Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 37 (7496) 22 - 28 сентября 2005г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25 №26 №27-28
№29-30 №31 №32
№33 №34 №35
№36 №37 №38
№39    
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Музыка

Барометр вокального рынка

Завершился Четвертый международный конкурс молодых оперных певцов Елены Образцовой

Андрей ХРИПИН
Санкт-Петербург - Москва


Первую премию получает О.Крамарева

Образцова, вступившая, кажется, в пору третьей молодости, сейчас хороша как никогда - по умению выглядеть и держать себя она приближается к сонму голливудских див вроде Элизабет Тейлор. И чем дальше, тем больше она открывает в себе призвание любить молодых, помогать им. Главным ее филантропическим мероприятием и стал, начиная с 1999 года, собственный именной конкурс в Петербурге.

На конкурс можно смотреть с разных сторон и разными глазами. Для болельщиков, штурмующих в час назначенный Большой зал филармонии, это увлекательное спортивное ристалище, где, как на бегах, можно ставить на того или иного участника. Для победителей это реальное экономическое подспорье в нелегком штурме оперного Олимпа, алтарь которого с каждым днем требует от них все больших денежных жертв. Для профессионалов, функционеров и заинтересованных наблюдателей оперного дела конкурс, особенно его первый тур, это всегда более или менее реальная картина вокального рынка, своеобразный барометр сиюминутного певческого уровня.

Нынешний образцовский конкурс, как и в прошлые свои раунды, в целом выявил подавляющее (количественно и частично качественно) лидерство Академии молодых певцов Мариинского театра. Главное преимущество Академии перед нашими традиционными консерваториями в том, что там думают (другое дело, насколько успешно) не только о вокале, пытаются прививать тот самый комплекс, в котором голос сам по себе, как говорится, "на шестом месте", ибо голый голос, не подкрепленный музыкальностью и личностным богатством, как бы красив он ни был, сегодня мало кому интересен. И пример такого комплекса на конкурсе был у всех перед глазами - Образцова. На одном из концертов в паузах между турами Елена Васильевна пела Графиню и Любашу, и голос, которого с годами не становится больше, с лихвой компенсировался величием личности, филигранной выделкой материала, тонкой инкрустацией деталей и подтекстов.

Если сравнивать, то на сей раз общий художественный и технический уровень конкурса был ощутимо выше, чем в прошлый раз. Так, например, нынче в третий тур не смогли прорваться несколько певцов, ставших дипломантами на безрыбье Третьего конкурса (2003), притом что петь многие из них стали гораздо интересней (та же лиричная Юлия Симонова с ее деликатной, культурной манерой, спевшая за это время Татьяну в Большом театре). Но, как ни печально, найдя пару-тройку будущих первостатейных звезд, конкурс в очередной раз выявил неизбывное массовое вокальное убожество Российской Федерации "от Москвы до самых до окраин" и прилегающих стран Ближнего зарубежья (дальнее было представлено несколькими достаточно слабыми соискателями). Отсутствие голоса, профессиональных данных или недостатки школы, а проще говоря, неумение петь - не самое страшное, так как в любой профессии есть лишние, заблудившиеся люди, их сразу легко отсечь на первом туре, как шелуху. Хуже другое. Как известно, не боги горшки обжигают - так и в певческой профессии есть свой "средний класс", те, на ком опера держится. Основа любого конкурса, в том числе и образцовского, отнюдь не вновь найденные звезды (их единицы), а вполне средние певцы, которые в будущем должны составить рабочую основу всех наших театров и других музыкальных заведений. И вот они в массе своей продемонстрировали поразительную музыкальную незрелость, нечуткость к нюансам, весьма приблизительное владение иностранными языками, плохую осведомленность в вопросах стиля, отсутствие четкого понимания, зачем они выходят на сцену. Многие богатые от природы голоса (допустим, обладатель тембра-красавца, баритон Алексей Пашиев или яркий тенор с верхами Евгений Балданов) совсем не умеют себя подать, не владеют нужным посылом.

