Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 37 (7496) 22 - 28 сентября 2005г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
ПалитраЧерез четыре года здесь будет город-садВ ожидании Второй биеннале Елена ТИТАРЕНКО
Много-много лет энтузиасты - художники, и музейщики, и арт-критики, и даже академические ученые - боролись за то, чтобы в Москве, Петербурге, а лучше бы по всей Руси великой нам показывали не только классику, но и авангард. Эта пора настала, но на повестке дня снова борьба, теперь уже за современное искусство. Точнее, за актуальное, чтобы не путаться в терминах. Порой мы и сами не можем оценить по достоинству, какой у нас произошел прорыв - ведь теперь у Москвы есть своя биеннале! Пусть она на сто с лишним лет отстала от венецианской и на двадцать - от заокеанской, в Сан-Паулу. Но ведь своя, родная, состоялась наконец! Правда, первый блин, как и полагается, вышел... если не комом, то далеко не всем по вкусу. Солидные государственные мужи и шалопутные художники едины в желании получить ответ на вопросы: станет ли биеннале традицией или дело ограничится одним, пусть и громким, событием (таким образом лишив смысла мероприятие, которое, как следует уже из самого итальянского словца, должно происходить каждые два года)? Не получилась бы удивительная русская акция - биеннале один раз в жизни! Какая у биеннале аудитория: 200 тысяч зрителей, посетивших Первую, - кто эти люди и как с ними дальше работать? Кстати, организаторы совершили почти подвиг - огромный прорыв в преодолении консервативности, даже враждебности зрительской и художественной среды, но как закрепиться на этом фронте? Животрепещущая тема - кто будет допущен в ряды экспонентов следующей биеннале? Многие ведь чувствуют себя оставленными за бортом! В Московском союзе художников так прямо и заявляют: неучастие творческих союзов - серьезный просчет. И еще: удастся ли найти деньги на то, чтобы достойно показать все, о чем мечтают кураторы? Где будет база этого мероприятия - пустующий пока Музей Ленина отпадает, поскольку явился площадкой скорее вынужденной и случайной, хоть и весьма колоритной (а его расположение прямо в сердце древней столицы служило приманкой для зарубежных гостей, которые даже наш мороз и снег восприняли как русскую экзотику!). Да и вообще, зачем нам вся эта морока...
На многие вопросы ответов пока не найдено. Но поиск их идет интенсивно, и во главе процесса - Федеральное агентство по культуре и кинематографии. А значит, это не какая-то полубезумная затея, а государственная политика в сфере искусства. О последней на время было забыли - и началась неразбериха с творческими союзами, проблемы у художников, раньше ощущавшими себя востребованными и в массе своей не имевшими головной боли о куске хлеба и мастерской; даже падение уровня художественного образования связано с тем, что в какой-то момент культура была пущена на самотек. Теперь не то - происходит серьезный "разбор полетов", а современное искусство государство взяло под свое крыло. Где это видано прежде, чтобы четыре с лишком миллиона долларов (и далеко не все - спонсорские) вбухать в такие выставки, которые зритель покидает в недоумении? А может, это недоумение следует оставить на совести публики, еще не подготовленной к встрече с искусством современности? Словом, вопросы множатся. По счастью, те, кто командует парадом contemporary art, уже готовы дать ответы хотя бы на часть этих новых "русских вопросов". Во всяком случае, в ведомстве Михаила Швыдкого (одного из главных застрельщиков Мосбиеннале, рождавшейся в планах под девизом "Большой проект для России") не сомневаются, что за международным арт-фестивалем в Москве - будущее. И напоминают: до следующей биеннале осталось даже не полтора года, а всего 14 месяцев! А значит, пора засесть за работу вплотную. И параллельно подготовке "главного удара" так спроектировать художественную жизнь Москвы, чтобы бренд "Биеннале" не сходил со сцены: послевкусие должно выразиться в непрерывных рамочных мероприятиях.
