет ее - из Великой Отечественной войны: немцы поставили на бруствер своих окопов мирных и беззащитных советских людей, чтобы ими защититься от наступления наших войск. Но теперь на полотне - 39 фигур, а в "Заслоне" было лишь две. Над новой картиной я работал три года. Писалось очень трудно. Быть может, еще потому, что в тесной мастерской не было необходимого отхода от картины, поэтому во время работы я не мог воспринять ее целиком. Ее недостатки заметил только на выставке. Вероятно, над картиной придется еще подумать.

    

- А еще над чем работаете?

- Задумал большую серию "Невостребованные люди". Они не нужны нашему сегодняшнему обществу и пребывают как бы в тени. Это не те "публичные" деятели, которые лезут к нам из телевизора. Но это люди добрые, порядочные, глубокие. Именно на них я возлагаю свои надежды.

    

- Из показанных вами в мастерской новых картин большое и, я сказал бы, оптимистическое впечатление оставила великолепная обнаженная...

- Я назвал картину "Квартирантка". Изображена молодая, сильная, красивая девушка. Время - тридцатые годы, она приехала из деревни в Москву на стройку. Сняла угол в какой-то комнатенке. Пришла с работы, отдыхает. Вот ее нехитрый скарб - примус, медный чайник, тазик. Я использовал в построении картины натюрмортный принцип, без далекого пространства. Люблю писать натюрморты. По своему художественному восприятию я скорее натюрмортист.

Мне картина нравится. Когда у меня плохое настроение, достаю этот холст. И помогает.

    

- У вас в мастерской находится много невостребованных картин...

- Музеи сейчас не покупают - нет денег. В музеях моих картин немного. В Третьяковской галерее, по-моему, четыре. Одна находится в ее постоянной экспозиции "ХХ век". Несколько моих работ - в Русском музее. Но они, к сожалению, не выставляются. Лет двадцать у меня вообще ничего не покупали. К моему творчеству проявляют гораздо больший интерес за границей, чем в нашей стране. Но так работают, наверное, все художники. Нас не должно это интересовать. История все расставит на свои места, если художник того стоит. Поэтому сегодняшняя невостребованность меня не тревожит.

    

- Каково, на ваш взгляд, современное состояние нашего изобразительного искусства?

- Границы его настолько широко раздвинулись, что многое, строго говоря, не имеет к нему никакого отношения. А те из молодых художников, которые работают в реалистической манере, находятся на положении изгоев. Они не пользуются никакой поддержкой со стороны официальных властей. В таких условиях, конечно, развиваться трудно.

Недавно один высокопоставленный чиновник из Министерства культуры, выступая по телевидению, заявил: жизнеподобие - это достояние девятнадцатого века, сейчас все это устарело. Вероятно, он имел в виду реализм. Тем самым чиновник выразил официальную точку зрения на развитие изобразительного искусства. Не возвращаются ли те времена, когда чиновники определяли развитие искусства? Но все это мы уже проходили.

    

- Вас чиновники от искусства никогда не любили, даже в прежние времена...

- Не любили. Мне почти не давали государственных заказов. Да я и сам не стремился их получать. Заказ всегда мешает работе, связывает ее какими-то рамками, ограничивает свободу творческих поисков.

Также в рубрике:

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;