Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 39 (7498) 6 - 12 октября 2005г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
Первая полосаВ искусстве важно - кто!Армену Джигарханяну - 70 Наталия КАМИНСКАЯ
Сейчас Армен Борисович Джигарханян появляется на экранах гораздо реже, чем раньше. Еще не так давно он был рекордсменом по количеству съемок в кино. Народное творчество породило на этот счет немало острот, была, помнится, одна про бытовые электроприборы: какой ни включишь, а там - знакомое лицо артиста. Вот еще один из самых первых, самых крупных наших актеров перешагнул 70-летний рубеж. Последние два сезона они один за другим отмечают одну и ту же дату, и невольно задумываешься: по каким законам природы это происходит? Как и в каких сферах целая плеяда блестящих одногодков в одночасье образовалась и созрела? Впрочем, ясно, что законам природы в таком загадочном деле сопутствовали определенные общественные и духовные процессы. Как и Козаков, и Табаков, и Юрский, и Басилашвили, и Гафт, и Фрейндлих, Джигарханян зазвучал в 60-е годы, в тех измерениях кино и театра, где доминировало личностное, исповедальное начало. Хотя его актерская природа такова, что идти в роли от самого себя ему было вовсе не обязательно. Универсальность артиста Джигарханяна проявилась в скором времени и на сцене Театра им.Вл.Маяковского, где он с одинаково мощной, почти звериной органикой играл командира Левинсона в "Разгроме", циника Стенли в "Трамвае "Желание", императора-тирана в "Театре времен Нерона и Сенеки". Он появлялся на экране в обличье комического жениха ("Здравствуйте, я ваша тетя"), плутов-слуг в шекспировских комедиях, доброго армянского дедушки, чеховского интеллигента, современного "крестного отца"... Еще недавно играл в Ленкоме дона Сориано, который, вопреки автору Эдуардо Де Филиппо (пьеса "Филумена Мартурано" в театре шла под названием "Город миллионеров"), не имел дворянского лоска, зато излучал мощнейшее мужское обаяние. Темперамент Джигарханяна имеет одну парадоксальную особенность - он, как правило, упрятан глубоко внутрь. Артист весьма редко повышает голос или размахивает руками, а вот по силе молчаливой выразительности вполне сопоставим с легендарным Жаном Габеном. Его можно сравнить и с Робертом Де Ниро - по уникальной способности к трансформации, по умению мгновенно превратиться и внешне, и внутренне в кого угодно, легко уйти от себя самого. Мы вообще любим сравнивать своих звезд с мировыми, хотя наши, сложись судьба отечественного кинематографа иначе, им ни в чем не уступают. Сейчас у Армена Джигарханяна - свой театр, который все больше и больше занимает его душевные и физические силы. Там, среди молодежи, которую он несколько раз набирал, потом гнал от себя, потом набирал новую, артист время от времени играет новые роли. Но увлечен он именно театром как целостным организмом - оттого и отбор шел так непросто, даже болезненно. Сам, будучи всю жизнь артистом весьма независимым и со всех сторон востребованным, он особо дорожит в театре чувством коллективизма и требует от своих молодых коллег "командной игры". Когда он говорит об этом, в голосе появляется металл шекспировских полководцев. Наверняка мощная харизма артиста действует на коллектив сама по себе, безотносительно к тому, как он осуществляет в своем театре собственно руководящую работу. Театр, созданный выдающимся актером, - это вообще отдельная тема московской театральной ситуации. Но права, как известно, не дают. Их берут, тем более крупные личности. В недавно вышедшем сборнике "Неистовый Андрей Гончаров", посвященном памяти главного театрального режиссера в жизни Армена Джигарханяна, артист написал, пожалуй, лучшую из глав. Самую жесткую, самую парадоксальную, самую искреннюю. И назвал ее подходяще: "В искусстве важно - кто!" Там есть такие строки: "Наблюдая за своим котом, я учусь у него актерскому мастерству, потому что он живет по принципу: кратчайшее расстояние между точками - прямая. Он оттуда идет сюда, поскольку он голоден. Вот так бы суметь сыграть!" Джигарханян - умеет. Также в рубрике:
|