Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 33 (7492) 25 - 31 августа 2005г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
КиноПобедили девять женщинЗавершился Международный кинофестиваль в Локарно Елена ПЛАХОВА
Локарно - город в итальянской Швейцарии - известен международной политической конференцией 1922 года и международным кинофестивалем, который проводится здесь вот уже в 58-й раз. Главная аттракция - вечерние показы фильмов на открытом воздухе на пьяцца Гранде, где на фоне гор и старинных зданий установлен один из самых больших в мире экранов. Этот кинозал способен вместить до десяти тысяч зрителей, но даже когда собирается пять или шесть, это впечатляющее зрелище. Впервые за последние годы не был сорван ни один просмотр. А раньше такое случалось регулярно, когда дневная августовская жара разрешалась проливным дождем ровно в 21.30, как только загорался киноэкран. Такой вот закон подлости. На сей раз погода преподнесла чудесный подарок и зрителям, и директору фестиваля Ирене Биньярди. Подарок был прощальным: Биньярди рассталась со своим постом и вернулась к себе на родину в Италию и в свою профессию - журналистику. В Локарно ее заменит Фредерик Мэр - швейцарский кинокритик и менеджер. Еще одним подарком стала ретроспектива Орсона Уэллса. Совсем юным он стал знаменитостью, когда его радиопостановка "Война миров" вызвала панику среди американцев, решивших, что и впрямь в Вашингтоне высадились марсиане. Будучи 26-летним, он снял "Гражданина Кейна" - фильм, признанный лучшим фильмом всех времен и народов. Но дальнейшая судьба Уэллса не была легкой. Его картины освистывали, его проекты лопались, он прожил много лет в Средиземноморье, фактически изгнанный из Голливуда, а после смерти наследники никак не могут поделить права на его творчество. Фестивалю удалось собрать полного Уэллса и представить во всем великолепии: ретроспектива так и называлась - "Великолепный Уэллс". Помимо "Процесса" по Кафке и нескольких экранизаций Шекспира, было показано множество телевизионных работ, документальных эссе и проектов мастера, проведено несколько "круглых столов" и почти научных конференций. Уэллс был раскрыт со всех сторон - как режиссер, писатель, актер, медиа-звезда, светский персонаж, любимец женщин (среди его жен - первая секс-бомба Рита Хейуорт). И вообще как человек Возрождения, современный Фальстаф, которого он особенно любовно сыграл в одном из своих лучших фильмов. На фоне такого титана могли бы померкнуть все современные фильмы. Организаторы фестиваля понимали это и подстраховались другими образцами кинематографической классики. На пьяцце Гранде было как никогда много старых картин - "Нэшвилл", "Счастливого Рождества, мистер Лоуренс", "Быть Джоном Малковичем", "Сквозь оливы". Повод всегда находился: "Почетным Леопардом" за карьеру награждали то продюсера Джереми Томаса, то режиссера Аббаса Киаростами; награды получили также оператор Витторио Стораро, актеры Джон Малкович и Сюзен Сарандон. Последняя потрясла Локарно вызывающим декольте и не менее радикальными заявлениями о сексе и политике. "Нэшвилл" представляла играющая в картине главную роль Джеральдина Чаплин, тоже из разряда политически ангажированных звезд. А Вима Вендерса, показавшего свой новый фильм "Не входи не постучав", приветствовали особенно торжественно: на церемонию его награждения приехал канцлер ФРГ Герхард Шредер. Кроме того, Вендерса наградили экуменическим призом, учитывая его повышенную религиозность - в рамках юбилея экуменической организации "Interfilm". Конкурсная программа фестиваля, хоть и не блистала столь громкими именами, оказалась довольно качественной. Самыми известными ее участниками были братья-близнецы Куэй: одетые в черное, они так похожи, что отличить их можно только по "хвостику" на голове одного из них. Эти американо-британские умельцы показали фильм "Настройщик землетрясений", где мистический игровой сюжет обогащен чудесами анимации. Безумный гений одержим наваждением. Он намерен оживить погибшую оперную певицу и воскресить ее голос, превратив в музыкальный автомат. Другая фантастическая сказка - "Зеркальная маска" Дэйва МакКина - тоже включала в себя рукотворные чудеса, хотя и выполнена не без помощи компьютерной анимации. "Настройщик землетрясений" получил Специальное упоминание жюри. Но главные награды ушли к другим фильмам, куда более прямо и непосредственно связанным с реальностью. "Девять жизней" - так называется награжденный "Золотым Леопардом" фильм Родриго Гарсии, колумбийца, живущего и работающего с США. В этой картине переплетаются судьбы девяти женщин, у каждой из которых свои проблемы и навязчивые идеи. Играют их актрисы такого ранга, как Холли Хантер, Глен Клоуз, Сисси Спейсек и Робин Райт Пенн. Звездный коллектив награжден также призом "за женский ансамбль", что напомнило многим французский эксперимент с "8 женщинами". В отличие от гротескного фильма Франсуа Озона "Девять жизней" - вполне реалистическое и психологическое кино. Именно оно преобладало на фестивале - во всяком случае, в призовом списке. Спецпризом награждена "Идеальная пара" Нобухиро Сувы с выразительной ролью Валерии Бруни-Тедески - анатомический срез современного института брака. Два "Серебряных Леопарда" тоже достались картинам с семейно-психологической проблематикой - иранской "У нас все в порядке" и немецкой "На 3 градуса холоднее". Правда, третий "Серебряный Леопард" присужден режиссеру Йылмазу Арслану за "Братоубийство", а это уже откровенно социальное кино: здесь и криминал, и проституция, и прежде всего - проблема утраты родной почвы под ногами иммигрантов. Это еще один случай после фильма "Головой о стену", успешного "немецко-турецкого кино". Фестиваль в Локарно вот уже который год обходится без российских картин. Слабую замену им представляют опусы типа французской "Бани", в которой камера подробно живописует экзотику русской банной культуры. На вопрос о том, почему картин из России нет в Локарно, Ирене Биньярди ответила: "Потому что они очень хорошие, и у нас их крадут другие фестивали" (намек на "Возвращение" Андрея Звягинцева, некогда отобранное для Локарно, но уплывшее в Венецию). При прежних директорах Дэвиде Штрайфе и Марко Мюллере и в Локарно находилось место для русских, и они даже побеждали: Александр Сокуров, Светлана Проскурина, Николай Досталь. В 2000 году была организована огромная ретроспектива "Неизвестное советское кино", сопоставимая с программой Орсона Уэллса. Теперь остается ждать, повернется ли в нашу сторону новый куратор фестиваля. Также в рубрике:
|