Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 41 (7500) 20 - 26 октября 2005г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
Первая полосаНИКИТА МИХАЛКОВ: "Все, что я делал, я делал по своей воле"Материал подготовила Светлана ХОХРЯКОВА
21 октября Никите Михалкову исполняется 60 лет. Дату эту он встречает в ореоле если не очередного скандала, то изрядного шума. 14 октября на расширенном секретариате правления Союза кинематографистов Михалков сделал заявление о том, что слагает с себя обязанности председателя СК и уходит в творческий отпуск, чтобы наконец-то осуществить свой проект "Утомленные солнцем-2", и не только (Михалков не снимал больше семи лет). "Утомленные солнцем-2" уже стали притчей во языцех. Герой Михалкова - комбриг Котов - в первой части дилогии вроде бы погибает, но тут он восстанет из пепла, чтобы продолжить свой доблестный воинский путь. Разговоров много, а картина все никак не выйдет в свет. Михалков же все больше занимается тяготами общественного толка. Все чаще возникают разговоры о том: а сможет ли Михалков одолеть очередной грандиозный проект, хватит ли сил и некогда могучего таланта? Свои союзные полномочия Никита Сергеевич возложил на Евгения Герасимова - актера и режиссера, депутата Мосгордумы. Когда-то Элем Климов брал творческий отпуск, оставив замену в лице Андрея Смирнова, а потом и вовсе ушел в отставку. Решил ли уйти в отставку Михалков, сказать может, наверное, только он сам. Пока он говорит, что вернется года через два. Михалков хоть и могуч, но все же человек со своей душой и нервами. И выдержать тот отпор, который он получает от собратьев по цеху в ответ на свои непопулярные решения, видимо, и ему непросто. Уходя, Н.Михалков огласил ряд своих проектов, в том числе связанных с остатками собственности некогда славного СК. Теперь в поле его зрения оказался Дом ветеранов кино в Матвеевском, который надо разрушить до основания, а затем построить новый, но в Болшеве, многострадальном месте, в котором какие уже только эксперименты не производились. Разговоры идут и о том, что грядет возрождение структуры, аналогичной Госкино, которая несколько лет назад была вмонтирована в преобразованном виде в "тело" Минкультуры. А у Михалкова якобы будет некий пост вроде советника министра на общественных началах. Перед уходом в отпуск "по беременности", как выразился сам Михалков, он говорил и о новом проекте Федеральной программы развития российской кинематографии, которая будет разработана не в чиновничьих кабинетах, а непосредственно кинематографистами. Юбилейного вечера в Доме кино не будет. Михалков, как правило, устраивает свои праздники на другой территории и, надо сказать, делает это талантливо и с размахом. 60-летие он встретит в Форум-холле на Павелецкой. Грустно писать обо всем этом накануне юбилея действительно талантливейшего человека, который отодвинул свой дар куда-то в сторону и отдал жизнь каким-то проектам, часто не связанным с творчеством и кинематографом. Не так давно Никита Михалков сказал, отвечая на наш вопрос: "Лицом к лицу лица не увидать, большое видится на расстоянии. Достоевский писал свои романы из журнала в журнал, чтобы заработать деньги. И те, кто читал его сочинения в то время, настроены были критически, тем более в России, где нет пророка в своем Отечестве. Кто знает, может быть, то, что считается сегодня проходным и попсовым, в какой-то момент окажется выразителем своего времени. Если наше попсовое время фиксируется в произведениях, которые в результате станут ответом на эти запросы и выражают время, значит, это останется, именно в силу того, что выражало время. Вспомните чарльстон. Его сейчас не танцуют, но когда-то он выражал время. Подождем, посмотрим. Время все расставляет на свои места. Важно оставаться самим собой. Вот это класс, вот это высший пилотаж. Вообще умение не отказываться от того, кем ты был, - это как раз и есть знак жизни. А если человек говорит, что вот эту его картину теперь показывать