Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 7 (7517) 16 - 22 февраля 2006г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
Телевизионный смотрительТоварищ Бендер по дороге в ЗАГС"Золотой теленок" на "Первом" СЕРИАЛАнна ВИКТОРОВА
С этим сериалом связана история почти анекдотическая. Всего две недели назад "Первый канал" анонсировал его как свою самую громкую и долгожданную премьеру, сейчас же руководство канала в спешном порядке выясняет, кто именно решил поставить в эфир столь сомнительное произведение телеискусства. Благодаря грамотной рекламной кампании первые серии "Золотого теленка" получили вполне приличный рейтинг, а обилие рекламы полностью окупило затраты канала на создание сериала. Однако при этом сериал вызвал практически единодушное негодование телезрителей. И, честно говоря, это вселяет некоторый оптимизм. Поясню: недавние соцопросы показали, что 60 процентов российской телеаудитории удовлетворены качеством транслируемого по отечественному ТВ юмора. Казалось бы, после столь убийственных цифр от зрителей можно было ожидать чего угодно, в том числе и восторгов по поводу Бендера Олега Меньшикова и перевранного финала романа Ильфа и Петрова. Но российского человека так просто не проведешь: долгими зимними вечерами он готов смеяться над шутками любой степени примитивности, но на святое (читай: самый смешной роман XX века) замахиваться не позволит. От "Аншлагов" и "Смехопанорам" качества никто не ждет, и совсем иное - произведения Ильфа и Петрова и их небезупречные, но заслуженно любимые народом экранизации. "Великий комбинатор - без купюр. Но - в погоне за ними. В новом многосерийном фильме непревзойденный генератор идей, мастер метких выражений и обладатель "медального профиля" поделится со всеми зрителями неординарными решениями". Так начинался анонс сериала, размещенный на сайте "Первого канала". О том, до чего довела создателей фильма пресловутая погоня за купюрами, кажется, не писал только ленивый: "Золотой теленок" был поставлен в эфир в то же время, что и в "В круге первом" телеканала "Россия". Прием с эффектным названием "контрпрограммирование" сделал свое дело: рейтинги первых серий обоих сериалов были практически одинаковыми. Позже "Россия" сместила свой фильм на десять минут раньше, проявив тем самым к своим зрителям лестное уважение, тогда как "Первый" продолжал трубить о том, что "новые времена, новые поколения неизбежно требуют появления нового товарища Бендера". Режиссер-дебютантка, 26-летняя Ульяна Шилкина, переложившая "Золотого теленка" на язык телевидения, наверное, и представить себе не могла, что будет конкурировать с Солженицыным и Панфиловым. Ее фильм - веселенькая, почти лубочная картинка, где на фоне зеленых березок и ярко-желтой "Антилопы Гну" звучат с детства знакомые цитаты, непонятно почему привязанные именно к такому пейзажу. Остап Бендер в исполнении Олега Меньшикова получился не блистательным авантюристом, но каким-то холодным и пресыщенным снобом, для которого озвучивать бендеровские остроты - трудная и нелюбимая работа. Возможно, звезду номер один подвел как раз его врожденный аристократизм, помогавший с легкостью перевоплощаться в людей сдержанных, волевых, несгибаемых. Бендера, конечно, тоже так просто не согнешь, только вот для Олега Евгеньевича (или Ульяны Шилкиной) это так и осталось загадкой. И своей холодностью Меньшиков, кажется, заморозил и исполнителей всех остальных ролей: образы Балаганова, Козлевича и Паниковского могли бы стать визитной карточкой актеров, но этого не случилось. Вместо пресловутого вживания в образ на экране мы видели кое-как расписанных картонных персонажей, кривлявшихся под указку сидящего за ширмой человека. Создатели фильма все твердили о том, что новый Бендер должен быть не таким, как прежде, и ради этого даже переделали финал романа. Если в последней авторской редакции роман заканчивался неудавшимся бегством Бендера за границу, то Ульяна Шилкина решила женить Остапа на Зосе. Как известно, изначально Ильф и Петров именно так и думали закончить роман, но затем отказались от этой идеи. Режиссер же аргументировала свое намерение тем, что Бендер XXI века заканчивает не моральным падением, но моральным возвышением, а именно решением связать свою жизнь с любимой женщиной. В своем порыве создать положительный образ Великого комбинатора г-жа Шилкина, к счастью, не зашла слишком далеко: фильм заканчивается дорогой Остапа и Зоси в ЗАГС, а не пышной свадьбой, что было бы совсем уж по-голливудски. Недостатки сериала под названием "Золотой теленок" можно перечислять еще очень долго. Были у фильма и удачи: то Олег Евгеньевич вдруг ненадолго выйдет из летаргического сна, то промелькнет удачный крупный план. Но главный итог, увы, неутешительный: после просмотра такой экранизации люди не ринутся в книжные магазины скупать первоисточник. В них не пробудили интерес ни к главному герою, ни к его эпохе. Сериал вообще как будто снят вне контекста: время Бендера изображено плоско и карикатурно, его шутки звучат совсем несмешно. Волей-неволей задумаешься: а так ли ироничен роман Ильфа и Петрова, как мы привыкли думать? Может быть, он уже не может веселить? Хорошо, если эта мысль станет стимулом к прочтению "Золотого теленка". Также в рубрике:
|