Язык - секретное оружие
Фото Степана РАПЧЕВСКОГО
 |
|
Современный мир искусства немыслим без оперативной критики, как бы он ни намекал на то, что вполне может без нее обойтись. Кто-то же должен проводить границу между "культурным потоком" и "культурным процессом"... Если посмотреть с высоты птичьего полета и в исторической ретроспективе на взаимоотношения между художниками и критиками, то очевидно, что именно их плодотворное сотрудничество и создавало культурный ландшафт. Впрочем, очевидно и то, что взаимная полезность редко осознавалась современниками, так что вопрос "А судьи кто?" никогда не терял своей актуальности. Сегодня критика переживает не столько кризис жанра, сколько очередной виток саморефлексии, связанной как с поиском нового языка, так и с осознанием собственной значимости, необходимости, а порой и просто путей выживания профессии. И эта полоса - попытка принять участие в этом профессиональном самоопределении. Впрочем, как считает Ольга Манулкина, эксперт института ПРО АРТЕ, проблема эта не национальная, а интернациональная.
В частности, она активно обсуждается в среде музыкальных критиков как в Петрозаводске, где недавно прошел их профессиональный семинар, так и в Нью-Йорке, где год назад они собирались на симпозиум. "Мы все - борцы в странной партизанской войне, - считает Алекс Росс, известный нью-йоркский критик, - цель которой - не победить врага, но отвоевать себе место... Это не значит, что мы должны отказаться от объективности и стать пиар-агентами. Это означает, что нам надо писать более убедительно. Сами тексты приобретают первостепенную важность. Язык - наше секретное оружие..."