Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 39 (7498) 6 - 12 октября 2005г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Под занавес

АЛЕКСАНДР КНАЙФЕЛЬ: "Человек по своей природе - авангарден"

Беседу вела Светлана ПОЛЯКОВА
Фото Татьяны МЕЛЕНТЬЕВОЙ


А.Кнайфель

В июне 2005 года в знаменитом амстердамском Концертгебау с триумфом прозвучала "Литания" Александра КНАЙФЕЛЯ. Когда угас последний звук и дирижер Филармонического оркестра Нидерландов Рейнберт де Лео опустил палочку, зал погрузился в тишину, словно продлевающую композицию на несколько мгновений, а затем взорвался аплодисментами, стоя приветствуя автора и исполнителей. Премьеры сочинений Кнайфеля исполняются в лучших концертных залах Европы и Америки, на престижных музыкальных фестивалях, выходят на компакт-дисках ведущих звукозаписывающих компаний, звучат в эфире по всему миру. Когда-то, в начале 60-х, осознав, что его путь - композиция, перспективный студент-виолончелист ушел от мастера - Мстислава Ростроповича. В то время в правильность этого пути мало кто верил. А сегодня Александр Аронович - автор более 100 композиций во всех областях музыкального творчества. Им написана музыка более чем к 40 фильмам. Так же как Губайдулину, Денисова, Шнитке, Кнайфеля причисляют к русским модернистам. Сам же он не видит себя в этом ряду - настолько условным и ненужным считает композитор попытку критиков классифицировать музыку.

    

- Александр Аронович, много ли шансов у музыки быть понятой? Через эпохи, через разницу культур?

- Тигран Мансурян, один из лучших армянских композиторов, чей музыкальный язык называли советским авангардом, рассказывал мне, как его родственники, жившие в каком-то селе, приехали на его симфонический концерт. Они до этого никогда не были в филармонии, никогда не видели симфонического оркестра... Слушали сначала настороженно, потом начали улыбаться, и, наконец: "О, это он! это - он!" Узнали его, через эту непростую музыку! Развитие музыкального языка и вообще языка - вопрос ошеломляющей тайны, Божьего промысла. Ведь как родителей не выбирают, так не выбирают и язык, а он незаметно и непрерывно меняется.

    

- Тогда, как вы думаете, Россини понял бы Шостаковича?

- На этот вопрос никто вам ответа не даст. Очень часто вещи, рождению которых мы являемся свидетелями, мы можем недооценить, недопонять - мы можем ведь не понимать друг друга и в простом диалоге: вроде бы понимаем, а на самом деле - нет. Так что это еще и вопрос внимания. Ну, конечно, и культуры, и образования - миллион всяких "но". Но каким-то образом люди начинают воспринимать - по-разному подготовленные, с разными проблемами, в разном состоянии... Я верю в это. Россини мог бы понять или не понять Шостаковича с той же вероятностью, что и своего современника.

    

- И вы верите, что совершенно разные люди начинают ощущать одно и то же...

- Несомненно! Я не мог не задаваться этим вопросом. Но! Я знаю (мой опыт мне это подсказывает) - я верю, что люди, абсолютно далекие от музыки, чуют - хотят или не хотят. Знаете, был случай, потрясший меня. Одна молодая девушка, дочь очень богатого промышленника, далекая от музыки, была серьезно больна психически. Отец возил ее по всему миру - никто не мог ей помочь. К ней случайно попала запись (тут не вопрос скромности-нескромности) моего "Agnus Dei" - совершенно пограничная вещь, ставящая проблему бытия или небытия: это как приглашение на казнь, вещь, которую выдержать... во всяком случае, два раза - невозможно. Она ее слушала непрерывно, сутками - и через два месяца излечилась. Это конкретный факт. Дело ведь не в количестве, дело в единичных опытах наших встреч, таких пересечений. Или совсем недавний опыт: мой квартет, серьезную, в общем, музыку, в основе имеющую тютчевский "Осенний вечер", никаким образом не "популярную" - использовала фирма "Volvo" в своей рекламе. Или история с Дэвидом Бирном, кумиром 70-х годов, рокером - казалось бы, никаких пересечений; его агент разыскивал меня в 1995 году по поводу "Айнаны". Что это такое - сквозь какие-то стили, сквозь разные менталитеты, поколения, национальности, время... все это как-то реально упраздняется - только диву даешься.

    

- "Айнану", написанную к фильму "След росомахи", говорят, жители Чукотки восприняли как народную...

- Писал я ее просто по наитию. Не будучи знаком ни с каким этническим материалом. Условием была полная свобода.

