Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 41 (7500) 20 - 26 октября 2005г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
Телевизионный смотрительОдин к десяти"Охота на Изюбря" на "Первом" ПРЕМЬЕРААнастасия МАШКОВА
"Первая олигархическая сага" - есть в этом слогане, согласитесь, некая претензия - едва ли не избранность. У нас уже был "Бумер" - "про тех, кто выжил в 90-е", читай: для тех, кто и сам выжил в 90-е, ибо кто же еще, кроме однопоколенников, может адекватно прочесть эту историю "про дороги, которые лучше не выбирать" (этот слоган автор данных строк лично услышал от торговца пиратскими дисками в подмосковной электричке). Был сериал "Бригада", создатели которого уверяли, что в 90-е вся страна либо находилась в рядах бандитов, либо от них пострадала, либо (в крайнем случае) дружила с представителями первой или второй категории... Но мало кто из "выживших в 90-е" может похвастаться близким знакомством с олигархами. Разумеется, телефильм с таким слоганом мог появиться только на "Первом канале". Особым шиком в этом случае может считаться не тот факт, что именно этот канал застолбил за собой права на экранизацию не то чтобы модной, но популярной писательницы Юлии Латыниной, а выбор режиссера, в итоге вставшего у руля проекта (первоначально интерес к серии романов Латыниной про Ахтарский металлургический комбинат выказывал Александр Митта) и подписавшего его своим именем - Абай Карпыков (Казахстан). Тот факт, что Карпыков вернулся в кино после досадного перерыва (его последняя лента "Фара" была создана в 1999 году), уже настраивает на благожелательный лад: вот умеет человек снимать красиво! Есть такая любопытная тенденция последних лет: слово "постсоветский" по поводу и без начали заменять на "евразийский". В том случае, когда речь идет о кино, явочным порядком заменять не рекомендуется, но Абай Карпыков как раз сумел привнести в данный проект трудно формулируемое обаяние "евразийскости". Россия, степь, снега, тайга. Драма, любовь, перестройка, "Доктор Живаго" и скифы. В общем, далее по списку. Новые штампы, как известно, лучше старых именно потому, что они новые. К сожалению, из сценарно-литературного материала совершенно нельзя понять: где постсоветское, где евразийское... Это мы такие, потому что жизнь - вот такая, или наоборот - жизнь вот такая, потому что мы такие? Кто виноват: дураки или дороги? Поскольку рассуждений о прозе Латыниной не избежать, то лучше всего о них говорить в рамках "экранизируемости" ее сочинений. Да, конечно, у этого автора явные сложности с психологической достоверностью. Но и эта, и любая возможная экранизация Латыниной - это именно экранизация ее романов, а не кино по их мотивам. Хотя, вероятно, наиболее адекватной экранизацией "Промзоны" и прочих романов про АМК (Ахтарский металлургический комбинат) могла бы стать роскошная, исполненная в 3D формате схема со стрелочками финансовых потоков и закадровым голосом самой писательницы, также преуспевший в профессиях телевизионного и радийного политэкономического обозревателя. Визуальный ряд можно предложить такой: гигантские мужские фигуры, прорисованные с максимальным жизнеподобием, играют в маленькие заводы, электростанции, железные дороги и прочие объекты народного хозяйства, воссозданные один к десяти относительно их собственного масштаба. Женщина за кадром с неподдельной заинтересованностью комментирует их действия - это уже звуковой ряд. Посыл "голоса за кадром" очевиден: игра идет по-взрослому, но мотивации у повзрослевших мальчиков те же самые - самолюбие, ревность, желание доказать, кто круче. Довольно симптоматично, что еще до того, как к Лытыниной пришла известность в качестве журналиста, она была вполне успешна в качестве автора романов в жанре фэнтези, которые публиковала под мужским псевдонимом. Один из них назывался уж совсем симптоматично - "Колдуны и министры". Основной посыл уже экономического журналиста Латыниной прост: весь российский бизнес - теневой, потому что дикий. Не знаю, стоит ли спорить, потому что на этом элементарном месседже автору удалось довольно успешно вырастить целую серию романов, как выяснилось, вполне пригодных и для экранизации. Если следовать логике Латыниной, у нас есть два типа руководителей-воров: одни воруют для, предположим, металлургического комбината, ими руководимого, другие - у комбината. Мотивация остается загадочной: почему не "у", а "для"? Такие вот схемки с условными обозначениями "красный директор", "черный банкир", "серый