Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 33 (7492) 25 - 31 августа 2005г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
Одна неделяВся история жанра за 16 часовФестиваль джаза в саду "Эрмитаж" Аркадий ПЕТРОВ
Фестиваль в саду "Эрмитаж" становится мероприятием известным. Желающих принять в нем участие с каждым годом все больше и в России, и за рубежом. Организаторы умудрились втиснуть в этом году в три фестивальных дня 13 коллективов разного формата и стиля - от трио до биг-бендов и от диксиленда до бибопа и до этноджаза. Не было, пожалуй, лишь какой-то особо острой, колючей музыки, "левых" экспериментов. У фестиваля-2005 концепции две. Первая: показать возможности смешанных составов. Примерно половина выступавших коллективов оказалась сборными группами: российские музыканты и американцы, россияне и немцы, россияне и французы, голландцы, турки. И второе: продемонстрировать исторические стили джаза - новоорлеанский диксиленд, свинг, бибоп, ладовый джаз, этно, фьюжн, фанк. Тон фестивалю задали открывшие его пятеро ребят из Челябинска - "Уральский диксиленд", возглавляемый трубачом Игорем Бурко. Играли, не всегда точно интонируя, с мелкими техническими огрехами, порой не столько в "традиционной" манере 20-х годов, сколько в свинговой 30-х, но зато ярко, празднично, с яростным драйвом.
Вторым прекрасным ансамблем первого дня с уверенностью называю грузинское трио "Шин" ("Дорога домой"). Гитарист Заза Маминашвили, басист Зураб Гагнидзе и исполнитель на перкуссии Мамука Гагинадзе вот уже 11 лет живут и работают в Германии. Быть может, музыку их можно отнести к джазу с некоторой натяжкой: это скорее искусно вытканные восточные звуковые ковры, модное нынче этно. Прелестные народные наигрыши, звонкие стрекотания соло-гитары, "слэповые щелчки" баса, мелкая россыпь барабанчиков. Еще одна звезда первого дня - группа трубача Валерия Пономарева. Прожив в Штатах двадцать лет, Валерий в течение некоторого времени был музыкантом знаменитой хардбоповой группы "Jazz Messengers" барабанщика Арта Блейки. В эрмитажных концертах он продемонстрировал обновленную копию "Messengers" под названием "Посланцы джаза", пригласил в нее своих московских друзей - пианиста Ивана Фармаковского, басиста Сергея Хутаса, ударника Эдуарда Зизака, тенориста Дмитрия Мосьпана. Второй фестивальный день открыли "молодые львы" - "Академик-бенд" Института имени Гнесиных под руководством Анатолия Кролла. Свое эрмитажное выступление Кролл начал с темы Херби Хенкока "Dolphin Dance": идеально сыгранный квинтет саксофонов, солировал молодой альтист Андрей Красильников. Новый оркестр Кролла - сборная солистов, здесь будто бы нет "вторых" партий, все музыканты - прекрасные импровизаторы, все "первые".
Талантливые дети маэстро Игоря Бриля - тенорист Александр и виртуоз на сопрано Дмитрий - выступили под этикеткой "The Bril Brothers", пригласив в свою компанию басиста Антона Ревнюка, перкуссиониста Илью Покровского, флейтистку Карину Инину и заменившего на этот раз Бриля-старшего турецкого пианиста Кента Мете. Исполнялись композиции, написанные представителями всех поколений семейства Брилей. С несомненным успехом выступил квартет кларнетиста/тенориста Валерия Киселева. В последние годы Валерий специализируется на исполнении старого свинга. Поочередно "меняя маски", он выступает то как бы в роли Бенни Гудмэна, то исполняет репертуар великого тенориста Колмана Хокинса или певучего лидера оркестра Дюка Эллингтона Джонни Ходжеса. В эрмитажной программе Киселев повторил номера из своих недавних программ. Группа электроскрипача Феликса Лахути показала горячую "восточную" программу - китчевую смесь индийских, арабских, турецких ритмов и тембров с интонациями джаз-рока, фьюжна, эйсида, блюза. Все это было замешано на смешном, хотя и вполне наивном шоуменстве самого Лахути, который извлекал из своего инструмента скрипучие, хрипящие или даже завывающие звуки, а после одной из пауз явился на эстраду в огненно-рыжем парике. День третий в "Эрмитаже" - это чудесная группа "Newtone" пианиста Алексея Подымкина: изысканное современное звучание, полиритмия, изобретательная фактура. Это "Экзотик-бенд" саксофониста Олега Киреева, оказавшийся одним из украшений фестиваля. Киреев также представил свое понимание Востока: читал стихи, медитировал, пел гортанным "тибетским" голосом. И это, конечно же, московский аккордеонист Владимир Данилин. Ведь что такое вообще аккордеон в джазе, какова его эмоциональная сфера? Наверное, прежде всего, лирика: этот инструмент умеет петь так задушевно, что, кажется, просто душу переворачивает! Но есть у него и иная стихия: виртуозность, стремительность, фейерверки пассажей. Словом, блеск и слезы! Все это продемонстрировал своей игрой Данилин. Последним номером в каждом из фестивальных концертов играли американские музыканты. Первый вечер завершал тенорист Дон Брайден (неплохой хардбоп). Второй - очаровательная темнокожая вокалистка Синтия Скотт (горячий вокал в стиле Сары Воан/Эллы Фицджеральд). Последний концерт - альт-саксофонист Джеймс Сполдинг (классический образец виртуозного постпаркеровского бибопа). Все трое внесли свою лепту в задуманную мозаику истории джаза, продемонстрировав средний уровень нынешнего американского мейнстрима. В этом среднем уровне американские музыканты выглядели на твердую четверку, не дотянув до лучших из "наших". Могли ли мы мечтать о таком еще лет десять назад? Также в рубрике:
|