Если говорить о более тонких, но от этого не менее проблематичных материях, то большинство поют не свой репертуар. Это как в спорте - всяк сверчок знай... свою весовую категорию. Но... лирические голоса упорно насиловали свою природу крепкими драматическими ариями. И тут более продвинутые и упакованные академисты ничем не отличались от певцов из глубинки: легкие колоратуры, в том числе и лауреаты, вовсю распевали Эльвиру из "Эрнани", инженю хотели казаться вамп и вместо лирических героинь выбирали леди Макбет и Катерину Измайлову. Другой певице, единственной меццо-сопрано в финале (попавшей туда, видимо, в силу неурожая этого голоса на конкурсе), кто-то внушил, что пестроту регистров и отсутствие меццового колорита в тембре можно спрятать пусть и за неумелым, но колоратурным фасадом, - в результате бедный Россини, вероятно, ворочался в гробу. Даже в рамках своего вокального "веса" и амплуа конкурсанты сплошь и рядом совершают ошибки, не умеют соразмерить желания и возможности, выбирая неорганичные/невыигрышные для себя образы: вот прирожденная Джильда не справляется с харизматикой образа Виолетты, многие басы морально не готовы к образу Филиппа из "Дон Карлоса", идеально чувствующая суть беллиниевской меланхолии певица трогает своей Джульеттой из "Капулетти и Монтекки", но тут же меркнет в бравурной виртуозности вальса Джульетты из оперы Гуно. А вот этой певице с резковатым тембром вместо итальянской больше подошла бы немецкая ария, этому прирожденному комическому герою лучше бы вовсе не петь Герцога из "Риголетто", а вот тому тенору все равно что петь - Германа ли, Герцога, Калафа, Неморино... Неудачно составленные программы - это и вина педагогов, которые, стало быть, не могут верно сориентировать учеников.

В третьем туре 16 участникам аккомпанировал Филармонический оркестр Александра Дмитриева, которым дирижировал Павел Клиничев из Большого театра, предложивший весьма актуальные продвинутые темпы. В командном зачете с огромным отрывом победила Академия Мариинского театра: четыре лауреата из семи и шесть дипломантов из девяти. И бессмысленно пытаться выискивать тут какую бы то ни было коррупцию. Почти что по Солженицыну, академия прирастает провинцией, концентрируя в себе все лучшие вокальные силы - такова уж пропозиция на полях наших сражений. Однако в личном зачете, где требуются не только спортивные и внешние качества, академисты, часто причесанные под одну безликую гребенку (кукольный глянец в женском варианте и напускная павлинья вальяжность в мужском), по полной проигрывали трем "индивидуалам" - в том числе даже заслуженный лауреат первой премии, баритон-самородок, не имеющий официального певческого образования и сценического опыта, Алексей Марков. Эти трое очень разные, но именно в них больше всего и чувствовалось дыхание личности, в то время как остальные по большей части воспроизводили заученные штампы. Обаятельнейший петербургский австралиец (не из академии), тенор с лемешевскими отсветами Эндрю Гудвин, помимо второй премии, стал обладателем приза зрительских симпатий - его Шуберт (приз за лучшую немецкую песню) был по-европейски изыскан и аккуратен, а Ленский - нежен и трепетен. Настоящая театральная певица, полновесное драматическое сопрано из Харькова, Оксана Крамарева после Аиды, Лукреции Борджа и рахманиновской "Нивы" явно шла на Гран-при, но из-за ангины провела финал ниже своих возможностей, увы, скатившись на первую премию. Третьим любимцем публики стал темпераментный артист, также настоящий театральный певец, драматический баритон 26-летний Абдумалик Абдукаюмов из Ташкента (третья премия), которому близки характеры мятущиеся, неоднозначные - Грязной, Ренато из "Бала-маскарада", возможно, поэтому так интересно из его уст прозвучала камерная лирика, во всяком случае жюри специально отметило его за лучшее исполнение романса Чайковского.

Конкурс есть конкурс. Больше спорт и в гораздо меньшей степени искусство. Тут многое зависит от игры случайностей, амбиций, симпатий-антипатий. Не надо забывать, что жюри, как и мы с вами, живые люди со своими слабостями и ошибками. Так и на конкурсе Образцовой многие сложившиеся, опытные артисты по той или иной причине не понравились жюри: пиротехническая виртуозка и, пожалуй, самая матерая из конкурсантов по части театральной работы Лариса Юдина, вероятно, своим стеклянно-металлическим тембром, а умный, интеллигентный, очень музыкальный бас Вадим Кравец, видимо, подбором репертуара (зачем-то пел Мефистофеля). А с другой стороны, есть такие понятия, как неконкурсный певец, неконкурсная психика. Будучи в славе и выступая в лучших театрах мира, наш тенор Сергей Ларин как-то посетовал мне, что дальше первого тура Конкурса имени Глинки его никогда не пускали. То же могла бы сказать и Галина Горчакова. А разве не бывает так, что в оперные анналы со временем входят дипломанты и обладатели четвертых премий, а золотые лауреаты растворяются в бездействии и безвестности? Да если бы сама Мария Каллас участвовала в конкурсах, она вряд ли когда-нибудь пробилась бы в финал.

Также в рубрике:

МУЗЫКА

ПЕРВОЕ ВПЕЧАТЛЕНИЕ

ЗАПИСИ

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;