Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 39 (7498) 6 - 12 октября 2005г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
ПалитраУходящая натураРусская коллекция норвежца Юнаса Лида в ГМИИ имени А.С.Пушкина Елена ТИТАРЕНКО
Кубки с гербом Российской империи, изделия Императорского фарфорового завода, бронзовая пластика, портреты императоров и литераторов, виды Петербурга, наконец, портретные миниатюры XIX столетия. Все вместе они складываются в романтический образ России золотого века - он предстал в Музее личных коллекций. Эта затонувшая Атлантида вынырнула из океанских волн выставкой, которая привезена из Норвегии, а названа незатейливо и пылко - "С любовью к России". Нас уже трудно удивить, когда из дальнего зарубежья привозят нечто созданное в России: за 20 лет, минувших с начала перестройки, мы с этим свыклись. Тем любопытнее факт, что в Пушкинском как некое откровение нам показали подобное собрание, "прописанное" не в центре Европы, а в норвежской глубинке и принадлежавшее не какому-нибудь князю-эмигранту, а чистокровному варягу. Его имя - Юнас Лид, и был он норвежским консулом в России, мореходом, предпринимателем и, вероятно, немного авантюристом. В нашей стране он прожил почти 20 лет, приехав незадолго до Первой мировой войны в Россию "старую", высоко его ценившую, а в 1931 году покинув Страну Советов, где стал персоной нон-грата. В 1912 году он основал "Сибирскую пароходную компанию", чтоб открыть торговый путь между Европой и Сибирью через север Норвегии, а в 1913-м совершил экспедицию в Сибирь вместе с полярным исследователем Фритьофом Нансеном. А уже через год попросил российское подданство, а потом с гордостью хранил свидетельство о признании в правах наследственного почетного гражданства России, подписанное Николаем II. Не оставил норвежец попыток добиться успеха в России и после того, как была свергнута милая ему династия Романовых. Октябрь 1917-го Лид встретил в Петрограде, общался в Смольном с Лениным и Троцким. Не помогло: всю собственность "Сибирской компании" большевики конфисковали, Лид был полностью разорен и уехал в Лондон, однако в 1920 году вновь отправился в РСФСР. Нельзя сказать, чтобы серия новых русских путешествий принесла коммерсанту большую удачу, в конце концов он попал у властей в немилость и был вынужден вновь просить гражданства Норвегии. В 1940-е Лид произвел инвентаризацию своих сокровищ: на обороте картин и графических листов написал место и дату покупки, а также фамилию продавца. Скорее всего, две работы Гау - портрет юных великих княжон и неизвестной дамы в белом, "Молодая женщина с темной шалью у окна" кисти некоего Алексеева, а равно клюндеровские изображения молодой дамы в черном и гусарских офицеров (в одном из них Лиду очень хотелось видеть М.Лермонтова, но он оказался ротмистром Егором Шевичем) происходят из собрания графов Шереметевых. А в целом в собирательстве Лида явно ощутим элемент случайности: его посредники - некий торговец антиквариатом Макс Бенедиктов, мало кому известный художник Зайцев... Будем снисходительны к норвежцу: не слишком взыскательный коллекционер, он не принадлежал к поклонникам новейших течений, а тешил себя причастностью к былому имперскому блеску. И спокойно прошел мимо авангарда - о нем отдаленно напоминает лишь портрет самого Лида, написанный в 1933-м Юрием Анненковым. Художник и мемуарист в Париже встретил прежнего знакомого случайно, а изобразил спокойно, в почти классической манере, без свойственных себе же в 20-е авангардистских изломов. Мы тоже пройдем без больших эмоций вдоль стены с дворянскими портретами, притормозив разве что возле изображений генерала И.П.Архарова и баснописца И.А.Крылова. Странное, двойственное впечатление производит гордость коллекции Лида - "Портрет короля Швеции и Норвегии Оскара II", приписываемый К.Маковскому, или серия наклеенных на холст литографий К.Беггрова с видами Петербурга. Чуть побольше волнения вызовут царскосельский пейзаж в Александровском дворце от Георгия Лукомского, создавшего музей, или миниатюры, где вереницу русских дворян завершает немка, супруга Александра II. Обилие лиц императоров - всюду, от холстов до часов и фарфоровых медальонов, и от Александра I до Николая II - не должно удивлять: похоже, Лид нашел свой идеал в "уходящей натуре", то есть в России, сметенной катаклизмами ХХ века. Что в самом деле трогает, так это графика Ф. Нансена: мы-то не знаем великого путешественника и борца с голодом в Поволжье как художника! С любопытством поглядим на пейзажи Норвегии - у нее своя иерархия в искусстве, о котором мы тоже знаем так мало. Вздохнем о выставках Мунка в Европе - как знать, вдруг и к нам приедет подобная? И нет ли ее в стратегических планах Пушкинского музея, который сейчас так любезно принял предложение норвежских дипломатов - дабы напомнить о важной для обеих стран дате. Сто лет назад Россия первой в мире признала независимость Норвегии, когда эта скандинавская страна разорвала унию со Швецией. Юбилею дипломатических отношений между двумя государствами Северной Европы был посвящен мегапроект "Россия - Норвегия. Сквозь века и границы": в прошлом году выставка под августейшим патронатом состоялась в Осло, в нынешнем - в Петербурге. И сегодняшняя маленькая экспозиция на антресолях МЛК - робкое эхо грандиозных "сборных" музейно-коллекционерского интернационала. Мифологизированный и слегка слащавый образ России, дорогой сердцу Ю.Лида и хранящийся ныне в его усадьбе Сёлснес, вскоре увидят в Университете Осло, а затем - в музее норвежского городка Ромсдаль. И вряд ли стоит сомневаться, что "Русская коллекция норвежского консула Юнаса Лида" в его родных пенатах произведет впечатление куда более сильное, чем московская премьера, хотя и она подготовлена с великим тщанием и любовью к стране, очаровавшей ее героя. Также в рубрике:
|