Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 33 (7492) 25 - 31 августа 2005г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
Телевизионный смотрительЧто день грядущий нам готовит?"Убить палача. Дело Эйхмана" на "России" ПРЕМЬЕРАМаксим ГУРЕЕВ Нельзя сказать, чтобы память о Холокосте была составной частью общенациональной памяти периода новейшей российской истории. Да, было уничтожение евреев только за то, что они евреи. Да, были печи Треблинки, Освенцима, Дахау. Но происходил весь этот апокалиптический ужас в Европе, в Германии в частности, а не у нас. В том смысле, что пусть они там и помнят... Хотя с другой стороны, чего тут желать, если до сих пор большевистский террор в СССР принято считать "объективным требованием времени", а борьбу с "безродными космополитами" - "временной мерой" в условиях усиления мирового антисоветизма. И тут на ум сразу же приходят знаменитые слова Петра Яковлевича Чаадаева о нашей удивительной "безбытности", иначе говоря, забывчивости и беспамятстве, тех самых, которые отличают совсем маленьких детей или страдающих склерозом стариков, что беспечно запоминают только яркие игрушки да веселые события, хотя бы и парады физкультурников на Красной площади. Почему получается именно так, сказать можно. Дело в том, что памятование о страстях, собственных заблуждениях и трагических ошибках всегда требует значительной умственной и эмоциональной работы, а также обусловливает определенный нравственный и интеллектуальный уровень как отдельно взятого гражданина, так и всего общества в целом, в котором он (гражданин) существует. Меж тем у нас, как известно, все по-другому. Мы по-прежнему с настойчивостью, достойной, честно говоря, лучшего применения, пытаемся доказать, что у нас самая великая история, самые быстрые самолеты, самые лучшие танки и, наконец, что мы правильней всех веруем в Бога. С таким "багажом", соответственно, трудно при движении вперед не наступать в который раз на одни и те же грабли, и чугунные лбы тут являются совсем неплохим подспорьем... И вот на этом пафосно-духоподъемном фоне отрезвляющее действие возымел показ на телеканале "Россия" документального фильма "Убить палача. Дело Эйхмана" (режиссер - Р.Ширман). Карл Эйхман - один из теоретиков и практиков высшего руководства СС по так называемому "еврейскому вопросу", а именно по его "окончательному решению". Непосредственный участник уничтожения шести миллионов евреев Восточной Европы. После завершения Второй мировой войны бежал в Аргентину, откуда в 1960 году был вывезен израильскими спецслужбами, предан суду и в 1962 году казнен. Казалось бы, история, всем давно и хорошо известная, однако создателям картины удалось рассказать ее по-новому, поставив во главу своего повествования не столько описание безукоризненной работы израильских службистов-профессионалов, сколько нравственную и, если угодно, мистическую составляющую той легендарной операции. Итак, ни для кого не секрет, что государство Израиль, созданное в 1947 году, позиционирует себя как моноконфессиональный социум, призванный сохранить верность библейской традиции во всем - в быту, во внешне- и внутриполитической жизни, в экономике, образовании, науке, культуре. Соответственно деятельность всех без исключения израильских госструктур не в последнюю очередь подчинена соблюдению Завета во всех его проявлениях. Особенно велика роль иудаизма, как ни странно, в работе силовых структур и спецслужб, для которых знаменитое библейское "око за око" является глубоко осмысленным мистическим постулатом. Именно с этой необычной для зрителя точки зрения и была рассмотрена операция по нахождению и поимке эсэсовца Карла Эйхмана, ставшего не только врагом всего мирового еврейства, не только кровавым палачом и изувером, но и врагом многовековой духовной традиции, которую он (как, впрочем, и все руководство Третьего рейха) решил прервать, тем самым дерзновенно восстав против самого Создателя. В этом смысле вообще представляется интересным анализ именно языческой, богоборческой и оккультной природы нацизма (большевизма), для которой иудео-христианская традиция закономерно является в высшей степени враждебной и подлежащей уничтожению. Логическим продолжением этой харизматической оппозиции становятся, в частности, психические патологии большинства тоталитарных вождей, возомнивших себя сверхчеловеками и уверовавших в собственную избранность. Создатели фильма "Убить палача" без излишней патетики и претензии на сенсационность раскрывают все детали и подробности "дела Эйхмана". Причем решающую роль в этом играют участники тех событий, которых удалось найти спустя почти сорок лет. На экране мы видим уже совсем пожилых людей, некогда составлявших элиту израильских спецслужб. Но, что оказывается самым удивительным, в их воспоминаниях нет ни капли озлобленности, а в поведении ни капли позерства. Просто они, говоря словами поэта, "исполнили долг, завещанный от Бога", ощущая себя лишь инструментами в Его всемогущих руках. При этом, что кажется весьма показательным, Карл Эйхман не был "ликвидирован" на месте его нахождения, а именно в Аргентине, но был переправлен в Израиль и предан суду! В фильме показаны потрясающие по своему эмоциональному накалу хроникальные кадры этого процесса, на котором свидетели обвинения падали в обморок при даче показаний, вновь и вновь переживая чудовищные эпизоды своего недавнего лагерного прошлого. В итоге процесс над Карлом Эйхманом стал для всего израильского общества уроком той самой памяти о миллионах невинно убиенных, почитания тех, кому удалось пережить все ужасы нацистского плена, и в конечном итоге уважения к своим согражданам. Примером тому стала эвакуация жителей еврейских поселений из Сектора Газа, когда в течение недели израильская армия проявляла непостижимые для нас чудеса корректности и долготерпения при решении самых острых и непростых проблем с гражданским населением. При этом важно заметить, что именно мистическая составляющая Холокоста как своего рода иудейского апокалипсиса делает поиск и поимку военных преступников периода Второй мировой войны не просто фактом неусыпной деятельности израильских силовых структур, не просто актом справедливого возмездия, но и чем-то большим. Может быть, единственной возможностью осмысления праведного и неправедного, божественного и дьявольского, реальным способом соотнесения личных переживаний и общенациональной трагедии. Спора нет, такой урок страшен и тяжел, но лишь осмыслив его, общество может именовать себя здоровым и жизнеспособным. В противном же случае вранье, замалчивание, лживая забота о нравственном покое сограждан приводят к совершенно непредсказуемым результатам, когда совершенно непонятно, что "день грядущий нам готовит". Также в рубрике:
|