    

- И ее записывал камерный хор. Объясните мне, я хочу понять, какими буквами вы объясняли исполнителям, какой звук они должны издать? У вас ведь там есть фонемы, которые не имеют графического обозначения...

- Конечно. Например, когда мужской хор взрывчато произносит Э-А-О-У-Ы-И, А-Е-У-Э и т.д., все это написано в последовательности, которую выполнить невозможно, или когда голосом изображается какой-то ритм: Ц-Ц-Ц-Ц или Ч-Ч-Ч-Ч, или в партитуре обозначено ЦК-ЦК-ЦК, а потом ЧК-ЧК-ЧК - они как увидели, помертвели, побледнели и говорят: "А нельзя это вымарать, или закрасить, или заклеить, а то ведь нам еще работать..?" Вот до таких смешных курьезов доходило. Есть такое вероятностное поле - я этим жив. Для меня ключевым в жизни является некоторая догадка. Вот догадаться, внюхаться, расслышать, предположить. Когда заключают договор и говорят: "Тогда-то запись, тогда - то-то, тогда - то-то", у меня по сей день страх посильнее школьного. Потому что: ну как?! Это же чудо, к которому невозможно привыкнуть. Его же нет, а вы распоряжаетесь так, как будто бы оно есть! Оно не родилось!

    

- А вы сомневаетесь в том, что оно родится?

- Это все равно что говорить про человека, который еще не зачат! Это страшно! Мой друг Валентин Сильвестров просто и замечательно сформулировал проблему в двух словах: "Ведь сколько надо потратить сил, чтобы найти одну-единственно верную ноту! И это еще не все, надо найти вторую! И тут возникает совершенно неразрешимый вопрос: а где ее взять?" - детский такой вопрос, но это и есть страх Божий.

    

- То есть вы себя ощущаете не родителем, а неким проводником, а пропустят это через вас или не пропустят...

- Конечно! Мне по сей день ужасно смешно, когда кто-то про себя говорит: "Я вот написал, я сочинил, я - автор того-то..."

    

- А вы как говорите - у меня родилось?

- Не знаю. Совершенно очевидно, что во всех смыслах Автор только один. Если удается что-то расслышать, записать, то можно сказать: ну, молодец, вроде ничего - услышал и записал, вроде без помех...

    

- Каким образом много лет спустя музыка "Айнаны" вошла в спектакль "Старик и море", премьера которого состоялась в конце прошлого сезона на Малой сцене БДТ?

- В драматическом театре своя специфика. Я в ней ничего не понимал. И первый раз это был "Борис Годунов", когда Гия Канчели сказал постановщикам спектакля: "Я вам, конечно, напишу музыку, но если вы не возьмете у Кнайфеля "Свете Тихий", у вас спектакля, такого, как вы хотите, не будет". И действительно, постановщики взяли фрагмент "Свете Тихий", и там эта небесная составляющая всех потянула... И вся труппа после премьеры преподнесла мне афишу, где каждый написал слова, которые до сих пор волнуют. И Ивченко написал. Я его тогда в "Борисе" для себя впервые и открыл. Потом видел в других спектаклях. И вот мы как-то притянулись внутренне. Он мне поведал, что не устает пребывать в изумлении перед этой вещью - "Старик и море". Но не может подойти к постановке, потому что не хватает музыкальной составляющей. Я еще раз перечел этот рассказ, и стало совершенно ясно, что музыка давно написана: вот она! Дал ему кассету, но он как-то так - принял к сведению. И вдруг, месяца через три, позвонил: "Боже мой! Это же целая вселенная на меня обрушилась, я тогда вначале ничего не понял!" И Ивченко стремительнейшим образом сделал этот спектакль. Получилось, по-моему, потрясающе! Мне кажется, надо бы сделать телевизионную версию: на мой взгляд, это - невероятно духовно драгоценный спектакль.

    

- Каким был ваш путь к православию?