Однако пока у Второй биеннале нет даже точного адреса. Никто не сомневается, что, подобно своей предшественнице, она заполонит весь город, но где развернется основной проект? Может быть, для радикального по духу мероприятия как нельзя лучше подойдут необустроенные пока Провиантские склады? Все еще занятые военным ведомством, в недалеком будущем они переходят к столичным властям, а те намерены приспособить помещение под "культурные" цели. Правда, есть большие сомнения по поводу того, удастся ли этот памятник ампирного зодчества быстро очистить от технического мусора и паров бензина: там 70 лет был гараж, и бог весть сколько сил отнимет санация. Более реальная площадка - Большой Манеж. Здание после реконструкции очень уж "правильное" и еще не вполне обжитое, но легендарное, прославленное именно как поле битвы современного искусства за право на существование. Однако в случае, если будет задействован Манеж, возникает необходимость привлечь к участию в мегапроекте московскую мэрию, чьи вкусы - ни для кого не секрет - сильно расходятся с федеральными по части изобразительного искусства ИЗО. Но ведь эта биеннале - Московская, она входит в список редких у нас событий класса "А", как Московский кинофестиваль, а значит, весьма важна для позиционирования города во внешнем мире! Между прочим, все зарубежные столицы имеют пространства, отданные современному искусству и для него специально приспособленные. Чаще всего это бывшие промышленные объекты, остановленные фабрики, даже заброшенные бункеры - тут мне вспоминается виденная в Берлине громадная международная выставка "Рай", которую устроили в 2003 году в бункере под Александерплатц, а кто-то приведет в пример лондонскую галерею "Tate Modern". "Москву надо контемпорировать в процесс современного искусства, хотя не надо делать вид, что это искусство милое и симпатичное", - убежден М.Швыдкой, которому в прошедшей биеннале не хватало именно вызова, революционности, радикализма; он даже вспомнил из Высоцкого: "Настоящих буйных мало...". Напротив, это искусство зачастую непонятно, но необходимо для формирования общественного сознания. "Нужно провести целую серию серьезных общественных дискуссий. Массу вопросов надо обществу разъяснить. Впрочем, это относится к любому обществу, живущему сегодня в потребительском режиме", - говорит Михаил Ефимович. К слову, показывая себя не только опытным стратегом, но и человеком широких взглядов: ну и что же, мол, если кому-то, да хоть и мне лично, не нравится такое искусство, кстати, не исчерпывающее всей палитры современности. Повышенное внимание, в последние 15 лет уделяемое неугомонным "актуалам", в Роскультуре объясняют тем, что в Советском Союзе это направление художественного творчества было загнано в андеграунд, и в постсоветские годы потребовались дополнительные условия, чтобы неофициальное искусство наверстало упущенное. "У некоторых людей создается ощущение, что мы чрезмерно поддерживаем актуальное творчество в ущерб реалистическому, - говорит глава Роскультуры. - Ничего подобного - все находят место под солнцем и даже деньги. Во всех городах России соотношение традиционного, условно-реалистического (а чаще салонного) искусства и актуального - совсем не в пользу последнего. Но если сравнивать, скажем, живопись с миром музыки, там куда выше процент актуального - современная музыка доминирует". А всякие страсти, кипящие вокруг этого процесса, выглядят явлением нормальным: ведь большинству людей по душе привычное, а не неизвестное. Зато многие проблемы современного развития связаны с конформизмом - вот и 1-я биеннале пошла на поводу у искусства коммерческого, и оказалось, что "у всех дряблые мышцы" и не хватает духа соревновательности. Далее - вопрос о спонсорах. "Для стратегических спонсоров нужна институция", - такими мудреными словами на Коллегии Министерства культуры, специально посвященной биеннале, изъяснялся ее комиссар Евгений Зяблов. А еще нужно вовремя сообщить спонсорам о планах, чтобы деньги на проекты и приглашения были выделены заблаговременно, - финансирование в последний момент делает мероприятие дороже в разы. К тому же нужно приглашать таких кураторов, которые способны грамотно работать со всеми пластами российского художественного творчества, включая традиционное. Да посудите сами, кого теперь винить в просчетах 1-й биеннале (а их, даже по признанию чиновников из Роскультуры, было хоть отбавляй), если отвечали за проект шестеро кураторов, по большей части иностранцев, не знакомых подробно ни с нашими реалиями, ни с тем, как развивается искусство в России! В заключение хочется привести мнение культуролога Даниила Дондурея. Он убежден, что дурную службу прошлой биеннале сослужила "неопределенность политических решений" и что этому амбициозному проекту не хватало должного интеллектуального сопровождения. И находит минимум семь причин, по которым Московская биеннале просто жизненно необходима и столице, и всей России: она поможет вписаться в мировой контекст, где в сфере изобразительного искусства нашего серьезного присутствия не наблюдалось с 1930-х годов; престижная национальная площадка Московской биеннале не менее важна для страны, чем ММКФ или театральный Чеховский фестиваль. Вдобавок изобразительное искусство - самый эзотерический и элитарный вид культуры, требующий большого профессионализма, а здесь, увы, утеряно столь много, что положение далеко не такое благополучное, как в музыке или театре. Если же биеннале превратится в устойчивый общественный институт, она способна быстро помочь профессиональному сообществу и широкому зрителю. Далее. Биеннале может оказаться локомотивом для многих позитивных процессов - это особенно важно на фоне той грубой атаки на современное художественное мышление, которую мы пережили в последние полгода. Силы, ориентированные на прошлое, пытаются вновь загнать актуальное искусство в резервацию. У биеннале же мощный потенциал как у особой формы кооперации институтов современной культуры. Кроме того, страна испытывает нажим со стороны шоу-бизнеса - его силы направлены на то, чтобы как можно меньше людей были способны противостоять коммерческому искусству. Поэтому необходимо использовать особые механизмы contemporary art: оно не нуждается в миллионах зрителей - у этого пласта культуры совсем иная экономика. Сохранение креативного потенциала позволит нам участвовать в международной кооперации в сфере художественного - а это особенно важно для того момента, когда закончатся нефть и газ. Словом, Московская биеннале - важнейший инструмент создания правильного художественного контекста, а значит, едва ли не главная ее задача - чтобы обмен идеями продолжался и после биеннале. Также в рубрике:
|