Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 33 (7492) 25 - 31 августа 2005г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25 №26 №27-28
№29-30 №31 №32
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Первая полоса

Слова и музыка Петра Тодоровского

Режиссеру исполняется 80 лет

Анастасия МАШКОВА
Фото Ирины КАЛЕДИНОЙ


П.Тодоровский

К творчеству Петра Ефимовича Тодоровского мы преисполнены особой любви: как совместить это придыхание и восхищение с совсем не пафосной нежностью, которую испытываем к его героям, к нему самому? Это его особый секрет, его фокус. Тайну его ноу-хау раскрыть, казалось бы, так просто! Он ведь знает о кино действительно все. Надо жить в кинематографе так, как он, Петр Ефимович, добиваясь впечатляющих побед в любой профессии, за которую берешься. И хотелось бы, конечно, назидательно сказать "нынешним": а вот берите пример с действующего классика, работайте над собой, развивайтесь.... Но как просто и легко рассказывает он в недавнем интервью "Культуре", как рос в многочисленных профессиях, им освоенных. О том, как стал режиссером: "Не я стал, меня стали". О том, как начал писать музыку: "И в музыке я абсолютный дилетант и самоучка". Эх, всем бы так заниматься самообразованием! О своих вгиковских годах будущий оператор классических картин "Весна на Заречной улице" (1956), "Два Федора" (1958), "Жажда" (1959) оставил фильм-мемуар с примечательным названием "Какая чудная игра" (1995). Но то была не только игра взахлеб, жизнь как чудо - для молодого ветерана Великой Отечественной это воистину было так! - но и серьезная учеба, и поиск себя в мире, в работе... Это ведь только кажется, что техники фокуса, ракурса и прочих премудростей в профессии оператора больше, нежели вдохновения, умения удержать некую необъяснимую магию изображения, "запах" времени... У Тодоровского-оператора настроение времени рождалось в кадре спонтанно и просто - чистое волшебство, абсолютная магия. Потом как бы случайно, по воле обстоятельств - надо было подстраховать молодого режиссера, вот оператор и стал его соавтором-сопостановщиком - родился его режиссерский дебют с не роковым на поверку названием "Никогда" (1962). У Тодоровского, как сейчас выясняется, всегда была поразительная, именно что режиссерская память на время, на знаковые ситуации и характеры, хотя опять-таки в эпоху, о которой написал свои мемуары с примечательным опять-таки названием "Вспоминая - не вспоминай", он не то что автобиографическую прозу, но и сценарии, видимо, не особо планировал писать. Совсем недавно эта книга экранизирована в формате телевизионного сериала, названного "Курсанты" (2005). Но тем не менее он постепенно сам стал кинодраматургом, даже звездой этой особой области литературы, почитаемой у нас как отдельная профессия на попечении сразу нескольких муз. Иные из его поздних сценариев пользовались даже большим успехом у критиков, чем поставленные по ним фильмы... Впрочем, здесь следует проявить известную осторожность, ибо критика "официальная", обойдя в свое время должным вниманием его ранние, безусловно, выдающиеся работы - "Верность" (1965), "Фокусник" (1967), "Городской романс" (1970), - оставила в наследство следующему поколению чувство вины перед мастером... Но после всенародного успеха "Военно-полевого романа" (1983), подкрепленного предшествующей ему "Любимой женщиной механика Гаврилова" (1981), Тодоровский, режиссер камерный, бесконечно тонкий и нежный, совершенно неожиданно был "обнаружен" критикой в качестве едва ли не единственного отечественного создателя суперхитов, каковые ее, критику, абсолютно не раздражали, наоборот, его хотелось бы поставить в пример всему перестроечному брожению кинематографических умов, если бы не трезвое понимание штучности той же "Интердевочки" (1989). О том, какие актеры играли у Тодоровского, можно просто не говорить: его выбор всегда поражает. А сам дебютировал в качестве артиста кино в фильме "Был месяц май" (1970), сыграв как бы самого себя в мае 1945-го, доверился другу и коллеге Марлену Хуциеву, решился... О том, что получалось, когда актеры-личности, легенды и звезды, "глыбы" доверяли себя Тодоровскому, мы все знаем. Теперь он все больше и больше доверяет себе, композитору и исполнителю, записывает диски, выступает с концертами. Продолжает писать слова и музыку - для себя и для кино. Рассказывает поразительные истории в рамках любого интервью... Вот, например, напросившиеся на его очередной день рождения журналисты на вопрос, к чему же ныне обращен "взор Мастера", и что-то такое же высокопарное получили ответ: "К Кате! Это - моя внучка".

Также в рубрике:

ПЕРВАЯ ПОЛОСА

АКТУАЛЬНОЕ ИНТЕРВЬЮ

АНОНС

ЮБИЛЕЙ

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;