- Всему должно настать свое время. Я через всю жизнь очень хорошо чувствую эту правду. Мой крестный, замечательный поэт Сергей Вакуленко, который был моим духовным учителем, это понимал, он видел путь, по которому я иду. И в силу своей целомудренности, духовности, невероятной интуиции и опыта не мог даже подтолкнуть меня - должна была созреть ситуация. Когда, "подбираясь", я через свое сочинение мог задать ему вопрос - например, когда я писал "Символ веры" (еще не будучи крещеным), то пытался свериться - по каким-то вещам, по этим безднам, ошеломляющим глубинам, которые открываются в священном тексте и в молитвах, когда, осваивая их, звонил ему: "Вочеловечшася" - это и есть крест?" - он понимал, что я нахожусь в совсем другой, уже духовной ситуации. Меня вела всю жизнь музыка и продолжает вести. Даже не музыка, а мое житие в музыке. То есть, осваивая через нее мир, я приобретаю, мне открывается. Никаким другим способом я бы открыть не смог. Это совершенно ясно. Получается, что процесс рождения и освоения материала является жизнетворным. И мы творим по подобию Господа. Можно быть служителем веры и не быть служителем жизни. А можно быть не служителем веры, но служителем жизни. Важно везде обнаружение живой жизни - в любом виде, то, что называют дерзновением. И тогда получается, что самые дерзновенные, а в переводе на мирской язык, "кощунственные" иногда вещи - оправданны, потому что необходимо вернуться к изначальному своему сиянию. А благочестивость, если она не живая...

    

- Сергей Вакуленко сказал о вас: "По внутреннему состоянию Кнайфель не находится здесь. Как будто бы его спустили из другого мира. Даже с полной иллюзией невидимости для других. Он принципиально и абсолютно чужд всему, что происходит вокруг". Он же говорит, что если творчество Губайдулиной, например, зависит от происходящего вокруг нее, то вы - как могучий дуб, на который не влияет никакая погода...

- То, что он сказал, с одной стороны, безусловно, так - у меня есть гостевое ощущение - и в этом мире, и в этой цивилизации. По родовому признаку, по начальному ощущению вхождения в мир - невероятная... не то что сиротливость, а ощущение, что ты - гость, ты - один и жадно хватаешься за все, за что только можно ухватиться и найти себе подобного... Но есть разные формы творческого существования. Естественно, я вживался в те эпохи, через которые пролегал мой творческий опыт. Древнегреческая цивилизация, Возрождение, эпоха Петрограда, эпоха Второй мировой войны... Я жил этим. Я, извините, принимал непосредственное участие в путче 1991 года. Путч был 19 августа, а 20-го по "Пятому каналу" Собчак разрешил премьеру фильма Снежкина "Невозвращенец": на экране шли по Красной площади гипотетические танки, снятые за два года до этого. И звучала моя "Покаянная молитва". А рядом шли документальные танки. Наряду с колоколом, хором и скрипочкой на похоронах трех жертв путча звучал и этот голос...

    

- Ваша "Алиса в Стране Чудес" - "для театра играющих, поющих и танцующих", написанная по заказу Королевского оперного театра Нидерландов, была поставлена Пьером Оди. Что это за жанр, и почему вы назвали это произведение "музыкой грядущих поколений"?

- Нет, я не так сказал. Я говорил о форме бытования - нащупанной и предложенной мной в этой вещи. Существуют ведь определенные исполнительские институты - театр, опера, балет, кинематограф, телепроизводство - устоявшиеся, наработанные организмы, которые занимаются рассчитанной на них продукцией. На сегодняшний день нет института для вот этой моей "продукции". Он может образоваться в будущем. Может быть, не точно в таком виде, как я предлагаю. Но гипотетически он не может не образоваться, потому что мы видим сегодня слияние многих форм коммуникации. Я по-свойски задавал вопросы молодым ребятам 12-13-14 лет и получал ответы, из которых понимал, что им это в самую пору. У них нет проблем, которые могут возникнуть у взрослых людей, занимающихся серьезно каким-то видом производства. В этой форме бытования есть востребованность, чисто органическая, как будто бы вне времени... Это органическое преодоление инерции... Существуют такие расхожие стереотипы: "Человек опережает время, видит будущее и т.д." Действительно, существуют вещи, которые рождаются, в каком-то смысле не ориентируясь на целый ряд условий. Меня всю жизнь хотят запихнуть на какую-нибудь полочку, а полочки на самом деле-то нет. Как замечательно написал мне Валя Сильвестров на своих "Тихих песнях": "Ты поверил в них, и, возможно, они займут место в мире, в котором все места уже заняты". Кстати, был один замечательный случай с Ростроповичем. Мы встретились, когда он только начинал наезжать в Петербург, о чем-то говорили, я его, кажется, знакомил с какой-то новой вещью, и он меня спросил, условно говоря: а что ты такое? И я ему сказал, что сам не знаю, но Господь уготовил мне вот такую странную нишу - я сам по себе. Потом мы еще о чем-то поговорили, попрощались, я был уже в конце коридора, когда он стал делать мне знаки, чтоб я вернулся; я подошел и услышал тихое: "Не вылезай из ниши!"

    

- У вас возникают ощущения от встречи с другими жанрами, что - вот это человек из моей ниши. Кто Кнайфель в живописи или кто Кнайфель в театре?

