Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 49 (7508) 15 - 21 декабря 2005г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
АрхитектураСтальные нервы - не железные"Рабочего и колхозницу" обещают вернуть на место через год РЕКОНСТРУКЦИЯАнна МАРТОВИЦКАЯ Уже больше двух лет прошло с тех пор, как знаменитый монумент "Рабочий и колхозница" работы Веры Мухиной был демонтирован и отправлен на реставрацию. Тогда, в октябре 2003-го, необходимость самых срочных и скрупулезных работ была очевидна специалистам: несущий каркас символа деформировался, а в некоторых местах и вовсе разрушился. Однако спустя два с половиной года выясняется, что к реставрации так и не приступили: на это нет ни средств, ни сил. Впрочем, теперь решение этих вопросов в свои руки взял лично руководитель московского стройкомплекса Владимир Ресин, пообещавший, что уже через год "Рабочий и колхозница" вернутся на прежнее место. Напомним, что знаменитая скульптура, признанная "эталоном социалистического реализма", была изготовлена в 1935 - 1937 годах для советского павильона на Всемирной выставке в Париже. Когда изваяние установили во французской столице, пресса единогласно назвала его "первым достойным конкурентом Эйфелевой башни". Пожалуй, это был звездный час "Рабочего и колхозницы", хотя и на Родине их со временем признали выдающейся достопримечательностью Москвы. После окончания выставки статуя была разобрана, перевезена в советскую столицу и вновь собрана из более толстых листов стали и смонтирована на гораздо более низком постаменте. Теперь уже всеми признано, что это исказило восприятие скульптуры, рассчитанной на довольно приличную высоту "вознесения": Мухина намеренно укрупняла отдельные детали и несколько утрировала движение. Вера Игнатьевна мечтала, чтобы скульптура стояла на бровке Ленинских гор. "Сейчас, - писала она, - статуя ползет по земле, все точки зрения и композиционные эффекты уничтожены". Как ни странно, к ее мнению прислушались, правда, уже после ее кончины. В 1975 году Моссовет принял решение о подготовке для памятника нового, более высокого постамента. Проектирование было поручено Борису Иофану, создавшему в 1937 году павильон СССР на Всемирной выставке в Париже, но в начале 1976 года архитектор скончался. Следующий конкурс на проектирование постамента и подыскание нового места для "Рабочего и колхозницы" был проведен в 1987 году. Наиболее приемлемым признали не застроенное тогда пространство около Центрального дома художника. Однако авторитетная экспертная комиссия высказалась против переноса статуи, поскольку уже тогда было ясно, что внутренний металлический каркас может не вынести переноса: так "Рабочий и колхозница" остались у ВВЦ, а вакантное место еще десять лет спустя занял Петр Первый Зураба Церетели. После перестройки творение Мухиной долгое время и вовсе никого не интересовало. В начале 1990-х "Рабочего и колхозницу" даже пыталась купить одна американская фирма, но столичные и федеральные власти - надо признать, не без размышлений - высказались против этой затеи. Было решено, что рано или поздно в самой России найдутся средства на реставрацию статуи. В итоге пятнадцать лет спустя знаменитая скульптура готовится отметить свое 70-летие в разобранном виде. К 2003-му необходимость реставрации уже никому не нужно было доказывать. Заплатки на монументе были видны за километр, несущий каркас памятника проржавел, ударная вязкость довоенного металла равнялась нулю. К тому же скульптура была собрана таким образом, что нормальный уход за ней "изнутри" был невозможен. У памятника было много недоступных мест: руки и ноги героев, косынка колхозницы. Особенно сильно пострадала от отсутствия гигиены и ремонта женская половина монумента: шарф в руках девушки опустился почти до пояса, юбка от птичьего помета вся покрылась коррозийными язвами, а правая нога неестественно искривилась. Демонтаж знаменитой скульптуры - отдельная эпопея, о которой сегодня красноречивее всего расскажут фотографии. Огромные стальные руки, занявшие все пространство перед монументом, или головы, которые на высоте казались вполне человеческими, а на земле выглядят устрашающе... Характерно, что