нельзя, - это плохо и может вызвать только жалость. Все, что я делал в кино, я делал по своей воле. Это как крест, который ты несешь. Мама мне говорила: "Значит, так надо". Я никогда не рвался в руководители Союза кинематографистов. Это двадцать лет назад на этом посту было хорошо - черная "Волга", "кремлевка", белый телефон, почет и уважение, любая дверь открывается. Сейчас ничего этого нет. Кроме того, что ты ешь лопатами то, что люди не едят. Вот обхаяли в свое время на пятом съезде стариков кинематографистов, потому что знали, что ничего за это уже не будет. Что же вы раньше перед ними на брюхе ползали? За то, что я заступился за них, на десять лет был отлучен от союза. За это время снял картины, "Оскара" получил. Смотрю на то, что происходит теперь, и думаю, как мог бы жить в своем мире, со своими связями я бы все то, что потратил за эти годы на СК, потратил бы на друзей, семью и себя самого". Грустно, что очень многие кинематографисты наотрез отказываются произносить речи во славу юбиляра, избегают этого всеми силами и в силу разных причин. А вот КШИШТОФ ЗАНУССИ - тонкий дипломат и человек, нашел хорошие слова: "Наши отношения с Никитой Михалковым давние. Впервые мы встретились еще в начале 70-х. И если бы я не имел в виду Михалкова, может быть, вообще "Персону нон грата" не снял. Потому что он, как человек, как художник, выражает в моем понимании такое смешение чувств, единственно необходимое в этом фильме. Никита Михалков меня увлекает, и в то же время я его боюсь как на экране, так и в жизни. И это для меня было интересно, как некий синтез отношения к России. Это преувеличение, конечно. Есть такие русские, которых я только боюсь. Есть такие, которых только обожаю. Люди все разные, и невозможно их квалифицировать окончательно и бесповоротно. Жизнелюбивость Михалкова, с одной стороны, и свобода, с какой он подходит к разным ценностям, - с другой, меня иногда пугают, а иногда удивляют. Поэтому я и обратился к Никите Сергеевичу с предложением участвовать в картине, и он, к счастью, согласился. Никита Михалков играет в "Персоне нон грата" роль одного из заместителей министра иностранных дел. Когда я написал сценарий, то в нем был весьма небольшой кусок, связанный с дипломатической службой, но потом объем этот увеличился. Персонаж, которого играет Никита, прагматичен, и он говорит герою Збигнева Запасевича, который не идет на компромиссы и оттого проигрывает: "Если так принято, почему не давать взятки? Ведь это приносит пользу моей стране". Но возможно ли спастись, если жить без нравственных принципов? Такой прагматизм убивает, а не приносит пользы. Но я не пытаюсь сказать, что это типично русский подход. Это подход прагматика вообще, который уверен в том, что на любом посту надо соглашаться на условия, которые диктует жизнь. Не так уж и много могу назвать имен режиссеров, которых уважаю. Самых важных уже нет в этом мире. Я ждал появление любой картины Феллини, Бунюэля и Тарковского. Но их уже нет с нами. Всегда с интересом смотрю картины Никиты Михалкова и Отара Иоселиани. А как актера я Никиту знаю долгие годы. На площадке он работает прекрасно, могу судить об этом после совместной работы в "Персоне нон грата". Ведет себя корректно и безупречно, без каких-либо режиссерских поползновений. Он был и сопродюсером нашей картины. И тут нечем быть мне недовольным. Разве что очень он нас развлекал тем, что уезжал со съемок на машине с "мигалкой". Могу говорить в случае Михалкова об одаренности без всяких сомнений, о большом творческом масштабе. Очень уважаю его картины. Его режиссерский масштаб не меньше, чем актерский. Никаких сомнений даже не возникает по этому поводу. Что касается всего остального, скажем, его позиций в обществе, то я, как иностранец, не имею об этом представления и не знаю, кто из его критиков прав, а кто нет. Он человек, как все мы, полный разных страстей. И от этого никуда не денешься". Беседу с Кшиштофом Занусси читайте на странице "Кино".Также в рубрике:
|