Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 43 (7502) 3 - 9 ноября 2005г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
ПалитраПесня волжского гостяВ Третьяковской галерее - Нижегородский музей Евграф КОНЧИН
"Золотая карта России" обогатилась очередной, 27-й выставкой, которую привез в Москву Нижегородский государственный художественный музей. Он представил около 70 произведений ведущих мастеров русской живописи XVIII - начала XX века. Выставка как бы анонсирует два славных юбилея следующего года - 150-летие Третьяковской галереи и 110-летие самого Нижегородского музея. Хотя музей насчитывает всего 12 тысяч экспонатов (есть региональные и республиканские музеи с большим их числом), но по художественному уровню его приравнивают к "столичным". Нижегородский музей был открыт в 1896 году в некоторой степени как местный достопримечательный раздел XVI Всероссийской промышленной и художественной выставки - грандиозного события в истории России. В создании музея активное участие принимали основатель Московского общества художников А.Карелин и профессор Академии художеств Н.Кошелев. В основу коллекции легли дары многих русских живописцев. "Дарственное направление" и стало определяющим в собирательской деятельности, что наглядно показала нынешняя выставка.
Прежде всего в двадцатые - тридцатые годы своего нижегородского коллегу щедро одаривала Третьяковская галерея. И вот сейчас некогда ее собственные экспонаты, собранные еще Павлом Михайловичем Третьяковым, стали почтенными "гостями" в экспозиции. Это - "Отблеск заката" В.Борисова-Мусатова", "Чистка ковров" П.Кузнецова, "Казначейство в день раздачи пенсии" В.Маковского, "Баба в желтом" Ф.Малявина, "Печерский монастырь близ Нижнего Новгорода" А.Саврасова. Да, щедро, подчас слишком, раздавала свои богатства Третьяковская галерея. Особенно республикам Средней Азии, Закавказья, Украине. Сейчас эти сокровища, собранные Павлом Третьяковым, оказались за границей и спрятаны в музейные запасники. Если подсчитать, сколько Третьяковка отдала произведений, то из них можно организовать несколько десятков полноценных музеев. Конечно, в то время это был благородный и, вероятно, нужный жест, но ныне он требует и ответной благодарности, о чем подчас бывшие советские республики забывают. Несколько первоклассных произведений Нижегородский музей получил из Русского музея. Среди них такой шедевр, как "Портрет княгини З.Н.Юсуповой" B.Серова. Оттуда же картины А.Боголюбова, С.Жуковского, Ф.Матвеева, показанные на сегодняшней выставке. И, пожалуй, чуть ли не половину ее составляют картины, полученные в те же годы из Москвы, из Государственного музейного фонда. К слову, значительную часть коллекций многих региональных и республиканских музеев составляют поступления из Государственного музейного фонда. Такое, казалось бы, вполне естественное и необходимое перераспределение художественного достояния страны сейчас требует, как мне кажется, несколько иного осмысления. Огромный вклад в формирование коллекций Нижегородского музея принадлежит Максиму Горькому. В экспозиции - шесть картин Н.Рериха - почти полная монографическая серия "Майтрейя". Неизвестно местонахождение лишь первой картины "Шамбала идет". Они написаны художником в 1925 - 1926 годах во время экспедиции по Центральной Азии и привезены автором в Москву. Рерих подарил эту, одну из лучших своих серий, Горькому, а в 1936 году по завещанию писателя она перешла в Нижегородский музей. Картины серии "Майтрейя" - самая эффектная и значительная часть дара Максима Горького, как и великолепная "кустодиевская серия" из шести холстов, весьма характерных для творчества художника. На выставке показаны "Вербный торг у Спасских ворот", "Купец-сундучник", "Купчиха, пьющая чай", которые являются украшением экспозиции. Дары Горького - и "Весенний пейзаж" М.Нестерова, и "Ветви ели" А.Рылова. Большой раздел составляют произведения художников русского авангарда - А.Родченко, Н.Гончаровой, М.Ларионова, О.Розановой, К.Рождественского, П.Кончаловского. Появление этой коллекции в музее довольно своеобразно. В Нижнем Новгороде в двадцатые годы предполагалась организация Музея живописной культуры, который так и не был открыт. Собранные для него экспонаты и оказались в Нижегородском музее. Правда, в конце 1940-х годов их чуть было не уничтожили как "идеологически вредные" и не представляющие художественного интереса. Даже составили "черный" список № 5 картин, подлежащих "списанию". Но сотрудникам музея удалось их сохранить. Теперь они - краса и гордость музея. Жаль, что некоторые лучшие холсты из "авангардистской" коллекции не представлены - они почти безвылазно находятся в зарубежных командировках и редко возвращаются в Нижний Новгород. Не попали они на сей раз и в Москву. "Волжский проект" в "Золотой карте России", как и многие предыдущие ее экспозиции, вызывает неоднозначное впечатление и обозначает ряд проблем. Надо откровенно сказать, что эти выставки не из самых популярных среди москвичей и гостей столицы. Вряд ли кто-нибудь пойдет на выставку, чтобы посмотреть одного Рокотова, одного Левицкого, одного Айвазовского, одного Левитана или Серова, тогда как в соседнем здании Третьяковской галереи, почти через стенку, находятся целые залы истинных шедевров этих же авторов, самых значительных произведений великих мастеров. Это же относится к творчеству художников русского авангарда, которые во всей полноте и разнообразии представлены в экспозиции "Искусство XX века" ГТГ на Крымском Валу. Чтобы привлечь искушенного москвича, необходимо выставить произведения изобразительного искусства, которых нет или почти нет в столичных музеях. Некоторым региональным музеям, выступившим в "Золотой карте России", это вполне удавалось. Вспоминаю, каким удивительным открытием стало творчество оригинального, самобытного художника Константина Панкова из Тюменского музея изобразительных искусств. Или коллекция "Тобольская резная кость" из того же музея. Еще назову великолепную коллекцию работ Николая Фешина и поразительного самородка Урманче - из Музея изобразительных искусств Республики Татарстан. Ради этих произведений можно пойти на выставку. Но таких истинных открытий в "Волжском проекте" не нашлось. Но это не умаляет значения нынешней выставки. Существует и другая точка зрения - не московская, а всероссийская и, по-моему, более высокая по своему общественному звучанию. Столь торжественный выезд в Москву, причем в залы Третьяковской галереи, - большой праздник для Нижегородского музея. Это - несомненное признание его значения в художественной жизни России. Да и для большинства москвичей не грех узнать, какими несметными богатствами обладают наши регионы. Но правомерно и то, что в "Золотой карте", вероятно, нужно менять формы и приемы отбора и экспонирования. Это естественный процесс развития. В следующем, 2006 году Третьяковская галерея, как и вся Россия, будет отмечать 150-летний юбилей. Выставок из "Золотой карты России" станет меньше. Но умножатся специальные "поздравительные" экспозиции из музеев не только нашей страны, но и мира. Следующий год, как никакой другой в современной истории Третьяковской галереи, обещает быть грандиозным, необыкновенным и очень интересным. Также в рубрике:
|