Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 43 (7502) 3 - 9 ноября 2005г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
Телевизионный смотрительНасильно жить не запретишьНеобязательные заметки о "драмах" долгожителей ДОСТИЖЕНИЯМатвей САМОХИН
Так получилось, что в один вечер 27 октября в эфире сошлись две программы, посвященные проблеме долгожительства. Обе они, впрочем, на первый взгляд "совсем не об этом" - на "России" мы увидели биографическую документальную телеленту "Драма Татьяны Пельтцер", на "Первом" - как бы "сенсационное расследование" под названием "Биологический возраст". На жанре второй программы хотелось бы остановиться отдельно. Судя по всему, компания "Террикон", создавшая эту программу, равно как и многие другие образчики теледокументалистики, заполняющие вечерний эфир "Первого канала", делает ставку на простейшую технологию: утром в газете - через месяц в программе. Но в ряде случаев подобная стратегия, небезупречная с точки зрения журналистской этики (иной раз откровенные "утки" увековечивали), дает потрясающие результаты: воистину иной раз лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать (прочитать). Автору программы "Биологический возраст" Андрею Сычеву и его коллегам счастливо удалось не растерять актуальность темы при всей увлекательности, как бы "сенсационности" формы. Итак, речь в "Биологическом возрасте" идет о людях, пораженных редчайшим недугом - их реальный и биологический возраст разительно, на десятилетия, отличается, хотя по ходу дела выясняется, что эта разница - фикция. И речь не только о курьезном случае, о разоблаченной журналистами крестьянке Татьяне, которая совершено по-женски решила проблему уходящей юности: просто, как в анекдоте, "потеряла паспорт". А потом заявилась к далеким столичным врачам, описала симптомы редкой болезни, заявив, что она - особа 1979 года рождения. Журналисты же обнаружили, что по всем документам она - с 1949-го. И свидетелей - целая деревня с окрестностями. Но ведь изучали... Подытоживая драмы других несчастных, пораженных редким недугом, можно сказать: они просто стареют (либо прекращают стареть) сугубо визуально и отчасти физиологически (процессы старения убыстряются, но не столь фатально, как кажется именно по внешности). Морщины, атрофия мышц, седина... В общем, зрелище шокирующее. При этом все остаются в трезвом рассудке и твердой памяти. К сожалению, в большинстве случаев подобные страдальцы обречены на личное одиночество. Есть и варианты. От одного героя, интеллигентного литовца, сразу после болезни ушла жена, впрочем, вскоре появилась подруга. И довольно забавный даже эпизод: школьница, полагающая, что ее бойфренду 29 (на самом деле 43), приходит в развеселое состояние, узнав "правду". Этот герой, утверждающий, что не состарился ни на день после аварии, произошедшей с ним в 23 года, проходит тест на состояние сердечной мышцы: его сердце оценивается в 47. Характерное дебиловатое удивление разливается на лице, будто бы принадлежащем клиенту детской комнаты милиции: надо же... Случай не из геронтологической практики, явно. Но и вполне адекватным людям помочь геронтологи не могут. Молодая, по паспорту, девушка с, видимо, обеспеченными родителями, прибегает к услугам широко рекламируемой ныне клеточной медицины. После первого курса она сбрасывает лет эдак десять, и получается хорошо ухоженная женщина лет шестидесяти. Следует неизменное интервью с отцом российской клеточной медицины, владельцем сети клиник эстетической медицины Александром Тепляшиным: любое его появление на экране никогда не будет посчитано за "джинсу", ибо изготовитель новомодного средства Макропулоса явно сам им не пользуется. Несколько более активно ходит по дневным ток-шоу совладелец бизнеса доктора Тепляшина и его жена, также доктор: ее облик прямо-таки потрясает количеством и качеством пластических операций, но зачем они, ведь можно прямо-таки в юность вернуться?! Литовец в клеточную терапию не верит, лечится травами и готовится делать вторую подтяжку. И как тут не вспомнить, что по-своему мудра была треклятая советская медицина, отсекавшая мужчин с требованием сделать им круговую пластику еще на стадии собеседования (только хуже будет, как ни старайся), да и с гомеопатией боровшаяся как-то вяло и нехотя (ныне почти доказано, что польза от нее - сугубо психологическая)... Делать нечего. Разве что действительно "терять паспорта" и вводить в заблуждение потенциальных работодателей. И, глядя на "возрастных экстремалов", на этих жертв старения, понимаешь, что скоро у нас полстраны будет жить с теми же проблемами. Что общее старение нации - огромная проблема. Но хоть что-нибудь делается для того, чтобы ее решить? Чтобы внести ее в поле обсуждения? Идеологи, самое живучее российское сословие, впрочем, не переводятся и продолжают радовать нас своими новыми достижениями. Наконец-то "они нам" придумали гениальную в своей абсурдности доктрину: "борьба против бедности" и одновременно "борьба за рождаемость". Можно, конечно, поменять предлоги и достичь заявленных целей малой кровью. Бороться против рождаемости и против бедности - разом. Можно еще и сделать так, чтобы люди максимально сохраняли дееспособность... Но до этого ли? Нет никаких нравственных претензий к передаче про уникальную долгожительницу кинематографа и театральной сцены, про артистку Татьяну Пельтцер. Но ее ли, Татьяны Ивановны, это драма, заявленная в самом названии фильма? Ее ли эта вина - одиночество в последние годы жизни? Она ведь сделала все возможное, дабы встретить старость достойно... Но наше государство даже народным артистам своим (Пельтцер - народная артистка с 1972 года, а умерла двадцать лет спустя) не смогло гарантировать нормальное функционирование соответствующих служб медицины и социальной опеки. Что же говорить о простых смертных? Как актуально, оказывается, придумана доктрина с повышением рождаемости! И со старостью "бороться" не придется... Также в рубрике:
|