губернатор", "белый и пушистый бандит" (есть даже "голубые" представители многих вышеозначенных профессий - немаловажная деталь в писательских мирах Латыниной), игра все время идет на повышение, в итоге приходит, совсем как в анекдоте, Президент и "всех разгоняет". Административный ресурс и политическую волю не перешибешь, но все хотят с ней договориться. Герои часто меняют статус и совершают немотивированные поступки под влиянием типично мужских слабостей (как правило, это сочетание наркомании и бытового пьянства - самые распространенные пороки в российском бизнесе, если верить автору), что позволяет придать новые импульсы действию. Очень часто, причем совершенно из соображений мужского соперничества, герои обращают внимание на близких родственниц, либо спутниц жизни своих соперников, без этого тоже никак не обойтись. Показ сериала "Охота на Изюбря" не завершен, но многое уже угадывается. И все эти "интересности" разбиваются о самые простые соображения здравого смысла. Итак, где-то в начале всего действия главный герой, полновластный хозяин Ахтарского металлургического комбината Вячеслав Извольский (Александр Балуев), долго рассуждает о том, что, выплачивая все налоги, он не сможет ни платить нормальную зарплату, ни развивать производство. В следующем эпизоде он узнает, что его заместитель и зять Дмитрий Неклесов (Марат Башаров) как-то нечаянно потерял из бюджета предприятия 18 миллионов долларов. Конечно, люди маленькие, так сказать обыватели, не могут не вздрогнуть: как же так, профигачили целых 18 миллионов долларов и не испытывают никакого экзистенциального ужаса. Однако задумаемся, а что бы могли сделать на 18 миллионов долларов герои трудной судьбы и невыносимой легкости финансового бытия: заплатить зарплату, приличную зарплату, примерно по 200 у.е. всему комбинату. А много ли вы видели гигантов индустрии, где хотя бы один раз не "зажали" зарплату? Ну хотя бы "тринадцатую зарплату"... Переведя фокус зрительского внимания с "колдунов и министров", разнообразных титанов и стоиков экономики переходного периода, на колоритные фигуры "мелких сошек", чьи действия вполне укладываются в сознание обычного человека, авторы сериала только выиграли. Просто не стали, как Латынина, подробно вдаваться - "кто для чего ворует", но сконцентрировались на том, что "воруют все". До сатиры и социальной критики дело не дошло, зато само собой испарилось как-то не красящее интеллектуальную Латынину типично дамское придыхание перед капитанами большого бизнеса. Да, размер, как водится, имеет значение, но суть та же, что и в работе директора детского сада (вспомним бессмертный киношлягер "Джентльмены удачи"). С другой стороны, тот факт, что один герой плохой, а другой - чуть лучше (речь идет о героях-олигархах), в данном случае объясняется с помощью сакраментальных кинематографических приемов, например, игрой света и тени (операторы - Михаил Мукасей и Владимир Масс), костюмами, гримом, нюансами актерской игры... Однако есть все основания предположить, что телевизионная "олигархическая сага" послужит новым импульсом в карьере как раз Латыниной, но никак не тех, кто эту экранизацию осуществил. Ибо понять, чем же бизнес-технологии, предложенные Извольским, хуже или лучше, нежели те, что исповедуют (по-моему, только так и можно сказать, тут ничего без истовой веры и надрыва не делается) его оппоненты, никак нельзя, кроме как обратившись к автору. А вот с операторской работой все волшебно ясно, другое дело, что вбухивать подобный ресурс в изображение, которое можно оценить, лишь обладая приличным телевизионным приемником с плоским экраном, могли лишь олигархи медиаиндустрии. Как и следовало ожидать, на место положительного героя помещается некий бескорыстный герой-перевертыш. То есть не Герой, а и.о.Героя, исполняющий обязанности гений мимикрии. Подобные герои перемещаются из "теневого" в "световое" пространство потому, что покрывают неблаговидные дела сильных мира сего - как глава службы безопасности Ахтарского металлургического комбината Денис Черяга, чью роль облюбовал для себя исполнительный продюсер сериала и просто известный продюсер Алексей Гуськов. Парадоксальный выбор, потому, что этот герой самый неинтересный: эдакий глас вопиющего разума и элементарной бытовой адекватности в краю непуганых идиотов. Этот персонаж не подсажен на наркотик бесконечного и безграничного самоутверждения и поэтому не сможет стать олигархом. Да, эпоха "просто" эффективных менеджеров в нашей стране не настала. Также в рубрике:
|