работы по демонтажу не были вовремя профинансированы и велись в опасном режиме. Фактически скульптуру разобрали без специальных строительных лесов, с помощью вышки, которую предоставило МЧС, и крана. Вряд ли этот подвиг кто-нибудь решится повторить, поэтому сейчас перед архитекторами стоит главная задача - спроектировать такие металлические несущие конструкции, чтобы к каждому элементу памятника был обеспечен безопасный для жизни будущих реставраторов доступ. Не меньшую головную боль вызывает вопрос о реставрации самой стали. Этим, кстати, не в последнюю очередь объясняется затягивание сроков сдачи объекта-символа. До конца прошлого года, например, скульптура, разделенная на 40 фрагментов, изучалась в лабораториях Центрального научно-исследовательского института строительных конструкций имени В.А.Кучеренко - тамошние специалисты проводили детальные исследования оболочки скульптуры и несущего каркаса. Кстати, уже известно, что новый каркас будет выполнен из хромоникелетитанового сплава. Сохранить всю нержавеющую оболочку скульптуры в неприкосновенности не удастся, около 15 процентов составных частей оболочки монумента будут полностью заменены. По окончании реставрации все фрагменты скульптуры покроют специальным защитным слоем, наподобие того, каким покрываются детали оболочек космических кораблей. За этим составом пришлось обращаться еще в одну серьезную структуру - Федеральное агентство по атомной энергии. По словам руководителя реставрационных работ Вадима Церковникова, если все задуманное удастся выполнить, "Рабочий и колхозница" простоят более 150 лет. Но когда наконец можно будет начать отсчет новой эпохи? Не секрет, что начать работы долгое время не позволяли финансовые трудности. Финансирование проекта брали на себя то федеральные, то московские власти. Инвестором воссоздания павильона Бориса Иофана стало ЗАО "Многоярусная подземная автостоянка" - владелец подземного гаража, расположенного рядом с монументом. Но финансировать реставрацию памятника инвестор не соглашался, а власти даже сообща никак не могли наскрести нужную сумму. Все, чего удалось добиться реставраторам, - так это решения Правительства Москвы о том, что установка скульптуры станет первой очередью строительства центра. Это позволит реставраторам не беспокоиться за дальнейшую судьбу памятника: какой бы ни была окружающая застройка, она уже не сможет "убить" знаменитую мухинскую композицию. Кстати, устанавливать "Рабочего и колхозницу" на прежней высоте сегодня почти не имеет смысла: ее целостному восприятию теперь мешают эстакада путепровода вдоль проспекта Мира и монорельсовая дорога, - поэтому-то и придумали центр-постамент, который вознесет отреставрированную скульптуру на "историческую" высоту в 34 метра. Вслед за финансовыми трудностями последовали организационно-правовые. Правительство Москвы обвинило творческо-производственные мастерские "БИОР" под управлением реставратора Вадима Церковникова в нецелевом использовании выделенных средств и в преднамеренном затягивании сроков реставрации. Те, в свою очередь, переводят стрелки на Главное управление охраны памятников Москвы, которое не сделало вовремя проектно-сметную документацию. В общем, вокруг стальных изваяний разгораются вполне человеческие страсти. В конце ноября руководитель столичного стройкомплекса Владимир Ресин провел специальное совещание по ситуации с "Рабочим и колхозницей". Вместо Главного управления охраны памятников Москвы функции заказчика перешли к акционерному обществу "Москапстрой". С "БИОРа" же сняты все финансовые претензии. Кроме того, Владимир Ресин распорядился организовать еженедельные совещания с рассмотрением хода работ, закончить которые необходимо в течение года. Впрочем, вряд ли реставраторам удастся успеть. И причины будут чисто бюрократические: из-за смены заказчика всю документацию на торговый комплекс и постамент придется переделать. Вот почему реставраторы назначенную начальством дату - 2006 год - подтверждают крайне неохотно. Они предпочитают говорить, что в разобранном виде "Рабочий и колхозница" могут находиться около семи лет. Два из них уже прошло. Также в рубрике:
|