- В свое время на Западе часто сравнивали мою музыку с фильмами Тарковского. Я думаю, этому есть основания, но у него часто не хватает нужного мне света. По ткани, по какому-то взгляду - пожалуй, это явление близкое, хотя можно было бы назвать и Феллини, а сейчас и Чаплина - по ориентиру, конечно. Боюсь вам говорить, потому что в напечатанном виде это может быть истолковано искаженно. Но у меня есть критерии, согласно которым некоторые художники для меня - как близкие друзья. В живописи это Рублев - ну, что мне делать? Все молятся на "Троицу", а для меня это - близкого друга конкретная вещь. Мне нет дела до того, знаменита ли она, великая ли. То же самое Пушкин - в слове: ближе человека для меня в русском искусстве нет. Я всю жизнь не понимал, как можно коснуться его музыкой, если это уже - сама музыка.

    

- Вы не назвали почти никого из современников.

- Они и есть мои современники! Они - мои. Я не чувствую разницы, для меня не существует времени. Это - мое alter ego! В балете это - Баланчин. В музыке - Глинка, Стравинский... Не то, что мне нравится или перед чем я преклоняюсь... Как-то я участвовал в телевизионной передаче в годовщину Пушкина. Ведущая начала примерно так: "Сегодня - шестое июня, день рождения Пушкина. К сожалению, солнце русской поэзии закатилось, но (указывая на меня) - солнце русской музыки выкатилось" - в таком духе. Секундный шок. Меня прорвало: "Оставьте солнце в покое! Перестаньте его катать во все стороны! Вся эта заштампованность: "Пушкин - гений" - запечатано напрочь - не то что асфальтом, бетоном залито! Это же живое явление, нежнейший цветок, вот он, рядом с вами, ваш не то что современник, ваш близкий человек - вот он, с нами сидит! А вы о нем: "солнце" и так далее". Тот же Сильвестров, когда я приехал в Киев, сказал: "Ты не поверишь!" И повел меня посмотреть на какое-то здание, там написано примерно: "Здесь знаменитый композитор Лысенко встречался с великим Чайковским". Выдающийся с великим, великий с гениальным, видный со значительным - распределено... А ведь он - живой, с вами говорит живым языком, и его существование - это факт вашей личной биографии. Ваш близкий друг.

    

- В качестве "полочки", на которую вас пытаются положить, часто используют ярлык "минимализма". Вы понимаете, что это такое? Имеет ли это отношение к вам?

- Тут естественнее говорить о "максимализме", если бы он существовал. "Побочным эффектом" упоминаемого "минимализма" часто является некоторая разреженность музыкальной ткани. Но тут нельзя путать. Ну мало звуков - и что? Ведь бездны пролегают внутри вещей, в которых не звуковые гроздья, а много тишины, много пауз и т.д. Один слышит мир насыщенным и ассоциативно перегруженным, а для меня это очень тяжко. Это проблема языка - вопрос очень интересный, но не нашего ума дело. Очень интересно, почему во всем мире нарастает необходимость вернуться к этой нулевой отметке.

    

- Вас называли также "неукротимым авангардистом"...

- Совсем недавно я был в Аничковом дворце, в студии юных дизайнеров; когда туда зашел - пронзительное потрясение, как встреча с выставкой Марка Шагала или с другими самыми высокими образцами; я просто не выдержал, сначала зажмурился, а потом отступил, на меня обрушился такой нестерпимый свет, чистота и мощность! Все стены были завешаны работами ребят в разной технике. Если все эти вещи взять и издать альбомом - то просто мировые шедевры! Клянусь! Я не преувеличиваю! Это все - авангардизм: человек по своей природе авангарден, при своем рождении, потому что у него есть свое лицо, своя физиономия, он неповторим! У него есть талант, все у него есть! Потом, волею судеб, происходят потери. У кого-то больше, у кого-то меньше. Но! Мы рождены в этом раю и туда же устремлены, и это и есть авангард, то есть каждый раз - как первый раз! И чувство свободы, и право быть собой - исконное, вложенное в меня при рождении право! И тем я интересен для другого, а другой интересен для меня.

    

- В ваших композициях можно услышать звуки, которые трудно идентифицировать. Откуда вы их берете и как материализуете?

- Часто бывает, что слышу звучание инструмента, которого нет или который существует, но у него нет таких возможностей. Я пишу для этого инструмента музыку, как будто бы это было возможно; и потом оказывается, что инструмент уже где-то существует в единичном экземпляре, или только разработан... И вот такие дерзновения пьянят озоном...

    

- Вы написали ряд композиций для голоса Татьяны Мелентьевой, вашей супруги...

