Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 43 (7502) 3 - 9 ноября 2005г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
СобытиеВ погоне за экзотикой"Синий бог" и "Жар-птица" в Кремле БАЛЕТЕкатерина БЕЛЯЕВА
Закончился октябрь, а балетная сцена все не торопится на события. Разбавить скуку осеннего затишья попытался Андрис Лиепа. В прошлом танцовщик, а ныне балетный менеджер, Лиепа пребывает в плену своих старых чаяний - жаждет любой ценой восстановить все балеты Русских сезонов Сергея Дягилева. С артистами труппы "Кремлевский балет" и приглашенными солистами из Большого театра он реанимировал "Синего бога" и поставил "Жар-птицу" Михаила Фокина.
Очевидная неблагодатность почвы реконструкции спектаклей из наследия Фокина, одного из хореографов антрепризы, его не смущает, наоборот, только Фокиным Лиепа и занимается. Может, дух великого отца не дает покоя - ведь именно Марис Лиепа в свое время выступил борцом за права Фокина на русской сцене и сам восстановил и станцевал "Видение розы" в Большом театре. Но одно дело - поиск репертуара для себя в ситуации крайней изоляции наших артистов в шестидесятые и другое - фанатическая погоня за экзотическими балетами-стилизациями, похоже, навсегда вышедшими из моды. Фокина ставят по всему миру - в Ковент-Гарден, в Парижской Опере, в Джоффри Балле, но, в общем, безуспешно. Его балетами разбавляют сборные программы, думаю, для простого ознакомления зрителей с этой эстетикой. В Мариинском театре идет "Шопениана" - более или менее аутентичный спектакль Фокина, критикуемый англичанами явно из зависти, так как те редакции, с которыми имели дело они, значительно более поздние, чем наша. "Шопениана", как броский шедевр хореографа, крепко держится в репертуаре и даже относится к спектаклям, по которым мы судим молодых балерин и определяем их в "романтические" или "драматические". Андрис предложил Мариинскому театру добавку Фокина - "Шехеразаду" и "Жар-птицу", и они пока живут в репертуаре благодаря артистам: первую спасла Ульяна Лопаткина, вторую - Диана Вишнева и Майя Думченко. Все остальное в этих балетах, что вроде бы относится к знаменитым фокинским стилизациям, я имею в виду восстановленные Андрисом кордебалетные сцены, декорации, костюмы, приходится лишь терпеть ради музыки. Версий неуспеха может быть много - неточности при переносе, ошибки художников в области палитры красок, инертность артистов, изменение зрительских вкусов, быстротечность моды на стилизации. Такая же участь у "Петрушки", которого восстановил Сергей Вихарев: своими силами собрать интересные спектакли не удается, прекрасные декорации существуют полчаса музыки сами по себе, а заезжие знаменитости, отмеченные как уникальные исполнители роли Петрушки, например Владимир Малахов и Вячеслав Самодуров, кассы балету не делают. В Париже и того хуже, Петрушку там исполняют рафинированные премьеры, русских артистов к балетам Русских сезонов не допускают, а результат совсем плачевный - скука царит смертная. Склоняюсь к мысли, что дело не в таланте постановщиков (понятно, что наши и западные спектакли реконструируют разные люди), а в самих балетах Фокина, который имел сумасшедший успех во время "Сезонов" и затерялся в хронотопе XX века. Что уж прижилось на сцене, то выживет, что ушло - должно уйти. Андрис Лиепа так не считает. Вот взялся за "Синего бога". В его проектах, как всегда, раздражают претенциозность, подача себя как наследника великих традиций, пропаганда семьи без всякого повода, а во всем остальном он производит впечатление человека деятельного. "Синий бог" возник в его планах, когда обнаружились полный комплект эскизов Бакста, сценарий Жана Кокто и партитура Рейналдо Хана. Хан вскоре отпал, так как его музыку не удалось грамотно оркестровать. Потеря невелика, эту партитуру и в 1912 году нашли крайне неудачной. Остались Бакст и Кокто, но с ними также не все в порядке. Бакст оригинальностью не блеснул - некогда было. В тот же сезон он выдавал "Тамару", "Дафниса и Хлою" и, главное, - "Послеполуденный отдых фавна". Кокто самовыразился, это был его первый театральный сценарий, и он решил сделать текст не как у всех - дал индийскому мифу о змее себя увлечь, а сюжет прописал кое-как. Какая-то девушка борется за юношу, который хочет посвятить себя культу. Жрецы ее оттесняют от процессии и запирают в пещеру со змеями. Она бы погибла, если бы не Добрая богиня лотоса и Синий бог, вовремя явившиеся. Далее следовали всеобщая адорация богам, соло Синего бога с флейтой и воссоединение смертных юноши и девушки. Карсавина танцевала Девушку, Нижинский - Синего бога, артисты публике Театра Шатле в 1912 году понравились, индийские стилизации Бакста сочли любопытными, и все. Дягилев балет снял, Фокина выгнал, Нижинского возвысил - за хореографию "Фавна", конечно. Лиепа отринул музыку Хана, заменил ее на часть "Божественной поэмы" и "Поэму экстаза" Скрябина, пригласил Уэйна Иглинга как хореографа и Николая Цискаридзе как Синего бога. Иглинг двадцать лет вел классический репертуар в Ковент-Гарден, участвовал в постановках МакМиллана и сейчас сочинил нечто в духе своих английских учителей - драму с роковой героиней вроде Манон Леско. На роль Девушки выбрал Наталью Балахничеву и вокруг нее сплел сюжетную перипетию. Балерины обычно любят таких хореографов и охотно идут за ними, Наташа не исключение. Она сыграла свою драму очень сильно, оправдала доверие хореографа, а тот взамен преданности поставил на нее те комбинации фраз, которые особенно удаются балерине, - большие батманы, разные жете и долгие арабески (все на авансцене). Синий бог Николая Цискаридзе, как и полагалось по Кокто, выполнял декоративную и спиритическую функцию - замирал в индийских позах со свирелью, сверкал каменьями роскошного костюма, соблюдал этикет небожителей. Еще Андрису надоели постоянные упреки в подделке костюмов, и он исправился - побеспокоился, чтобы аутентичность соблюдалась. Была применена новейшая технология: эскизы прочитал компьютер и выдал анализ тканей, а также осуществил перенос отсканированных узоров на материалы. Костюмы удались, впрочем, как и декорация Анны Нежной с масками Кокто, змеями, водопадом и лотосом. Есть претензии к исполнению - кордебалетные сцены отрепетировали плохо. Просто свалить это на традицию артистов "Кремлевского балета" не получится, так как они же во втором отделении очень чисто исполнят "Жар-птицу" (а в роли Жар-птицы блеснет многообещающая прима труппы Кристина Кретова). Скорее всего, внимание хореографа было сосредоточено на исполнителях центральных партий, а индийские танцы ставились в последний момент и не очень соединялись с музыкой Скрябина. В результате мы имеем все то же, что и было при Дягилеве, - неудачную хореографию, неподходящую музыку, симпатичный декор Бакста и харизматических артистов, равных самим себе. Что делать со всем этим, времени придется решать еще раз. Также в рубрике:
|