- Действительно, Господь послал. Голос - оторопь берет... Проходит через нее - даже, может быть, ее личной заслуги в этом нет, и она смиренно принимает это - ангельский свет проходит, и никуда не деться. Так же как и Ростропович - его пронзающее пианиссимо, вибрато... Музыкантов много, инструменталистов очень много замечательных - а вот такого - нет. Потому что проходит через сердце такая степень немыслимой любви, заложенной в каждом из нас! Иногда Таня зайдет в храм, пропоет несколько звуков - и все: "Ах!" - небесный свет. Наше соединение произошло благодаря радио. Я жил тогда в коммуналке, был включен старый репродуктор, я зашел со сковородкой, на которой что-то шипело; и вдруг пение... Мы со сковородкой чуть не упали...

    

- В последнее время улавливаете ли вы что-то новое в композиции и восприятии?

- Я говорил об этом уже лет 10 назад, но не думаю, что это потеряло актуальность. В 60 - 70-х и отчасти в 80-х годах создавались вещи, которые были по сути своей не духовные, то есть созданные не по любви, а по знанию, по своеволию, по интересу личному. Ссылаюсь опять на Сильвестрова, поскольку он мне самый духовно близкий человек; однажды по поводу одной из таких вещей он сказал: "Но это же драма и трагедия овощей на огороде! Брюква против капусты, а огурец против морковки, вот они выясняют..." Это настолько точно! В "Пиквикском клубе" есть такой образ: человек садится в коляску, а лошаденка худая, еле стоит на ногах - ну что делать, долго буду ехать... И вдруг они как понеслись -"Что это такое?" - спрашивает. "Лошаденка, действительно, худая, но колеса очень хорошие, только успевай от них улепетывать!" И вот ощущение, что наработалась какая-то такая ситуация, понеслась, едва успевали улепетнуть. Технологии стали нарастать, а забыли совсем - кому? для чего? А сейчас можно немножечко оглянуться, какая-то востребованность диалога возникла - я это воспринимаю как благодатную ситуацию. Но очень тяжко переживаю - отсутствие света... Есть хороший анекдот: сидит медведь - вздыхает, его кусает комар; медведь хватает его и спрашивает трагически: "Как тебя зовут?" Тот: "Гоша!" Медведь от души придавливает его со словами: "Ху-у-удо мне, Гоша!" Вот так размял, размазал его... Но мир же не такой! И вот это существование на осколках каких-то смыслов, частных случаев, какой-то искаженный мир и люди... А посмотри открытым взглядом, глазами дитяти, почитай Библию - веришь ты или не веришь... Посмотри - мир пронзительно светится! И оттого, что ты скажешь: "Ху-у-удо" - этот свет никуда не девается. Очень переживаю раскручивание идолов - нет настоящих ориентиров. Не сейчас искусство родилось - не сравнивайте вы N c M - посмотрите, что А делал! Посмотрите, взгляните на несколько букв туда и сюда - и вы увидите А!

    

- Александр Аронович, премьеры ваших произведений звучат в Лондоне, Париже, Нью-Йорке, Франкфурте, Зальцбурге... Вы были первым из российских музыкантов, удостоенных международной премии DAAD, и год прожили в Берлине. Не возникает ли соблазн поселиться в обустроенной Европе?

- Россия - это не географическое понятие, это просто мой дом. Когда Баланчина спросили, кем он себя чувствует, он замечательно отчеканил: "По крови я - грузин, по воспитанию и образованию я - русский, а по национальности - петербуржец". Я могу подписаться под этими словами, только вместо грузина написать "еврей", а все остальное будет то же самое. Так же как вопрос языка, это - Божий промысел. Знаете, в 20-х годах минувшего века мой дед откупил часть квартиры у княгини Натальи Сергеевны Волконской. И там, на Рубинштейна, 5, я жил до 25 лет. Потом мы переехали, я, иногда проходя мимо дома, видел, что в помещениях идут евроремонты... А однажды, не знаю почему, вдруг поднялся в нашу бывшую коммуналку, оказалось, там живет процветающий ливанский бизнесмен. Очень любит Россию и, в отличие от других обитателей дома, сделал не евроремонт, а любовную реставрацию этой дивной квартиры с каминами. Мы с ним подружились, по его приглашению проводим в этом доме музыкальные вечера "У камина". Так вот, знаете, как состоялось наше знакомство? Я позвонил в дверь, он открыл. Посмотрел и сказал - такая была интонация, как будто даже не он сказал, а озвучил истину, которая и для него явилась изумлением: "Здесь твой дом!"

Также в рубрике:

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;